Главные вкладки

    базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
    статья по физике по теме

    Доценко Анастасия Александровна

    Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников»

    В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

    Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

    Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе. Наше образовательное учреждение не является базовой площадкой по направлению духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, но «Гимназия №13» всегда была инновационным учебным заведением, и для нас важно будущее наших учеников. Перед нами стоит задача воспитать духовно богатую личность. Поэтому мы  нашли свои пути реализации данного направления, разрабатывая правила, по которым будем осуществлять свой поиск, опираясь на науку, собственный опыт, учитывая преемственность и традиции гимназии. Очень важно создать целостное пространство духовно – нравственного  развития и воспитания школьников,  для которого требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений культуры и спорта и многих других, но главное место принадлежит образовательному учреждению.

    Наше учебное заведение отличается своим открытым диалогом с семьей и обществом. Именно семья – наш главный помощник и оппонент во всех начинаниях гимназии в области духовно – нравственного развития и воспитания детей. Мы следуем правилу разноплановости в своей внеурочной деятельности и всегда настроены на позитивный разговор с детьми и их родителями.

    Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания -  принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. На уроках и во внеурочной деятельности, мы стараемся «достучаться» до каждого ребенка, раскрыть все самое лучшее, что в нем есть. Поэтому и уроки физики так же являются одной из составляющих данного процесса. Ведь еще М. В. Ломоносов говорил: "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, должно быть мерилом жизненного смысла" (Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42). Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя следующие аспекты:

    Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

    Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

    Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

    Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

    Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

         Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих из них были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Например: в 7 классе в разделе «Введение» по теме «Физика и техника» показать значимость открытий наших ученых, начав с М. В. Ломоносова, рассказать о его работах в области физики. Привести цитату, которая выражает весь потенциал ученого: «Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли…»

    В курсе физики 9 класса при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства рассмотреть работы К.Э. Циолковского и С.П. Королева, первого космонавта – Ю. А. Гагарина, показать, что наш край так же славится своими космонавтами. 

    Раскрывая эти темы, ребята сами заговорят о человеческих качествах, представляющих, на их взгляд, наибольшую ценность. Придут к выводу, что движение по дороге, где соединяются Истина, Человеческий долг, Совесть, приведет к духовному возрождению и преображению человечества. Это движение не только возможно, но и необходимо.

         Кроме того, портретные галереи ученых, выставки и стенды в кабинете физики, использование литературных, исторических примеров на уроке, использование звукозаписи высказываний ученых, видеофильмов, экскурсий, организованных учителем и родителями способствуют духовно-нравственному воспитанию наших гимназистов. Например, в 8 классе в качестве домашнего задания попросить выучить стихотворение, в котором содержатся изучаемые ими физические явления. Прочитывая литературное произведение, ребята увидят физические явления, изображенные автором в своем произведении, прочувствуют всю красоту природного явления и захотят узнать, почему так происходит, что приведет к пониманию единства науки и природы.

    Связав себя с педагогической профессией, учитель всегда, хочет он этого или нет, сталкивается с главной задачей и проблемой воспитания –  нравственным выбором. Это та суперзадача, которой «все возрасты покорны». Цель педагога – научить наших подопечных психологически правильно его осуществлять и жить в постоянной готовности к его совершению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

    Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

    Экологическое воспитание школьников на уроках физики

    презентация к открытому мероприятию в 10 классе...

    Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

    Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

    «Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников через исследовательские работы и проекты».

    Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что п...

    Экологическое воспитание школьников на уроках физики в 7-8 классах

    Современное общество озабочено вопросами формирования здорового образа жизни, созданием комфортных условий для сохранения здоровья людей, уменьшением вредного воздействия деятельности человека на прир...

    Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"

    Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...

    Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

    Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...