Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_dukhovno.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар

муниципального района Клявлинский Самарской област

 «Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся    на уроках литературы»

                                   

Выполнила: Яковлева Галина Викторовна

учитель русского языка и литературы

                     

                                       

                                                    2014г.

В современных условиях на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.  Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Прививая молодым людям любовь к русской литературе, мы можем развить в них чувство гордости за то, что они – наследники отечественной культуры, и тогда они смогут в полной мере осознать себя гражданами своей страны, быть ответственными за ее настоящее и будущее. 

Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, сюжетом которой, по точному замечанию Д.С. Лихачева, является мировая история, а темой – смысл человеческой жизни.

В учебнике-хрестоматии для 8 класса в разделе «Древнерусская литература» представлены два замечательных произведения житийной литературы, обладающих высоким духовно – нравственным потенциалом: «Сказание о житии Александра Невского» и отрывок из повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», созданной на основе жития святого, написанного Епифанием Премудрым.

Все мы знаем Александра Невского как мудрого и мужественного полководца. Слава его была настолько велика, что ему посвятили житие. Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной. Нужно подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения,

После того, как учащиеся дома самостоятельно ознакомились со «Сказанием о житии Александра Невского», проверяю знание текста, предлагая учащимся  прочитать фрагменты произведения. Для дальнейшей работы использую вопросы и задания учебника.

При знакомстве с главами из повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» упор делаю на личность святого, готовя учащихся к сочинению-рассуждению «Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?»

Разговор о святом начинаем  со знакомства с его родителями, особенностями семейного воспитания. Обращаю внимание учащихся  на то, как «замечательны были отношения Варфоломея с родными. …какое чувство меры! Сын остаётся именно послушным сыном, житие подчёркивает это, да и факты подтверждают…».

Продолжая работу с текстом, задаю вопросы:

- Какие черты будущего Сергия проявились в истории с учением Варфоломея?

- В чём, по мысли автора, призвание будущего святого?

- Как вы понимаете пророчество старца: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведёт за собой к уразумению Божественных заповедей»?

По завершении изучения раздела «Древнерусская литература» в 8 классе предлагаю учащимся написать сочинение «Святые заступники Руси».

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова А.Платонова при знакомстве с его рассказом "Юшка” в 7 классе: "Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. В конце изучения произведения учащиеся пишут сочинение « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание ?»

Завершая разговор о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить те основные положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы.

1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план
выдвигается ее духовно-нравственный и художественный потенциал, обес-
печивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности, а так-
же более глубокое и полное понимание произведений художественной ли-
тературы.

2.Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литера-
туры является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и
достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в
процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование челове-
ка.

3. Полноценное осмысление учащимися произведений художественной ли-
тературы  происходит, если в процессе анализа особое внимание обращает-
ся на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на
связь произведения с жизнью, с мировоззрением писателя, с литературны-
ми традициями, на фоне которых рождается произведение.

«Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы славянского духа…»,- эти слова писателя А.М.Горького как нельзя лучше подтверждают мнение, что русская литература является неиссякаемым источником воспитания патриотических чувств у молодого поколения, осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, формирования чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка

В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "

     Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...

доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»

Представление опыта на городской конференции в формате вебинара «Практика использования современных образовательных технологий в реализации программ воспитания и социализации в образовательных у...