Материал выступления на районном семинаре по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"
материал по теме

Кайбалиева Румия Мергеновна

Духовно-нравственное воспитание школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kaybalievoy_r.m.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников (слайд 1)

(становление  образовательного пространства школы) (слайд 3)

 Нравственное воспитание и развитие личности                                                                                        может эффективно осуществляться в процессе                                                 этического образования-воспитания учащихся                                                                  в рамках учебно-воспитательного процесса

В.А.Сухомлинский (слайд 2) 

 

        В последнее десятилетие произошли существенные изменения в российском социуме и, в первую очередь, в общественных отношениях. Социализм, социалистические ценности и ориентиры остались в прошлом. Трансформация российского общества привела к созданию новых социокультурных отношений. Изменяется и система подготовки подрастающего поколения к жизни. Особую актуальность обретает духовно-нравственное воспитание школьников.

        Расскажу немного о становлении и обогащении образовательного пространства нашей школы.

        Вот уже на протяжении более 20 лет педагогический коллектив школы занимается проблемой общей культуры учеников. За это время проведено много различных  мероприятий: семинаров, педсоветов, активных творческих дел по вопросам нравственного, эстетического и интеллектуального развития школьников. Наш коллектив впитал в себя, наверное, все самое прогрессивное, что появилось в нашей стране в сфере педагогики. Это технологии оптимизации образования, проблемного обучения, развивающего обучения и многих других. Наши успехи оказались замечены, и коллективу Министерством образования и науки АО было предложено стать экспериментальной площадкой по этновалеологическому воспитанию школьников.  В 2008 году школа становится областной экспериментальной площадкой «Этновалеологическая модель организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях поликультурного региона».

        Сегодня план, разработанный по данному направлению, реализуется на практике. Все это время мы заняты поиском наиболее совершенной модели образовательного пространства школы. В 2009 году провели педагогический совет на тему: «Моделирование культурно-образовательного  пространства развития сельского школьника».

        Конечно, вопросов и дел по данной проблеме еще много. Но сегодня уже можно сказать, что создано духовно-нравственное поле, благоприятствующее  становлению общей и этической  культуры ребенка, а также творческим процессам школы в целом.

        По нашему убеждению, духовно-нравственное поле может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие школьников; в-третьих, на классных и внеклассных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей.

        В образовательном пространстве школы выделены шесть стержневых направлений: (слайд 4) интеллектуальное, этическое, эстетическое, граждановедческое, трудовое и физическое.

         Стержневые направления помогли актуализировать общечеловеческие ценности, такие как любовь, добро, истина, красота, патриотизм, труд, здоровье и т.д.; создающие общее пространство взаимопонимания между всеми учителями и учащимися.

        Однако для выявления духовно-нравственного потенциала проводимых мероприятий нами были выделены базовые ценности, а именно нравственные, интеллектуальные и эстетические(слайд 5). Их единство выражается триадой «истина-добро-красота» (слайд 6), которую в истории педагогической мысли часто связывали с основными духовными способностями ребенка – интеллектом, волей и чувством.

        При этом мы отнюдь не считаем, что названная триада представляет собой нечто единственно возможное. Другие известные триады, такие как «вера-надежда-любовь», «обучение-воспитание-развитие» и  другие, так или иначе, способствуют организации деятельности на основе интеграции общечеловеческих ценностей.

        Таким образом, стержневыми направлениями модели образовательного пространства, исходя из триады «истина-добро-красота», становятся интеллектуальное, эстетическое и этическое, ориентированные на формировании интеллектуальной, этической и эстетической культуры ребенка. Гармоничное единство этих культур относительно полно представляет общую культуру школьника.

        В соответствии с этими тремя направлениями в школе еженедельно проводятся классные часы: один классный час  имеет интеллектуальную специфику, второй - этическую, третий-эстетическую, четвертый-организационно-итоговую. Нами разработаны интеллектуальные классные часы (курс «Культура мышления», в которой входят  логика, развивающие и занимательные задачи, притчи народов мира, проблемные ситуации и т.д.) Этический классный час обеспечен программами А.И.Шемтуриной («Этическая грамматика»)  и В.Н.Клепикова («В мире этики»).

При подготовке эстетического классного часа  используются соответствующие разработки  по мировой художественной культуре Н.В.Мирецкой. Мы стремимся к тому, чтобы на классных часах интегрировались нравственные, интеллектуальные и эстетические ценности.

Тематика классных часов весьма обширна. Думаю, достаточно упомянуть несколько названий из общего списка: «Я и моя семья», «Смысл жизни», «Человек и человечество», «Россия без меня может прожить, я же без России – ничто», «Интеллигент и интеллигентность», «9 способов изменить человека, не нанося ему обиды», «Опасный друг-наркотик», «Какой я?» Как показывает опыт, проведение классных часов помогает выработке этических представлений и понятий, воспитывает у школьников интерес к нравственной проблематике и умению дать оценку жизненным явлениям с нравственной точки зрения.

        Приобщение детей к истине, добру и красоте происходит, конечно, в первую очередь на уроках. Уроки казахской народной сказки, занятия литературно-экологической гостиной – это уроки доброты, справедливости и милосердия. Но я хочу рассказать о том, как это происходит во внеклассной воспитательной  работе.

        В школе работает множество объединений, кружков и спортсекций, направленных на творческое развитие и самовыражение детей, на формирование их общей культуры. Среди них школьное самоуправление  «Совет старшеклассников» (слайд 7-12), базирующееся на такой триаде ценностей, как «свобода-открытость-патриотизм». Как показывает практика, школьное самоуправление способствует социализации детей, формированию ответственности и становлению их гражданского самопознания.

        Возможно, это способствует тому, что за последние  8 лет в школе нет серьезных ИП, нет учащихся, состоящих на учете в ИДН.

        Работа шахматного и шашечного клубов опирается на триаду «доказательность-истинность-самостоятельность». И это ребята доказывают реальными делами. Об их успехах вы все прекрасно знаете. Они известны не только в области и России, даже в мире. Они гордость школы (слайд 13).

Среди них международный гроссмейстер по шашкам, пятикратная чемпионка мира, пятикратная чемпионка России, победитель I Всемирной олимпиады по шашкам 2006 года, серебряный призер чемпионатов  мира 2007, 2008 годов Саршаева Жанна (11 класс),  чемпионка мира по русским шашкам Абилова Карина (7 класс), чемпионы России по русским шашкам: Хайрушев Марсель (11 класс), Сергалиев Фарид (10 класс), Даулеткалиева Олеся (7 класс). Чемпионка России по шахматам Куанова Ильмира (8 класс) (слайд 14), чемпионы области по шахматам: Ислямгазиева Ж. (11 кл.), Кулмагамбетова Диляра (8 кл.), Баймагамбетова Жанна (6 кл.).

 

        Сегодня уже подрастает новая, юная смена шашистов и шахматистов: Каршгалиев Альнур, Исмухамбетов Артем и др., которые уже радуют нас своими успехами.

        В соответствии со стержневыми направлениями в школе функционируют помимо упомянутых кружки «Волшебные пальчики», вокальные группы «Солнышко», «Капелька», литературные и экологические кружки: «Лукоморье», «Солнцеворот», «Я познаю мир». (слайд 15-19)

все перечисленные кружки созданы для общекультурного развития детей во внеурочное время

                         

        К числу наиболее интересных  и востребованных воспитательных программ школы можно отнести программу «Экология и мы», в рамках которой осуществляются эколого-просветительская, поисковая и природоохранная деятельность, проводятся экологические конкурсы, беседы, презентации. В этом году участвовали в областном форуме «Зеленая планета», представили работы 6 учащихся в трех номинациях (итоги пока не известны), в областном конкурсе «За единство с природой», где  две работы наших учащихся были отмечены в числе лучших: в номинации конкурс плакатов «Климат меняется, нас всех касается» (Кулмагамбетова Д., 8 кл.) и литературном  конкурсе «Экологическая сказка» (Кешкинбаева Жанна, 10 кл.) Участвовали в областном конкурсе  на лучший экологический проект  «Будущее моего родного края», где коллективная работа учащихся 2 класса (учитель Мухтарова С.Х.)  была отмечена грамотой и подарком.

        Внеклассная деятельность, имея духовно-нравственную направленность, должна ориентироваться на включение  всех учащихся в общение и взаимодействие. Составляя программу культурных мероприятий, мы используем широкий спектр  возможностей, предоставляемых нам мегаполисом. У нас ежегодно проходят выступления кукольного театра, цирковых коллективов (слайд 20). Учащиеся вместе с классными  руководителями посещают драмтеатр, памятные места города, района        (слайд 21,22,23)

        В старшем школьном возрасте активнее происходит духовно-нравственное развитие личности. Учащиеся обеспокоены поиском смысла жизни, стремятся познать истину, важным для них становится вхождение в жизнь общества и самоопределение, проблемы социально-психологической адаптации. И здесь на помощь к ним приходят психологический клуб «Познай себя», различные конференции, круглые столы. (слайд 24,25)         

        Приобщение подростков к таким ценностям, как добро, красота способствует работа по воспитанию здорового образа жизни. Для формирования у школьников сберегающего отношения к здоровью и знаний о здоровом образе жизни была разработана программа «Воспитание здорового образа жизни» и составлен цикл классных часов «Основы здорового образа жизни школьников».

        Данная программа призвана помочь привлечь внимание школьников к своему здоровью и  способствовать поддержанию здорового образа жизни. В рамках реализации данной программы ежегодно в школе проводятся акции «За здоровый образ жизни», «Мы против СПИДа», «Я выбираю жизнь», в ходе которых организуются конкурсы рисунков  и плакатов, выпуски бюллетеней, защита проектов и презентаций, выступления агитбригад              (слайд 26,27,28)

        Например, в этом году интересное выступление агитбригады под руководством учителя биологии Каршгалиевой А.Д. и методически грамотно оформленные и содержательные презентации учащихся 8-11 классов вызвали интерес у зрителей. (слайд 29)

        В школе сформирован оздоровительный блок занятий и дел, специально направленный на укрепление  здоровья детей(слайд 30). Этот блок включает:

        1. Уроки физической культуры

        2. Проведение спортивных соревнований и олимпиад

        3. Оздоровительные занятия

        4. Занятия школьной хореографией

        5. Физкультурные занятия

        6. Занятия со школьниками по основам безопасности жизнедеятельности

        7. Контроль и коррекция состояния здоровья

        8. Спортивные секции и кружки по выбору

        9. деятельность спортивного клуба

        10. Функционирование спортплощадки и школьного стадиона

        11. Внеклассные мероприятия: «День здоровья» (слайд 31,32), «День бегуна», «А ну-ка, мальчики!», «Веселая эстафета», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие.

        Сегодня в образовательном направлении активно используются здоровесберегающие технологии и в детского саду, и в школе I ступени провели учителя начальных классов и в 2010 году (IV) семинар по данной теме провели воспитатели детского сада (слайд  33-38)

        Активно участвуют школьники в спортивных соревнованиях и праздниках (слайд 39-51)

        Заслуживает особого внимания опыт педагогического коллектива в реализации гражданско-патриотического воспитания. В школе создан зал боевой славы (слайд 52)

Оформлены стенды, посвященные героям ВО войны(слайд 53,54), труженикам тыла, боевому пути 28 армии, участникам боевых действий в Афганистане и Чечне. Здесь же представлены подлинные документы, архивные материалы, фотографии, личные вещи участников войн. Члены кружка «Поиск» регулярно организуют встречи с ветеранами ВО войны, тружениками тыла. В этом году в Дни воинской славы под руководством учителей истории и библиотекарей  проведены  викторина «Величие народного подвига» (5-7 кл.), интеллектуальные игры «Сталинградская битва» (9-11 кл.), «За Землю Русскую» (7-8 кл.), интеллектуальный марафон «Служу Отечеству» (8-9 кл.), вечер презентации «Блокада Ленинграда» (8-10 кл.) (слайд 55-56).

        Вот уже 10 лет ежегодно 20 октября проводится в школе День Памяти выпускников Юрия Суюнчалиева и Серика Консова (слайд 57), погибших в Чеченской войне. На этих мероприятиях присутствовали не только родственники погибших, но и ветераны ВО, представители Володарского и Красноярского военкоматов, районного совета ветеранов, отдела образования, глава сельской администрации. Мы не раз принимали участие в смотре-конкурсе залов боевой славы, не раз занимали призовые места. В 2004 году были участниками  и призерами Межрегионального слета поисковых отрядов. Сборная команда школы неоднократно становилась победителем конкурса военно-патриотической игры «Юнармеец».(58-59)

Ежегодно в канун Дня Победы  в школе проводится Вахта памяти, организуются линейки и митинги, праздники и вечера. Сейчас педагоги школы работают в рамках патриотической акции «Я помню, я горжусь», посвященный 65-летию Великой Победы (слайд 60)

        В условиях глобализации, когда стремительно меняются общественные устои, происходит ломка сложившихся форм сознания и образа жизни, именно семья и школа должны служить источниками духовных ориентиров, которые помогут молодежи найти свое достойное место в современном мире. Поэтому педагоги школы понимают, что необходима постоянная пропаганда традиционных семейных ценностей, воспитание уважения к семье. Воспитать гражданско-патриотические, духовно-нравственные чувства у школьников, приобщить их к традиционным семейным ценностям можно, заинтересовав  их занятием  генеалогией, изучением истории своей семьи. Важно соединить традиции прошлого  и опыт настоящего с непреходящими духовными  идеалами. В целях реализации мероприятия с участием родителей и детей. Это семейные праздники «Папа, мама, я  - спортивная семья», «Родительский дом-начало начал», «Моя семья - моя крепость», конференции «Отец – высокая должность» (слайд 61-62), «Я прославляю женщину, чье имя мать», вечер  «Встреча трех поколений», национальный праздник «Наурыз» (слайд 63-65). А в преддверии таких знаменательных дней, как День Защитника Отечества, 8 марта, День Матери, День Победы учащиеся составляют генеалогическое древо семьи, пишут рассказы и сочинения о своей семье, своих родителях, бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках – участниках ВО войны и тружениках тыла (слайд 66-70), слагают стихи, оформляют альбомы, создают видеоматериалы, презентации.

        Благодаря инновационному стилю работы педагогический коллектив добивается определенных успехов. Успешность работы школы во многом связана с личностью ее директора – Сабировой Р.С., заслуженного учителя РФ, талантливый руководитель, человек с неиссякаемой энергией, она сумела сплотить коллектив единомышленников: творческих, целеустремленных людей.

        Свое выступление я бы хотела закончить словами великого ученого-физика Альберта Эйнштейна «Только  нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни»

                                                                                                                   

                                                     Кайбалиева Р.М.,зам директора по ВР

                                                     МБОУ «Новинская  СОШ»                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Выступление на районном семинаре "Коллективный проект- " Спешите делать добро"

"Спешите делать добро" - результат работы моего класса (5-6 класс)....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

Материалы районного семинара по духовно-нравственному воспитанию школьников

Тема презентации: Духовно-нравственное воспитание школьников в классах казачьей направленности.Автор: Блоха А.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимо...

Выступление соцпедагога Муравьевой Н.А. на районном семинаре «Особенности обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Секретарь районной ПМПК:- в своей работе комиссия руководствуется «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии Балахнинского муниципального района»;- цель работы: своевременное обследование ...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...