Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы
презентация к уроку

Рундина Елена Михайловна

Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx135.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы Тема

Слайд 2

2

Слайд 3

3 Постановка проблемы : прослушав текст, подумайте над вопросом: « Что дает автору вдохновение, волю к жизни?»

Слайд 4

Мы ещё повоюем! Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. Я поднял голову… Передо мной, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила в даль дорога. И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно! А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мной кружит мой ястреб… – Мы ещё повоюем, черт возьми! Ноябрь, 1879.

Слайд 5

5 Поиск ответа на проблемный вопрос. самостоятельная работа с текстом: выделите, пожалуйста, детали, ключевые слова.

Слайд 6

6 1группа: Душевное состояние героя стихотворения в начале текста. 2 группа: Описание семейки воробьев. 3 группа: Новое настроение рассказчика.

Слайд 7

Душевное состояние героя стихотворения . -«полный раздумья» -«тяжёлые предчувствия» -«унылость овладевала мною» -«поднял голову» -«по большой дороге» -«стесняли мою грудь» -«уходила в даль дорога»

Слайд 8

8 Описание семейки воробьев. -«раззолоченная ярким летним солнцем» -«прыгала гуськом» -«бойко, забавно, самонадеянно» -«так и надсаживал бочком, бочком» -«дерзко чирикая» -«словно черт ему не брат» -«завоеватель – и полно!»

Слайд 9

9 Новое настроение рассказчика. -«поглядел, рассмеялся, встряхнулся» -«грустные думы тотчас отлетели «прочь» -«отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я» -«и пускай надо мной кружит мой ястреб…» -«Мы ещё повоюем, черт возьми!»

Слайд 10

10 Как вы думаете: Почему человек впадает в уныние? Что помогло автору перестроить себя? Чему научили нас тургеневские воробьи?

Слайд 11

11 Закончите предложение: «С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…»

Слайд 12

12 Закончите предложение: «С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…» Возможные ответы: 1) мир живой и даже неживой природы; 2) общение с другими людьми; 3) философские раздумья, искусство; любовь во всех смыслах.

Слайд 13

13 Поразмышляем Как вы считаете, зачем я задавала эти философские вопросы? К каким размышлениям они приведут наших учащихся?

Слайд 14

14 Вывод: « Мы еще повоюем!» - этим оптимизмом нас наполняет стихотворение И. С. Тургенева. Не унывать, «перестраивать» себя, искать вдохновение всюду! Жить! - это главная мысль произведения.

Слайд 15

15 . Воробей Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой- и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно. И он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. - Да , не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей перед любовным её порывом. - Любовь , -думал я ,- сильнее смерти и страха смерти. - Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель,1878

Слайд 16

16 Возможная модель учебного занятия: 1) Слово учителя 2) Постановка проблемы: “Что сильнее: жизнь или смерть?” 3) Выразительное чтение 4 ) Самостоятельная работа с текстом в парах. Задания (на выбор) - цепь событий (сюжет) - описание воробья - чувства рассказчика 5) Обсуждение 6) Письменный ответ на вопрос (на выбор) - Что заставило воробья вести себя именно так? - Чем восхищается автор? - За что мы можем отдать жизнь? 7) Заслушивание ответов 8) Кульминация. Продолжите предложение: “Сильнее страха смерти в жизни бывает…” 9) Размышление над ответами 10) Вывод: Сила жизни может вытеснить даже смерть 11) Рефлексия

Слайд 17

17 Рефлексия: Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным? В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение? Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...