Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей
консультация

Плетнева Юлия Александровна

Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. Процесс воспитания остается сложным как в школе, так и в семье. Но, тем не менее, главная роль в формировании духовности должна принадлежать семье. Нельзя возлагать дело воспитания только на общественность (детский сад и школу). Семья несет ответственность за духовно–нравственное начало будущей личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rod_sobranii.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей

Нет никакого высшего искусства, как

искусство воспитания. Живописец или

ваятель творят только безжизненную

фигуру, а мудрый воспитатель создает

живой образ, смотря на который

радуются Бог и люди.

Святитель Иоанн Златоуст

Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. Запас культурных поведенческих навыков проявляется при выходе учеников из учебного заведения. Курение, употребление спиртных напитков, грязнословие – желанное удовольствие современной молодежи.

Процесс воспитания остается сложным как в школе, так и в семье. Митрополит Иоанн Снычев в книге «Русь соборная. Очерки Христианской государственности» так говорит о значении духовно- нравственного воспитания: «В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от наших великих предков, бесспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя о проблемах державного строительства современной России, не может обойти вниманием естественные особенности русского бытия, многократно являвшие себя на тысячелетнем пространстве российской истории. Наиболее яркой его особенностью нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования. Народ хранил религиозно–нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра»


        В России на процесс воспитания смотрели как на святое и ответственное служение народу и государству. Ф.М. Достоевский писал: «Идеалы российского народа сильны и святы, они–то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом». Для Ф.М. Достоевского быть русским и быть православным значило одно и то же. Христианство – это не идеология, это – жизнь, это – горение сердца человека. Духовная истина должна стать основой сознания подрастающего поколения, современности. Современное общество, особенно дети, нуждается в духовной нише, поэтому и слово «воспитание» в
Православии считается «питанием души», без чего человек не может состояться как личность.

Любая государственность опирается на нравственность, которая «взращивается» духовностью. Духовно–нравственные беды в современном обществе происходят от незнания простых духовных истин, заложенных в Евангельских Заповедях (законах), сдерживающих человеческую природу и точно указывающих нам суть духовного совершенства, высокой нравственности. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - гласит заповедь и «прямой стрелой» уничтожает эгоизм, который в обществе сталкивает разные личности в конфликт и агрессию.


        Любая вседозволенность развивает распущенность нравов, от которой страдает общество и, в первую очередь сама личность, страдает его духовное состояние: нарушается правильный «образ» мыслей, чувств, желаний, из которых «вырастают» действия.
        К сожалению, разрушение моральных устоев во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение, которое насаждает фальшивые «общечеловеческие» ценности, разрушает традиционный русский семейный уклад, пропагандируя в среде молодежи культ насилия и богатства, бесстыдство и прожигание жизни!
А главная роль в
формировании духовности должна принадлежать семье. Нельзя возлагать дело воспитания на общественность (детский сад и школу). Семья несет ответственность за духовно–нравственное начало будущей личности ребенка.

         

         Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

  1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
    - супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я";
    - почти полностью утратилось представление
    о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
    - супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

 

  1. Повреждены устои семьи:
    - фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
    - утрачен традиционный уклад семейной жизни;
    – нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
    - традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

  1. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
    - культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
    - продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
    - растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
    - увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

  1. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
    - утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
    - не имея навыков совместного проживания
    с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
    - прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
    - утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
    - представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в
    воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

  1. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
    - чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
    - нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в
    молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
    - духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
    - у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
    - в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

  1. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи

  1. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
    - в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
    - массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.

         Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

         

         Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства".

         Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством
1. восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престиж материнства и отцовства,
2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,
3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,
4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

        Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) - заключается в
исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

        В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

         

         И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

        Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

         

         Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:


- святитель Василий Великий:
"Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";
-
святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";
-
святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";
-
священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью". 

         

         Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

 

         Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

        Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в
профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

         

         За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

         

         Из выше сказанного можно сделать вывод: на что же мы, учителя, классные руководители должны обращать внимание в работе с родителями и детьми. Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:


1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.


        К сожалению, в настоящее время не каждая семья является основной подвижницей духовного становления детей. Задача педагогов школы и системы дополнительного образования оказать содействие и помощь в
формировании духовности у подрастающего поколения. Воспитание должно основываться на опыте отечественной православной педагогики, предусматривающей воспитание таких ценностных качеств личности как послушание, доброта, отзывчивость, любовь к окружающим людям, оказание посильной помощи и доброго совета близким: родителям, друзьям, нуждающимся людям.

         Православная вера лежала в основе нашей отечественной культуры, образования и просвещения. Эта культура была высоко духовной по своему содержанию, поэтому изучение основ Православия в школе поможет подрастающему поколению обрести дыхание жизни, воскресить угаснувшее сегодня национальное достоинство. В результате воспитания на основе русских православных традиций происходят изменения в нравственном сознании детей. Даже агрессивные дети успокаиваются, умиротворяются, совершают благоразумные поступки, изменяют отношение к себе и окружающим.


         Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. Забытая Евангельская заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» открывает нам причины семейных бед. В ней заложен духовный смысл благополучия и долголетия. Проведение семейных встреч с беседами о православных традициях позволяет объединить членов семьи общими интересами, воспитать уважение к старшему поколению, научить быть благородным во всем, как достойный продолжатель своего рода, несущий ответ за свои поступки перед всем родом.


        Основой для духовно–нравственного семейного воспитания служит книга «Дивный свет». Письма, дневники и записи святой мученицы Александры, последней Всероссийской Императрицы – это уникальное собрание ценных советов о духовно–нравственном воспитании детей и о взаимоотношениях членов семьи на основе Веры, Любви и Уважения: «Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом – самое родное место в мире»… «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения…».

         

         Организация экскурсий, проектно-исследовательских работ по Святым местам родного края дает возможность соприкоснуться с духовными подвигами наших великих предков; возродить Образ Божий, живущий в душе; дать силу и способность сопротивления злу; вдохновить на добрые поступки; воспитать любовь к Отечеству. «Любовь к отечеству лишь тогда плодотворна и по–настоящему тверда, когда она опирается на прочный духовный фундамент, на многовековые народные Святыни, на традиционные религиозные ценности национального самосознания.

Потомкам

Пройдут года, придут другие люди

Родные, но неведомые нам.

Нас на земле тогда уже не будет,

Но будет Храм! Как прежде, будет Храм!

Пускай судьба не будет к вам суровой.

И как – нибудь в свой самый светлый час

Вы помяните добрым тихим словом

Всех тех, кто жил на свете ради вас.

Я знаю, это будет все когда–то,

И потому прошу вас об одном;

Пусть и для вас все это будет Свято,

Как незабудки в поле за селом.

                                                                                                         ( Т. Асабина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".

В данной презентации перечислены все правила родительской  гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьника

В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных  проблем.   Потребности современного общества возлагают на шко...

родительское собрание « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Показать родителям  значимость  духовно  -  нравственного   воспитания  детей в семье.Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицат...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Сообщение на общешкольном родительском робрании....

Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»  ...