Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»
опыты и эксперименты

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_po_shkole-laboratorii.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Сущностные характеристики инновационной деятельности (опыта) МБОУ Уметской СОШ

Параметры информации

Содержание информации

Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ИПО).

«Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Проблемой нашей инновационной деятельности является создание педагогических условий для духовно – нравственного, гражданского, патриотического воспитания школьников в процессе учебной, внеурочной, внешкольной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования

Обоснование актуальности возникновения ИПО, его новизна и практическая значимость (необходимость изменений: имеющиеся противоречия в учебно-воспитательном процессе школы, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности - что нового появилось по отношению к уже имеющемуся опыту, какова практическая значимость инновации для образовательного учреждения и системы образования в целом).

     Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики, православного просвещения. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знание центристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,  к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России. Между тем, к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий. Это противоречия между:                                                                                                         -    процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности;                                                                                        -     открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями и нарастанием негативных явлений в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов);                                                                         -      необходимостью усиления внимания со стороны школы и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции семьи;                                                                                                        -       поиском школой новой системы ценностей, адаптированной к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских);                               -       заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.    Инновационная деятельность школы –лаборатории заключается в том, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  интегрированы в основные виды деятельности : урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников  осуществляется в процессе их общения с миром духовной культуры в лице его лучших представителей (известных людей, ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, священнослужителей и т.д.)                                                                                В школе созданы условия, способствующие превращению гуманистических ценностей образования в объект потребности личности ребёнка;   обеспечен программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании учащихся;   консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно – нравственном воспитании детей.                                                        Для  получения эффективного результата педагогами используются новые педагогические технологии: проектно-исследовательская деятельность, технология коллективных творческих дел, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, проблемное обучение, информационно –коммуникативные технологии, технология совместного творческого воспитания, технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании и другие.                                                           Разработанные комплекты материалов (программы кружков, экспериментальных площадок учителей, клубов, методические пособия и.т.д.) по духовно-нравственному воспитанию обучающихся позволяют значительно повысить его эффективность. Результаты  могут быть использованы при составлении планов и программ для школьников, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций для учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

.

Основная идея, основной замысел инновации

Идеей инновации является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности. Замысел инновации заключается в организации непрерывного образовательного процесса между Воскресной школой, муниципальным Центром духовно –нравственного развития, созданным на базе МБОУ Уметской СОШ, музеем и общеобразовательной школой и их интеграция. Включая в единое образовательное пространство Воскресную школу, Центр духовно –нравственного развития, музей, удается связать воедино весь накопленный потенциал внутри каждой образовательной единицы и поступательно его развивать, используя системный подход.

Содержание инновации

  Духовно-нравственное развитие школьников в границах общего образования осуществляется по следующим направлениям:

1. ПАТРИОТИЗМ;

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПРАВО, КЛУБЫ;

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;

5. СЕМЬЯ;

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;

7. ЭКОЛОГИЯ

Каждое направление находит отражение в урочной, внеурочной  (культурные практики) и внешкольной деятельность (социальные и культурные практики).                                                                                                                               Задачи плана воспитательной работы школы интегрированы в содержание учебных предметов. Уроки проводятся на основе не только традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), но и с учётом принципов культуросообразности,  нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.                                                                               Организация образовательного пространства основана на:

  • Интеграции предметов гуманитарного цикла (истории и литературы «Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения 21 века»);
  • Активном внедрения в УП научно-исследовательской и проектной деятельности (работа школьного научного общества);
  • Интеграции православной культуры в программу предмета –литература «Библейские заповеди в произведениях русской литературы»;
  • Экспериментальной деятельности в начальной школе «Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий духовно-нравственного развития  младших школьников»;
  • Использовании возможностей социального партнерства и интеграции с учреждениями дополнительного образования.

        Внеурочная деятельность. Базовые ценности  отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников на базе Центра духовно –нравственного развития (Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение), викторин «Классики литературы о добре и зле»), выставок («Родная школа в лицах»), дискуссий («Я –гражданин?)», акций («Больше кислорода»), диспутов («Моральный долг и совесть человека. В чём они проявляются?»), правовых игр «Суд над хулиганством») и т.д., — а также в деятельности кружков «Ложкари», вокальной студии «Музыкальна планета», секций, клубов («Русичи»), изостудии (экспериментальная площадка «Духовно –нравственное развитие школьников через внедрение информационных технологий в творческий процесс»). На базе Центра духовно –нравственного развития и музея проводятся предметные недели, уроки милосердия, этикета. Обучающиеся участвуют в  совместных социальных проектах.  В результате деятельности экспериментальных площадок «Краеведение, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся», «Музей Е.А. Боратынского как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС нового поколения», «Формирование экологической компетентности школьников посредством исследовательской деятельности научного общества» школьники участвуют в проектной и исследовательской деятельности, активно участвуют  в конкурсах различных уровней.  Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре (паломнические поездки к святым источникам, культурным памятникам старины, военно-патриотические мероприятия («Зарница», «Славянка», «День памяти П.С. Плешакова» и другие) помощь старикам, сиротам, беспризорным детям, охрана памятников, исторического наследия, экологические и трудовые мероприятия).  

      Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, волонтёрское движение, акции, посвящённые  значимым событиям («Георгиевская ленточка», «Ветеран живёт рядом», сборы помощи в детские дома и интернаты, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия,  концерты в детских садах, интернатах, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.                                                                                      Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.  Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания образовательного учреждения и семьи также дают положительные результаты. Использование различных форм работы (родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.) повышают педагогическую культуру родителей (законных представителей).

Результат внедрения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении (сущность, произошедших изменений, их преимущества перед аналогами, масштаб охвата преобразований (локальный, модульный, системный), риски, возможные ограничения в использовании).

В ходе внедрения ИПО, произошли качественные изменения в образовательном процессе школы:

  • Создана основа для дальнейшего развития образовательной среды, сочетающей в себе основные направления лучшего опыта учителей и поиска инновационных форм формирования культа знаний и всестороннего развития личности ребенка, создания механизмов формирования гражданской ответственности обучающихся, толерантности и способности к социализации в обществе;
  • Выросло качество образовательного  и воспитательного процессов;
  • Обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия;
  • Повысился уровень мотивации обучающихся, что подтверждается успехами в муниципальных и областных предметных олимпиадах, конкурсах;
  • Созданы условия для включения обучающихся в научно-исследовательскую и экспериментальную работу, что обеспечило высокие результаты участия в интеллектуальных и научных конкурсах:

2011-2012 уч.г.

  •  (Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси», Всероссийский экологический форум «Зелёная планета», областной конкурс исследовательских проектов им. В.И. Вернадского «Я и Земля» -(1 призёр), областной конкурс изобразительного искусства «Мой папа», областной кадетский фестиваль художественной самодеятельности «Нам силу даёт наша верность Отчизне»- (2 призёра), региональный конкурс «Осенняя пора –очей очарование»- (2 призёра), областной этап Всероссийского детского творческого конкурса «Сказки Красивого Сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность», Всероссийский конкурс ученических исследовательских проектов «Люди, которыми мы гордимся» на английском языке, Всероссийский конкурс «Мир вокруг меня»,  областной конкурс «Я выбираю спорт!»,  областной конкурс агитбригад VІІІ всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» -(1 место) и другие.

Проведены мероприятия для различных категорий педагогических работников:    

круглые столы: «Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания», «Противодействие распространению в сфере детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия», «Развитие правовой культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности»;

постоянно действующий методический семинар по духовно –нравственному воспитанию;                                                          открытые мероприятия на базе  экспериментальных площадок по духовно-нравственному воспитанию;                                          Пушкинские чтения (для педагогических работников и учащихся школ);                                                                                                     Дни Д.С.Лихачёва.

Перспективы продолжения деятельности школы-лаборатории мы видим в создании хорошо структурированного электронного ресурса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, организации постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации.

     Планируется конкурсная разработка силами творческих педагогов и методических объединений циклов уроков, сценариев праздничных мероприятий и учебных экскурсий по духовно-нравственному воспитанию и духовному краеведению, а также координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитательной работы с учетом задач духовно-нравственного воспитания и функциональных особенностей.

Создание православного отдела в школьной медиатеке.

 Программа повышения педагогической культуры родителей

Риски реализации программы:

-Сопротивление педагогического коллектива - убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников; - Препятствие родителей - убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников. Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности; - Одновременное проведение мероприятий в разных организациях -согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, плана Музея, Центра духовно –нравственного развития, Воскресной школы, учреждений дополнительного образования, составление единого плана воспитательной работы школы.                      

Возможные формы распространения инновации (условия, необходимые для реализации инновации: мотивационные, организационные, научно-методические, правовые, и др.)

Проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию на базе Центра духовно –нравственного развития, музея и школы для руководителей и педагогов образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, мастер-классы, дни открытых дверей, Интернет –ресурсы, издание методических пособий по результатам деятельности экспериментальных площадок.

 Процесс духовно-нравственного воспитания в школе осуществляется  с учетом современных тенденций общественного развития и будет зависеть от следующих условий:

 определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование духовно-нравственного воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы; своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;  организация труда педагогов с использованием прогрессивных методов и технологий, улучшение материальной базы; разработка совместных планов работы школы, Центра духовно –нравственного развития, музея, учреждений дополнительного образования, Советом ветеранов.

Предполагаемый масштаб распространения инновации

           Муниципальный

Наличие публикаций о представленной инновации, включая тиражируемые продукты в рамках реализации инновации, где можно с ними познакомиться

Методическая разработка заседания литературно-краеведческого кружка «Жизнь – то  наказанье, то подарок», Жарикова Е.А., учитель русского языка и литературы -сборник ТОИПКРО, 2004

«Интегрированный урок как форма обучения и воспитания», Жарикова Е.А., учитель русского языка и литературы опыт обобщен в ТОИПКРО, 2002г.

«Литературное краеведение как средство патриотического воспитания учащихся», Жарикова Е.А., учитель русского языка и литературы опыт обобщен в ТОИПКРО, 2002 г.

Методическая разработка «Уроки по Боратынскому», Жарикова Е.А., учитель русского языка и литературы, Pedsovet.org,2010 г.

«Место, где я живу», элективный курс для учащихся 9 класса, Абдурахманова Г.М. (сайт электронного СМИ «педсовет»/Pedsovet.org), 2011 г

«Королевская семья», (сайт электронного СМИ «педсовет»/Pedsovet.org). Абдурахманова Г.М., учитель английского языка,2011 г

 «Методика подготовки и проведения мероприятий патриотического цикл», «Мы этой памяти верны»(festival.1september.ru ), Абдурахманова Г.М., учитель английского языка, 2012 г.

материал для внеклассного мероприятия, «Проекты клуба  «Зеркальные пятницы»(nsportal.ru). ). Абдурахманова Г.М.,., учитель английского языка, 2012г.

«Методика подготовки и проведения мероприятий патриотического цикла»(сеть творческих учителей www.it-n.ru), Абдурахманова Г.М., учитель английского языка,2012 г.

Педагогический проект «Поэтическая тропинка Умета», www.proshkolu.ru 2010 г.

Экологическое воспитание младших школьников, www.openklass.ru, Лактюхина И.В., педагог-организатор, 2010 г.

Рабочая программа по спортивно –оздоровительному направлению «Здоровейка»,  Простоквашина Е.Н., учитель начальных классов, www.it-n/ru

Внеклассное занятие «Умение договариваться», Простоквашина Е.Н , http//ipklabdo.lanta-net.ru

Методическая разработка «Зима в лесу»( nsportal.ru). Соснова И.А., учитель ИЗО и МХК

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Сказочная птица. Изображение и фантазия»(pedmir.ru), Соснова И.А., учитель ИЗО и МХК

«Виртуальная экскурсия в мир импрессионизма «Трепетное дыхание жизни…»( Соснова И.А., учитель ИЗО и МХК)

Методика подготовки и проведения мероприятий    патриотического цикла»(сеть творческих учителей www.it-n.ru), Куликова Е.Н., учитель математики и информатики

«Государственная символика России. История и реальность» Внеклассное мероприятие(электронное СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО»), Понафидина Е.А., учитель истории и обществознания

«Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся» ( nsportal.ru).

Понафидина Е.А., учитель истории и обществознания

«Примером была и осталась», Н. Трошкина, педагог-организатор  Бибиковского филиала Уметской сош, ( «Голос хлебороба» №15,11.04.2012),

«Пасхальный перезвон», И.Лактюхина, педагог-организатор Уметской сош, ( «Голос хлебороба» №17,25.04.2012),

«Первые шаги в науку», С. Проскурина, старший методист Уметского района,( «Голос хлебороба» № 04.04.2012)…

   

Cрок реализации инновации в ОУ

Ноябрь 2008-ноябрь2012

Масштаб охвата преобразований (локальный, модульный, системный)

локальный

Степень готовности инновации к распрастронению

средняя

Данные о связи с другими учреждениями

Сетевое взаимодействие, договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, с храмом Казанской Божией Матери, районным музеем

             

Описание инновационного опыта МБОУ Уметской СОШ

       МБОУ Уметская СОШ с ноября 2008 года является «Школой –лабораторией инновационного развития». Тема, над которой работает весь педагогический коллектив -«Духовно –нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ». Цель деятельности:  целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

        Системообразующим фактором  образования выступает его целостность, то есть не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования.      Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно –нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Поэтому духовно –нравственное воспитание обучающихся в МБОУ Уметской СОШ осуществляется силами не только педагогического  коллектива. В процесс активно включены семья, учреждения культуры, (библиотека, музей, музыкальная школа), спорта (МБОУ ДОД ДЮСШ), общественные организации (Совет ветеранов), Центр духовно –нравственного развития, Воскресная школа.

      В школе созданы условия, способствующие превращению гуманистических ценностей образования в объект потребности личности ребёнка (социальные проекты, акции), для включения обучающихся в научно-исследовательскую и экспериментальную работу (НОУ, конкурсы проектов, экспериментальные площадки).

       Опыт самостоятельного общественного действия подтолкнул школьников к созданию Этического кодекса.

         Результаты мониторинга духовного развития учащихся позволяют сделать вывод, что у детей повысился уровень самостоятельности, ответственности, самосознательности, креативности, православной компетентности. Психолого-педагогическая диагностика свидетельствует о низких показателях школьной тревожности, среднем и в отдельных классах высоком уровне удовлетворённости школьной жизнью. Среди положительных результатов можно отметить и то, что в классах создана обстановка уважительного отношения к старшим, своим одноклассникам. Повысился уровень мотивации обучающихся, что подтверждается успехами в муниципальных и областных предметных олимпиадах, конкурсах.

     Лаборатория проводит большую духовно –нравственную просветительскую работу, как в рамках школы (с педагогами, родителями), так и за её пределами ( в филиалах школы, детских садах, клубах, на открытых площадках проходят различные мероприятия).

    Опытом работы педагоги делятся  в процессе семинаров, круглых столов,  местных СМИ, Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Обобщение опыта работы Повышение профессиональной компетенции учителя литературы через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе

Учитель обобщает свой опыт работы  по повышению профессиональной компетенции через освоение инновационных технологий  воспитания во внеклассной работе...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"

Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...