Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)
статья (литература) на тему

Енина Алла Алексеевна

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx89.62 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА: Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы (православный аспект )

                                                           План:

1 Введение……………………………..………………...………

2 Воспитание через урок литературы

3 Библия на уроках литературы

4 Список использованной литературы..………………

5 Приложения…………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ          

         В самом слове «воспитание» заложен  высокий и сокровенный смысл. Воспитывать – означает «питать» духовно. В былые времена, когда на Руси в учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке, личности его  высокое предназначение: рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей  жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу; личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали и этим нормам обязан был следовать каждый христианин, независимо от его происхождения.[1]

Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их евангельской истиной, мыслили категориями Православия, и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это, но и в самом художественном творчестве.  Питало душу, воспитывало слово Божие, пример святых подвижников православной церкви, чья жизнь была отражена в «Житиях Святых» Дмитрия Ростовского (эта книга для обязательного изучения была не только в учебных заведениях, но и в каждой грамотной русской семье). [5]         

Сегодня, когда церковь отлучена от государства и все учебные заведения после мощного атеистического воздействия стали сугубо светскими, как вернуть  педагогическому воспитанию его высокий изначальный смысл?      

Как сегодня, не нарушая основной закон Конституции, напомнить подрастающему поколению об этих святых нормах, как озарить светом Евангельских истин душу растущей личности?     

      В нашей школе система нравственного воспитания личности (православный аспект) осуществляется через систему внеклассных мероприятий (в которых учащиеся участвуют добровольно), через систему уроков литературы, истории, предмета «человек и общество»,     ибо сегодня нельзя не согласиться с тем, что без соотношения с православием  невозможно понять и оценить ни нашу культуру, ни историю Отечества.

Часть 2  Воспитание через уроки литературы.

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, не безобидное благополучие, которые в литературах западных утверждались как идеал всех стремлений людей, а  совесть как основа основ человеческого бытия. Вот что важно: не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие - волновали сознание и душу творцов русской литературы.[6]     

          Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее не виденное.          

    Сейчас молодое поколение редко интересуется книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли.         

Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание  к литературе?               

Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.          

          На уроках литературы рассматриваются через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех добродетель, смирение, искушение.        

Содержание материала – текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия, раскрывается на уроках через метод эвристической беседы с учащимися, через умело организованный  диспут, в который включаются учащиеся всего класса. Здесь применяются всевозможные средства для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из пьес. Все эти средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по совести! Своеволие, уход от воли творца чреват горькой расплатой. На таких уроках, трудно не заметить, что самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в поисках ответа. И такое явление наблюдается на каждом уроке-соревновании.          

    Так почему же литература должна преподаваться все-таки через православный аспект? Классическая литература  создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная  особенность великой русской литературы: эта литература прежде всего ПРАВОСЛАВНАЯ.[3]  

         « Есть лишь одна мера хорошего или дурного - мера, данная Христом.» Эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир»: «Что дурно? А что хорошо? Что  нужно любить, а что ненавидеть?»– эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них, обретя истину на пути к Богу.   Этой мерой  христианского, православного должно измерять сегодня и отечественную классику.

 Пьесу Островского «Гроза» – можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все  эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Чтобы ответь на них нужно обращаться к первоисточникам, т. е. к Святому Писанию, трудам духовных отцов Православной Церкви.     

      Пьеса «Гроза» показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества, в котором старшее поколение утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу.       В доме Кабановых сведено к нулю, приравнено к ничтожеству мужское достоинство сына, извращено понятие нравственных  норм.    На уроке по пьесе Островского «Гроза» рассматривается через православный аспект причина трагедии главной героини. Вместе с учащимися  мы прослеживаем душевную травму Катерины с момента ее рассказа в доме матери, отмечая не только ее поэтичность, мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва  Катерины не была глубокой, а поверхностной. Выросшая  в религиозной, православной семье, Катерина не впитала основы православной веры. На уроках цитируются строчки из Евангелие. Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением.  На уроках используется такой метод, как контроль посредством сочинения. Вот отрывок из сочинения одной учащейся по пьесе Островского «Гроза». «Я думаю: Катерине не случайно было попасть в чужой для нее дом Кабановых. Все трудности Господь посылает нам как бы в испытание, в  изменения себя в лучшую сторону. В Катерине много гордыни, в доме Кабановых надо было учиться терпеть, не рабствовать, а именно учиться уходить от своенравия. Катерина этого испытания не выдержала. Как может верующий человек произнести то, что сказала Катерина Борису: «Возьми меня с собой, ведь все равно уж душу свою я загубила…» Мне страшно было читать ее признание. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда – один шаг до последней погибели – самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, «…отчего люди не летают так, как птицы»?.. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».

      В 11 классе изучается  роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт. Есть богословы, которые утверждают, что Булгаков написал греховное произведение, исказив Евангельский текст. Необходимо остановиться на проблеме, связанной с темою Мастера и Маргариты. Почему оба они заслужили не свет, а покой? Только ли потому, что Мастер отрекся от своего произведения, сломался, хотя и не сдался? А Маргарита, хоть и является в романе жертвенной, самоотверженной, но тем не менее переступает Божьи Заповеди? Дело  не только в этом.  Жизнь людей, живущих в безбожной стране, где в каждом окне можно увидеть по атеисту, действительно горька. Мастер- единственный писатель, написавший роман о Христе, в трудную минуту к нему не обращается, он, отлученный временем, эпохой, обстоятельствами от Православной Церкви, не знает, как к Богу прийти, как не знали тогда тысячи его современников. Своими  страданиями они снимают часть своей вины, освобождаясь от преисподней дьявола, но двери рая, света навсегда закрыты для них.

      Литература в школе способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека.   Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры. Обращение к богатому наследию христианской культуры – актуальная на сегодняшний день проблема.[2]  Приложение 1-3.

           Изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Задача учителя литературы – научить детей этическим принципам Христа, его учеников, научить детей понимать нравственную суть притчей, звучащих из уст Христа. Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его, достаточно обсуждать вопросы о нравственной сущности Библии, ее художественных особенностях.  Приложение 1.

Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. И писатели, и композиторы, и художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений. Но чтобы понять такие произведения литературы и искусства, надо хорошо знать их первоисточник – Библию.[3]

    Так урок по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» можно провести в сопоставлении с притчей Соломоновой, представленной в Писании Ветхого Завета. И.А.Крылов, конечно, хорошо знал Библию и написал басню под влиянием одной из притч Соломоновых:

- Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
- Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя.
-  Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

  Вот откуда появились у великого русского баснописца образы мудрого труженика Муравья и беспечной ленивой Стрекозы. Полезно сравнить текст басни и притчи и попробовать с учащимися определить, что собой представляет мораль в басне, при помощи каких художественных средств преобразовал библейскую притчу в басню И.А.Крылов. А подбор эпиграфа к басне пословицы не только приблизит детей к храму слова русского, но и поможет глубже осознать идею произведения.

Например:

-Делу-время,апотехе–час.
- Кто рано встает, тому Бог подает и т.д.

  Очень интересной может быть работа по притчам (небольшим историям иносказательного характера) Иисуса Христа, которыми он разговаривал с народом, чтобы они были понятны каждому.

Так в 6-ом классе изучается «Притча о добром самаритянине».

Обсуждение вопросов:

- Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце?
- Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина:
- Как вы расцениваете поступок священника и левита?
- Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» - заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи.

Так ненавязчиво ребята должны постигать уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии.

Не осталось ни одного события, ни единого имени, поведанного Библией, которое не было бы многократно переложено на язык поэзии, музыки, красок и философии.

Знакомство с библейскими сюжетами в хрестоматии, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять его.

             Приложения 2-4.

Доброе рождается только из доброго. И доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям и детям их детей, как сказал об этом гениальный выразитель души русской А.С. Пушкин в стихотворение «Памятник»: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»…

Без знания Великой книги, без путешествия в слово «нерукотворный» нельзя понять поэтическую идею стихотворения. На уроке в качестве наглядности должна быть икона Спаса Нерукотворного. На ней изображен только лик Христа, запечатленный на полотенце. Священное придание рассказывает нам историю этого изображения.

Однажды Иисус Христос по просьбе больного князя – Авгаря – посетил его. Умывшись, Иисус взял чистое полотенце и приложил его к Своему лику. И на полотенце отпечатался Его образ, как на фотографии. Когда Спаситель ушел, больной князь помолился перед Его образом и произошло Чудо – исцеление. С тех пор иконописцы повторяют этот образ с отпечатка на полотенце. Отсюда и пошло слово «нерукотворный», т.е. сотворенный не руками, а духом. На этом же уроке придется вновь обратиться к Библии для объяснения словосочетания «Александрийский столп». Рассказ о талантливом воине-полководце Александре Македонском, о покорении ему народов, о его гордыне, которая привела полководца к мысли, что он властелин всего мира, о памятнике своим подвигам, самому себе, приведет к постижению идеи стихотворения. В этом поможет вопрос, где же теперь Александрийский столп? /от него и камня не осталось/, который приведет учителя и детей к библейской притче о Вавилонском столпотворении, о Вавилонской башне, к наказанию Господом людей за их гордыню и тщеславие.

Без знания Библии не понять и Ф.М.Достоевского, его роман «Преступление и наказание». Только знание притчи о воскресении Лазаря поможет учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа.

  Библия – религиозная книга. Но прочитать ее должны все культурные люди, а особенно учителя литературы. Нельзя грамотному человеку не знать Вечной Книги, которую уже тысячу лет читают и перечитывают люди, черпая из нее сокровища Мудрости, нравственные ценности.[5] Изучая фразеологические обороты, обращаюсь к Библии , объясняя происхождение многих фразеологизмов.

Приложение №5.

Без знания Библии нельзя понять, что такое художественная литература, ее глубинный смысл. Библия – Вечная книга – является драгоценным сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Но, привлекая к ней детей, следует соблюдать осторожность. Главное в таких случаях – не расплескать смысл, проявлять терпимость к различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры.[2]

 

                      Использованная    литература:

  1. Введение в христианскую этику. Часть I. Становление нравственной личности. М., 1995.
  2. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., «Мирос», 1992
  3. Дунаев М.М. «Православие и русская литература». М.,»христианская литература», 1996
  4.  Иванова С. А. Введение во храм слова. М. «Школа – Пресс», 1994.
  5.  Митрополий Иоаны. Самодержавие духа из серии «Духовное возрождение Отечества», Санкт – Петербург, 1995.
  6. Харитонова Л. В. Библия – Источник нравственности. Н. Ш. № 5, 1996.

Приложение 1:

Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?"

Цели: 

1) обучающие:

– расширить представления учащихся о Библии (Ветхом Завете) как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
– познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

2) развивающие:

– развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;
– использовать связную речь для выражения своих мыслей;
– умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы;

3) воспитывающая:

– воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета;
– воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Используемый метод: частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: магнитофон, экран, проектор, мультимедийные слайды; аудиозапись Ж. Массне “Размышление” (из оперы “Таис”), И. С. Бах /Ш. Гунно “Аве, Мария”, И. С. Бах “Мелодия на струне соль”, карточки с заданиями группам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. – Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы работаете в 4-х группах, в каждой из которых есть свой координатор. Я очень надеюсь на вашу помощь, координаторы: вы оцените работу своих товарищей в группе, выставив им отметки в конце урока, вам отводится главная роль в координировании деятельности ребят вашей группы.

Я надеюсь на помощь других ребят, активность и достойные ответы которых будут поощряться жетонами, заработанными в копилку группы. Итак…

  1. Вступительное слово, мотивация, целеполагание.

Земля, дом, гостеприимная, жестокая… в далеком прошлом люди вынуждены были сталкиваться с событиями, превышающими возможность их понимания и возможность их влияния,

Боги ветра, дождя, любви, войны, много богов… а потом каких-то 4 тыс. лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколение в поколение в походных шатрах и на привалах, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине неширокой живописной реки, вроде Иордана. Слово это передавали из года в год, из столетия в столетие, пока не вписали в священную книгу – Библию.

Размышляя над тем, каким быть сегодняшнему уроку, я встретилась со множеством мнений насчет Библии. Вот 2 из них (на доске записаны 2 высказывания: Н. Шишакова и З. Косидовского, которые читает учитель): это слова литературоведа Н. Шишакова и писателя, исследователя Библии З. Косидовского:

Священное писание никому не нужно: это духовная отрава, сплетение первобытного невежества, грубых суеверий и жестокого насилия над совестью человеческой.
Н. Шишаков.

К нашему удивлению, мы обнаружили, что Библия является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь.
З. Косидовский.

– Какое из мнений вам ближе? Почему?

– Есть ли у кого-то свое особое мнение? Какое?

– Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Обсудите варианты темы урока в группах. (После обсуждения группы предлагают свои формулировки, вместе выбираем наиболее емкую, точную, понравившуюся большинству учащихся тему. Ориентировочная формулировка темы урока: Нужно ли изучать Библию?). Тема урока записывается на доске и в тетрадях.

– Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, что мы должны понять, осмыслить на сегодняшнем уроке? Каковы будут его цели?

(Ответы учащихся).

– Итак, говоря словами из Библии,

Просите, и дано будет вам,

Ищите, и найдете,

Стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает,

И ищущий находит,

И стучащему отворят.

Евангелие от Матфея, 7.7 – 8

III. Восприятие, осмысление, осознание. 

а) Разминка.

– Итак, первая страничка нашего урока – разминка. Вопросы, которые я буду задавать и ваши ответы на них помогут понять, что вы запомнили, читая библейские истории Ветхого Завета, чем себя обогатили. (За правильные ответы учащиеся получают жетоны).

1. Из каких книг состоит Библия? Почему она распадается на такие части? (Ветхий Завет (жизнь еврейского народа до рождения Христа) и Новый Завет (рождение, жизнь и смерть Иисуса Христа)).

2. Что означает слово “Библия”? (Книга, свиток)

3. Сколько книг понадобилось Богу для сотворения мира? (Шесть)

4. В чем заключалась сила Самсона? (В волосах)

5. Кто были первые люди и что означают их имена? (Адам (человек) и Ева (жизнь))

6. Как Бог проверил преданность Адама?

7. В чем заключалась миссия Моисея?

8. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой? (Иудаизм, христианство)

б) – Да, Библия – это прежде всего религиозное произведение. Как вы думаете, зачем оно написано?

– Какие законы, заповеди провозглашаются в Библии?

  1. Бог для всех один.
  2. Не поклоняйся идолам.
  3. Не произноси имя Бога всуе.
  4. Шесть дней работай, один отдыхай.
  5. Люби отца и мать своих.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не доноси и не лги.
  10. Не завидуй.

– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет?

– Почему мы называем эти законы общечеловеческими?

– Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом)

в) – Кстати, Ноев ковчег – как называется такое крылатое выражение в языкознании? (Фразеологизм)

– Крылатые выражения – так называется наша следующая страничка.

Задание группам: на карточках, которые я вам раздам, записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы). Дайте им современное толкование и объясните их происхождение. (Фразеологизмы на слайде появляются после ответов представителей групп)

Фразеологизмы:

  1. Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.
  2. Валаамова ослица (Числа, 22, 27 – 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший.
  3. Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого – либо бедствия.
  4. Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное.
  5. Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос.
  6. Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.
  7. Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый.
  8. Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения.
  9. Змей-искуситель (Бытие)
  10. Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.
  11. Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего – либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.
  12. Каинова печать (Бытие)

Ответы групп.

– Составьте устно предложения с одним из фразеологизмов.

– Какой еще вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем нужно ее изучать? (Библия – источник многих выражений, которые обогащают наш язык, служат для создания выразительности).

2) Дифференцированная работа в группах

– Мы продолжаем расширять ваши представления о Ветхом Завете Библии, и следующий этап урока – работа в группах с разными заданиями.

Цель ее – понять значение Библии в разных областях человеческой жизни: музыке, литературе, живописи, скульптуре, истории.

Задание группе № 1.

  1. Какова роль Библии в исторической науке? (Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)

Задание группе № 2

  1. Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?
  2. Чему учит нас каждая Библейская история, рассказанная вами?

1. Певец – Давид был ростом мал,

Но повалили же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

(А. С. Пушкин)

(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).

2. О, зачем тебя назвали Даниилом?

Все мне снится,

Что тебя терзают львы.

(М. Цветаева)

(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)

3. Отравлен хлеб,

И воздух выпит,

Как трудно раны

Врачевать.

Иосиф, проданный

в Египет,

Не мог сильнее тосковать.

(О. Э. Мандельштам)

(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)

Задание группе №3:

  1. Рассмотрите репродукции картин и скульптуры.

Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.

  1. Опишите устно, составив связный рассказ. Одну из картин /скульптур.

Использованные картины / скульптуры:

  1. Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;
  2. Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;
  3. Дюрер “Адам и Ева”;
  4. Микеланджело “Моисей”;
  5. Караваджо “Давид с головой Голиафа”

Задание группе №4:

  1. Вслушайтесь в звучную мелодию. Кому посвящено это произведение?
  2. Какая картина представляется вам? Опишите свои мысли и чувства, возникающие у вас при звучании этого произведения. (И. С. Бах / Ш. Гунно “Аве, Мария”

Группы работают, в это время звучит произведение И. С. Баха / Гунно “Аве, Мария”.

д) Ответы представителей групп.

– Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины.

Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)

Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.

  1. Библейские истории нашли свое отражение и в литературе, произведениях многих писателей и поэтов. Библия была настольной книгой многих из них.
  2. Ответ группы № 2. Библейские отзвуки в литературе.

Выводы (Зачем нужно изучать Библию? Многие произведения литературы были бы для нас непонятны, если бы мы не знали библейских сюжетов).

  1. Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными художников, скульпторов. Произведений искусства, посвященных библейским сюжетам, великое множество. Здесь представлены лишь некоторые из них:

  1. Ответ представителей группы №3. Выводы. Названия картин и скульптур появляются на слайде после ответа представителей групп.
  2. И, конечно же, Библия – это источник вдохновения для музыкантов, композиторов. Одно из музыкальных произведений здесь звучало, а группа №4 готовила ответ на свое задание.
  3. Выступление группы №4. Выводы(зачем изучать Библию?)
  1. Подведение итогов, выводы

– Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке?

О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло?

– Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить: нужно ли изучать Библию? Зачем?

– У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет побольше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов; если у вас появится такое желание – обращайтесь ко мне за помощью, советом консультацией.

Оценка работы групп и отдельных учащихся.

  1. Подсчет жетонов. Итоги.
  2. Домашние задание: сочинение “Зачем нужно изучать Библию?”

 Используемая литература:

  1. Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян: Тексты/ Сост.: З.Н. Новлянкая, Г. Н. Кудина, – М.: ИНТОР, 2000.
  2. Л. Таксиль, Забавная библия. – М.: Политиздат”,1961.
  3. З. Косидовский Библейские сказания. – М.: Политиздат, 1978
  4. Д. Д. Фрэзер Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1985
  5. Библия для детей. – М.: РИО МГПО “Мосгорпечать”, 1991
  6. Уроки внеклассного чтения в 5 классе: Азбука общения с книгой/ Сост.: Л. Я. Гришина, Е. В. Горейкова; И. л. Старцева, А. В. Шаравин. – Изд – во БГПИ, Брянск, 1994
  7. Н. С. Ашунин, М. Г. Ашукина Крылатые слова. – М.: Художественная литература,1988

Приложение 2

В 9-м классе, изучая творчество А.С. Пушкина, говорим о библейской основе стихотворений «Пророк» (Книга Пророка Исаии, гл. 6), «Дар напрасный, дар случайный» (Книга Иова, гл. 1, ст. 1, 6, 8, 12; гл. 7, ст. 17–18, 20–21), «Воспоминание» (Псалтирь, псалом 50).

Для анализа стихотворений учащиеся получают карточку-информатор с библейским текстом и карточку с заданиями.

Анализируем стихотворение «Пророк» по следующим вопросам:

  1. Сравните стихотворение с отрывком из Книги Пророка Исаии. В чём расхождения сюжета стихотворения Пушкина с библейским сюжетом?
  2. Почему серафим выбрал именно этого человека?
  3. Что означает место встречи — “перепутье”?
  4. Почему, по-вашему, именно органы зрения и слуха изменил серафим? Как изменились органы зрения и слуха?
  5. Для чего был изменён человеческий язык?
  6. Почему пророку не подходит “трепетное” сердце?
  7. Что превратило “труп” в пророка?
  8. Как лексика стихотворения проявляет торжественность события?

Рассмотрев стихотворение, делаем вывод: несмотря на то, что поэт использует библейский сюжет, разница между ними очевидна. В Библии упор сделан на неправедности окружающего общества, сумевшего осквернить будущего пророка, от чего он и пожелал очиститься. У Пушкина акцент делается на мучительности операции по преображению человека в пророка. Герой проходит через муки и смерть, перерождаясь в пророка, и получает право нести людям волю Божества. В стихотворении широко используются слова и обороты Библии. Стихотворение звучит торжественно.

Приложение 3

Знакомясь с творчеством М.Ю. Лермонтова, сравниваем «Пророка» пушкинского и лермонтовского. Карточка-информатор содержит отрывки из Книги Пророка Иеремии (гл. 1, ст. 4–10, гл. 19, ст. 14–15, гл. 20, ст. 8), из Плача Иеремии (гл. 4, ст. 11–13).

Приведённые ниже вопросы помогают сравнить эти два стихотворения.

  1. Схожи ли сюжеты стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова? Какой библейский сюжет использует Лермонтов?
  2. Как создаёт образ поэта-пророка М.Ю. Лермонтов? Чем он отличается от пророка А.С. Пушкина?
  3. Что открылось поэту-пророку в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
  4. Как усилено противостояние поэта и общества в стихотворении Лермонтова? Какие образы создают представление о трагедии поэта?
  5. Нужен ли пророческий дар людям?
  6. Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт?
  7. Какую роль образ пустыни играет в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?
  8. Каков лексический строй стихотворения Лермонтова?
  9. Какова миссия пророка в стихотворении Лермонтова?

Проанализировав стихотворение, ученики замечают, что тема пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова раскрывается как трагическая. В отличие от Пушкина, наделившего пророка сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, даже бытовые подробности. Лермонтов намеренно отказывается от торжественной приподнятости стихотворения Пушкина, насыщенного славянизмами и архаизмами, используя современную лексику, простоту слога, разговорные интонации.

Приложение  4

В 10-м классе вновь обращаемся к теме пророчества, когда знакомимся с произведениями Н.А. Некрасова. Здесь уместно упомянуть о переплетении исторической и евангельской реальности в стихотворениях «Влас», «Пророк» («Не говори: “Забыл он осторожность!”»), в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Карточка с заданиями к стихотворению «Пророк» Н.А. Некрасова выглядит таким образом:

  1. Кто выполняет миссию пророка в стихотворении Некрасова?
  2. От чьего лица ведётся повествование? Сколько точек зрения выражено в стихотворении Некрасова?
  3. Какова миссия некрасовского пророка? Кто даёт оценку судьбы пророка?
  4. Найдите в каждой строфе стихотворения слова, которые, на ваш взгляд, соотносятся с темой богоизбранности, предназначения, отречения от своего “я”.
  5. Как это находит отражение в тональности стихотворения? Можем ли мы сказать, что речь идёт о стилизации, намеренном подборе слов высокого стиля?
  6. Исполнена ли миссия пророка в стихотворении Некрасова? Есть ли в стихотворении указание на это?
  7. Прочитайте последнюю строфу стихотворения. Первоначально стихотворение было напечатано без неё. В 1877 году Некрасов дарит И.Н. Крамскому экземпляр «Последних песен», куда входит стихотворение «Пророк», и последняя строфа вписана поэтом от руки, причём шестнадцатая, последняя, строка случайно отрезана при переплёте книги. Что изменилось в стихотворении с включением последней строфы?
  8. О ком идёт речь в первых двух строчках? С чьей судьбой соотносится судьба пророка? Почему?
  9. Рассмотрите репродукцию картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне».
  10. По мнению искусствоведов, полотно Крамского и стихотворение Некрасова  созвучны. Как вы считаете, в чём это созвучие?

Познакомившись со стихотворением, ребята делают вывод, что миссию пророка в стихотворении Н.А. Некрасова выполняет идеальный общественный деятель. Помимо точки зрения самого лирического героя, в стихотворении с помощью прямой речи передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка, и пророка. Предназначение пророка — напомнить погружённым в суету и “жизнь для себя” людям о Боге не словом, а делом, своей крестной жертвой.

Приложение 5.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ ( фрагмент урока).

Издалека течет поток рода людского, и два тысячелетия Библия, гениаль ный памятник веры, мысли, истории, сопровождает человечество на его пути к познанию себя и мира...

          Слово Библия в переводе с греческого обозначает «книги». Библией в хрис тианской Церкви называются собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа через избранных от Бога людей, называемых Апостолами и Пророками.

           Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой
принадлежат книги, написанные в дохристианское время на
 древнееврейс-
ком языке, ко второй - книги, написанные на древнегреческом языке апос-
толами и Евангелистами. (Обратите внимание на написание слова
Библия.)

        Сегодня на уроке мы познакомимся с фразеологизмами, рожденными I частью Библии — Ветхим Заветом:

       прах земной; от Адама; запретный плод; первородный грех; вопиющий грех; каинова печать; поев ковчег; говорить на разных языках; вавилонская башня; вавилонское столпотворение; соляной столп; содом и гоморра; неприкрытое хамство; казни египетские; манна небесная; козел отпущения; валаамова осли ца; земля обетованная.

«Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1-2) - таковы первые  Потом Бог отделил свет от тьмы, создал «твердь небесную», сушу и море, траву и деревья, звезды, луну и солнце, птиц и рыб. На шестой день из «праха земного», то есть из пыли земно0й

, сотворил он человека «по образу Божию».

        Бог назвал первого человека Адамом.

        От Адама, говорим мы, стараясь подчеркнуть давность события.

       Из ребра Адама Господь Бог создал ему жену, Еву, и поселил их в саду Едемском (в раю), где росло древо познания добра и зла.

       Змей, точнее Сатана в облике змея, соблазнил Еву вкусить плодов с запретного дерева. Ева попробовала, дала есть Адаму, а в языке в память об этом событии остались два фразеологизма: запретный плод, первородный грех.

        Запретный плод — что-либо заманчивое, желанное, но недозволенное, запрещенное.

          Запретный плод всегда сладок, говорит порой ваша мама, ограничивая ваши желания посмотреть телевизор, пойти в кино...

       Первородный грех - давний грех, грех от рождения. Так говорим мы об изначальной, главной ошибке.

       За этот грех Адам и Ева были изгнаны из рая. А кроме того, первородный грех своими гибельными последствиями отразился на всех их потомках как в физическом, так и в духовном отно

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Жесток и злобен был Каин и из зависти убил своего кроткого брата Авеля.

        В книге Моисея Бытие написано: «И сказал Господь Бог [Каину]. где Авель, брат твой? И сказал Господь, что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли: (Быт. 4, 9-Ю).

        Вопиющий грех совершил Каин, такой грех, который «кричит» и доходит до неба. Такую страшную оценку дает Библия убийству — греху, за который древ ний человек вынужден был скрывать свое лицо. Джеймс Фрезер пишет об этом в кние «Фольклор в Ветхом Завете». Убийца, по слонам Фрезера, намазывал лицо черной и красной краской. Так он спасал себя от духа убитого, который мог ему отомстить. Убийца носил на лицо каинову печать.

        И сейчас, глядя на жестокое выражение лица, мы именуем его каиновой печатью. Имя Каина стало синонимом слова убийца. (Учитель: «Что такое сино нимы?» //Дети отвечают на вопрос.)

        Грех Каина вошел в души его потомков. Человечество погрязло в грехах, и Бог решил уничтожить род людской.

        Только Ною, потомку Сифа — третьего сына Адама и Евы, Бог решил со хранить жизнь.

         По повелению Господа Бога Ной построил огромную лодку — ковчег. На ковчеге спаслись от потопа семья Ноя, животные, «твари небесные», населяю щие землю. Тесно было в лодке Ноя. С тех пор, когда собирается в помещении много людей, говорят: поев ковчег.

            - Ребята, а кто знает, кого мы называем хамом?

       - Человека, который не уважает окружающих, ведет себя грубо.
       А ведь слово
хам произошло от имени собственного.

       Так звали одного из сыновей Ноя. После потопа Ной стал возделывать зем лю и насадил виноградник. Когда же он сделал вино, то опьянел и заснул обнаженным, потому что еще не знал силы вина. Хам стал смеяться над отцом. Два же других сына, Сим и Иафет, поспешили прикрыть наготу отца.

        Разгневался Ной на сына и изгнал из своей семьи, но имя Хама пережило века, в речи людей прижился фразеологизм неприкрытое хамство, то есть от кровенное, нескрываемое проявление грубости, невоспитанности, неуваже ния к людям...

        Есть в Библии чудесная притча о Вавилонской башне.

Собрались люди и решили построить башню до неба.

        По предположению строителей башня должна была достигнуть неба в знак земного могущества. Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое (т.к. люди возомнили себя равными Богу), но и противное Бо жественному предначертанию.

       За это Бог смешал языки. Люди перестали понимать друг друга, стали гово рить на разных языках. Мы и сейчас, когда люди не понимают друг друга, утверждаем, что они говорят па разных языках.

       Высокое строение до сих пор в шутку называем вавилонской башней, а бес порядочное скопление людей — вавилонским столпотворением.

  1. Почему столпотворением?
  2. В древности высокие строения именовали столпами. Люди, строя баш
    ню, творили (возводили) столп...

      Следствием грехопадения явилось умножение беззаконий среди людей.      Лишь немногие праведники сохранили истинную веру в Бога. Одним из таких из бранников Божиих был Авраам. Однажды Сам Бог в виде трех странников явился Аврааму и сказал, что Он истребит города Содом и Гоморру, т.к. это самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.

       Видя великое развращение людей, милосердный Господь даже и ради 10 праведников обещал Аврааму сохранить города. Но беззаконие жителей было так велико, что там не нашлось и 10 праведников. Тогда ангелы вывели Лота с его семейством из города и велели им бежать, не оглядываясь назад, чтобы не погибнуть.

       Но такой страшный был грохот, что жена Лота не выдержала, огляну лась — и превратилась в соляной столб, т.е. остолбенела, ибо тем, что она оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни.

       Столб этот и сейчас стоит на берегу Мертвого моря.

       «Боже, содом и Гоморра!» — порой вынуждена сказать учительница, когда шум в классе не стихает после звонка. А как шумно ведут себя дети на переме нах! Шума, конечно, меньше, чем при разрушении городов, но задуматься следует. Названия городов Содома и Гоморры стали синонимами слов беспоря док, хаос, сильный шум, а также крайнее нечестие.

        А библейская история продолжалась. Долгое время израильские племена были в египетском плену, но не охладевала тяга народа к родной земле. Нако нец Бог дал знать пророку Моисею, явившись к нему в виде неопалимая-купины, т.е. горящего, но не сгорающего тернового куста, что народ может вернуться в Палестину, на землю Ханаана.

         Но египетский фараон воспротивился воле Господа Бога, и тогда Бог на слал на египтян страшные казни: вода в реках превратилась в кровь, болезни одолели людей, небо застлали саранча и тьма. И самая страшная казнь — смерть детей-первенцев — вынудила фараона разрешить исход евреев из Египта. А люди стали именовать казнями египетскими невыносимо тяжелые испытания, бедствия, выпадающие на их долю. Возможно, есть дети, которые и уроки называют казнями египетскими.

         Но уход из Египта состоялся. Сорок лет шли люди через пустыню на роди ну. Начался голод, и Бог спас людей от смерти, послав белую сладковатую крупу — манну небесную.

         Стоит нам неожиданно получить подарок, как мы говорим: манна небесная. А ждать как манны небесной — значит ждать с нетерпением; питаться манной небесной - значит жить впроголодь. Рассказ об этом даре Бога содержится во 2-ой книге Моисея - Исход.

       прах земной; от Адама; запретный плод; первородный грех; вопиющий грех; каинова печать; поев ковчег; говорить на разных языках; вавилонская башня; вавилонское столпотворение; соляной столп; содом и гоморра; неприкрытое хамство; казни египетские; манна небесная; козел отпущения; валаамова осли ца; земля обетованная.

         

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 122

Кировского района г. Волгограда

Городской конкурс учебно-методических материалов по духовно-нравственному образованию и воспитанию обучающихся.

Тема: Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы (православный аспект ).

Секция: «Методы и формы духовно-нравственного образования обучающихся в преподавании гуманитарных дисциплин»

                   

                                                                     Выполнил:

                                                                     Енина Алла Алексеевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                     МОУ ООШ № 122

г. Волгоград – 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»

Представление опыта на городской конференции в формате вебинара «Практика использования современных образовательных технологий в реализации программ воспитания и социализации в образовательных у...