выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
статья по теме
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Но кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
.
.Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности.
Измалкина Татьяна Витальевна
МБОУ «Тучковская СОШ №3 с
углубленным изучением
отдельных предметов»
учитель русского языка и литературы
1 квалификационная категория
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Но кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений, то есть переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал по литературе и грамматике нравственности.
Экспериментальный курс « Грамматика нравственности «, который преподается в нашей школе вот уже более 15 лет ..,подразумевает планомерное формирование в учениках базовых моральных и нравственных представлений. Программа «Грамматика нравственности» составлена на основе программы Эраста Павловича .Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Грамматика нравственности»
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
В этом учебном году я преподаю «Грамматику нравственности» в 5 и 7классах. Основные методы проведения занятий-уроков -обсуждения и дискуссии, логический анализ, творческо-исследовательские задания, которые позволяют раскрыть внутренний мир учащихся, вызвать их на откровенный разговор, выслушать мнение.
Так в 5 классе при обсуждении тем :» ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК - КТО ОН?, ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕБЕ?НАШИ ЧУВСТВА И ПОСТУПКИ « и т.д. учащиеся активно вступали в диалог не только с учителем, но и между собой, доказывая и отстаивая на примерах из литературных произведений и из своего , пусть небольшого жизненного опыта , свою точку зрения . Уроки нравственности я стараюсь чередовать с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, жизненными ситуациями. Ребята с интересом пишут сочинения, где высказывают свое мнение и свой взгляд на ту или иную жизненную ситуацию. Форма проведения уроков -исключительно свободная. ,.потому что ребенок, подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс - строго индивидуален.
Тема урока: "Почему я ссорюсь с друзьями?" (1 час) (урок входит в раздел "Я и мои близкие", следует за уроками по теме "Как я выбираю друзей?")
Цели урока: показать, что настоящего друга найти сложно, но легко потерять, что друзей нужно беречь, прощать, что мелкая обида может привести не только к ссоре, но и разрыву отношений, научить предупреждать ссоры, выявлять их причины, грамотно разрешать конфликтные ситуации.
В качестве домашнего задания я предложила учащимся написать сочинение о своём лучшем друге, отметив его личностные качества, обратив внимание на то, что именно они ценят в своих друзьях.
Вот примеры из сочинений:.
1 Миша очень эмоционален, поэтому часто жестикулирует, когда говорит. У него добрая улыбка и весёлый, заразительный смех.
Миша — верный товарищ. Он никогда не откажет в помощи и не подведёт. Это чуткий человек. Говорят, что друг познаётся в беде. Я согласен с этим утверждением. В прошлом году я целый месяц не ходил в школу, потому что сильно болел, и Миша каждый день навещал меня, поддерживал, помогал делать уроки.
Я очень хочу, чтобы наша дружба продолжалась ещё долго, а лучше — всю жизнь!
2 Дружба - нелёгкое испытание, которое выдерживает не каждый. . Нужно уметь прощать друзей, находить компромисс, делать первый шаг к примирению, стремиться не спешить обвинять других, а искать причину конфликта в первую очередь в себе.
Предмет « литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А.Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее не виданное.
Литература - это искусство, искусство узнавать, где добро, где зло, поэтому не говорить о нравственных проблемах нельзя. Главное в работе учителя словесности – приобщить, привить, в конечном счёте, воспитать, сопереживая героям произведений, перевоплощаясь в них, споря с ними, помочь ребятам заглянуть в себя; ценить свою индивидуальность.
А решить проблему духовно-нравственного воспитания помогают произведения литературы. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Бориса.Васильева, Виктора . Астафьева, Валентина .Распутина, Юрия .Бондарева и многих других.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов ,даже о роли семьи в воспитании человека.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха».
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества( загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.)идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность, которые помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.
Сказки ,которые мы изучаем в 5классе,(это и русские народные «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» и литературные А С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В Жуковский »Спящая царевна» и другие) воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине, вызывают протест против существующей действительности, учат мечтать, заставляют творчески мыслить и любить будущее человечества.
Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка .
Сказка является одним из важнейших нравственно-педагогических средств формирования личности.
Современное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Изучение литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов произведений, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков литературы и грамматики нравственности обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004.
Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т. 4.
Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.;
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2000.
Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2002 г.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 г.
Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2001 г.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004 г.
Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т. 11.
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. – 376 с.
Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.
Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002.
Краткий словарь по философии. – М.: 2002.
Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2001;
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.
Ницше. Сочинение в 2-х томах – М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.
Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;
Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997;
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003.
Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)
Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....
Материал выступления на районном семинаре по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Духовно-нравственное воспитание школьников...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе
Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе...
Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС. ...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...