Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе
статья по французскому языку по теме

Дементьева Мария Михайловна

Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного  языка в основной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhvno-nravstv_vosp.docx262.66 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного  языка в основной школе

Сегодня наша страна находится на том этапе развития, когда она становится полноправным членом мирового сообщества. Для того, что бы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, нашему будущему поколению необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Вступая в общечеловеческое культурное пространство, молодые люди должны владеть различными средствами межнационального общения. Таким образом, мы приходим к выводу, что знание хотя бы одного иностранного языка необходимо для наших детей.

Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни.  У иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.

Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Одной из наиболее важных характеристик урока в последнее время стала его культурная направленность и реализация функции диалога культур, что способствует формированию языковых компетенций, расширению общего кругозора, увеличению интереса к изучаемому языку и стране изучаемого языка, развитию социо-культурных навыков. Приобщение к культуре страны изучаемого языка, проведение параллелей с феноменами родной культуры помогает нам привить  ценностное отношение к прекрасному, сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях. Открывая для себя культуры других стран, дети начинают больше ценить и видеть роль нашей страны в общем кругу достижений мировой цивилизации.  

Данный урок подготовлен в рамках работы с учебным пособием А.С. Кулигиной и О.В. Иохим «Le français en perspective» для 7 класса. Урок  направлен на обобщение, углубление и систематизацию знаний по теме «Que nous racontent les cathédrales?» («О чем нам говорят соборы?»).  

Учениками заранее были получены задания для групповой проектной работы: ими  была собрана, систематизирована  и представлена в виде презентаций Power Point информация по темам: «L’Architecture romane et gothique» («Романская и готическая архитектура») и «Le style néogothique à Saint-Pétersbourg» («Неоготический стиль в Санкт-Петербурге»).

 В начале урока на экране друг друга сменяют фотографии наиболее известных соборов Франции, звучит отрывок из мюзикла Notre-Dame de Paris «Il est venu le temps des cathédrales».    В ходе организационного этапа урока учитель приветствует детей, настраивает их на работу, озвучивается тема урока: соборы средневековой Франции.  Перед учащимися ставится цель урока - знакомство с архитектурными стилями Средних веков -  и определяются формы и виды работы – групповое представление проектов, выполнение упражнений, викторина, работа над монологическим высказыванием.

Для актуализации пройденного перед учениками ставится вопрос о роли соборов в средневековом городе, где они строились «всем миром» и являлись  одновременно  местом молитвы и ночлегом для странников,  школой и госпиталем, площадкой для заключения торговых сделок и убежищем на случай войны.

На следующем этапе группе учащихся предлагается представить презентацию по теме «Романская и готическая архитектура». Презентация показывает основные отличительные особенности двух направлений в средневековой архитектуре. Для закрепления увиденного и услышанного ученики выполняют упражнение 1 на развитие лексических навыков по теме: им предлагается соотнести изображения архитектурных элементов с их обозначениями на французском языке (un vitrail, une cathédrale, un arc-boutant, une voûte sur croisée d’ogives,un arc de plein cintre, une rosace, un arc brisé,des contreforts,une voûte en berceau, un chapiteau).

Для более четкого формирования смысловых связей учащиеся выполняют упражнение 2: они соотносят архитектурный стиль и присущие ему особенности.

Упражнение 2

Для осуществления контроля первичного закрепления нового материала ребятам были показаны фотографии соборов, и было предложено определить их стиль с кратким обоснованием выбора. Например: «Речь идет о романском соборе, так как стены массивные, а окна маленькие». Предлагаются фотографии готических соборов в Шартре, Страсбурге и романских церквей в Пуатье и Конке.

Далее учитель задает вопрос: «Есть ли в нашем городе сооружения в романском или готическом стилях?» Он  обращает внимание учащихся на тот факт, что  ни романский, ни готический стиль не представлены в Санкт-Петербурге.  Однако, в 18-19 веках ряд архитекторов, находясь под влиянием культуры европейского средневековья, создают ряд произведений, стиль которых определяют как неоготический. Учащиеся представляют проект-исследование, посвященное этому явлению. Презентация «Неоготический стиль в Санкт-Петербурге» знакомит учащихся со следующими архитектурными сооружениями: Чесменский собор и Чесменский дворец,  церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, (архитектор Ю. Фельтен), церковь святого Петра и Святого Павла в Парголово (архитектор А. Брюллов), неоготические постройки в Петергофе по проекту архитектора А. Менеласа.

На следующем этапе класс делится на три команды и предлагается викторина.

Викторина

1. Au 12e-15e siècles on construisait:

A.Des cathédrales romanes                      

B. Des  cathédrales gothique

C. Des cathédrales néogothiques              

D. Des cathédrales baroques

2.Il y a beaucoup de cathédrales en France parce que: 

A. Les gens voulaient moderniser la ville.

B. On voulait offrir à Dieu une “maison” digne de Lui.

C. On cherahait à attirer des touristes.

3. Les églises de ce style comportent en général des fenêtres petites et peu nombreuses.

A. Roman

B. Gothique

4. Ceci s’appelle?  (ниже изображение арк-бутана)

A.Un arc en ogive                            

B.Un arc-boutant

C. Un contrefort                                

D. Un pinacle

5. Quel est le style architectural représenté sur le billet de 20 € ? 

(изображение  купюры 20 евро)

A. Gothique                                        

B. Roman

6. Qu’en pensez-vous: ces sculptures, appartiennent-elles au style roman ou gothique? 

(пример романской скульптуры)

A. Roman

B. Gothique

7. Par rapport aux églises romanes, les églises gothiques sont-elles: 

A. Plus hautes

B. Plus basses

C. De la même taille

8. Comment appelle-t-on les panneaux de verre coloré assemblés qui ornent les murs des églises gothiques?

A. Les vitraux

B. Les ogives

C. Les gargouilles

9.Et cette église, quel style? 

( интерьер романской церкви)

A. Gothique                                

B. Romane 

10. Ce style s'est développé entre le 9ème et le 12ème siècle. Il s'agit du style... ?

A. Roman                                      

B. Gothique

11. La forme de ces églises est plutôt élancée et fine. 

 A. Romane                                  

 B. Gothique

12. Comment appelle-t-on un grand vitrail rond? 

A. Une rosace

B. Un hublot

C. Un cercle

13. L’église de Tchesmé à Saint-Pétersbourg est du style: 

A. Gothique

B. Roman

C. Néogotique

D. Baroque

Подводятся итоги викторины.

Следующий этап урока предполагает подготовку к самостоятельному монологическому высказыванию. Предлагаются тексты с описанием основных черт романской и готической архитектуры. Необходимо вставить пропущенные слова.

Упражнение 3

Упражнение 4

В заключение урока учащимся предлагается прокомментировать цитату американского писателя Синклера Льюиса: «Celui qui a visité dix fois une cathédrale a vu quelque chose. Celui qui a visité une fois dix cathédrales n’a pas vu grand-chose» («Тот, кто посетил десять раз один собор, что-то видел, но тот, кто побывал в десяти соборах по одному разу, не видел ничего»). 

В заключение урока учитель еще раз возвращается к роли собора для людей в Средние века, отмечая, что благодаря пристальному и детализированному изучению сооружений, мы открываем для себя мировоззрение людей того времени, уклад и устройство их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка

В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...