Материалы районного семинара по духовно-нравственному воспитанию школьников
методическая разработка по теме

Блоха Анна Викторовна

Тема презентации: Духовно-нравственное воспитание школьников в классах казачьей направленности.

Автор: Блоха А.В.

 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость;необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных задач в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  СТРАНЫ.  

 

Сильнейшим источником ДУХОВНОСТИ является СОВЕСТЬ, а проявлением духовности – ЛЮБОВЬ

 «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.pptx225.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание школьников в классах казачьей направленности Автор: Учитель кубановедения и ОПК БОУ СОШ № 35 МО Динской район Блоха А.В.

Слайд 2

Актуальность духовно-нравственного воспитания Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания , криминализация детской среды , низкий уровень общественной морали , утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Слайд 3

ДУХОВНОСТЬ – особое отношения к миру на основе осознанного или неосознанного убеждения в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные ценности. Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть ДУХОВНОСТЬ.

Слайд 4

Сильнейшим источником ДУХОВНОСТИ является СОВЕСТЬ , а проявлением духовности – ЛЮБОВЬ «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский). СО + ВЕСТЬ

Слайд 5

Весть Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, …ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Слайд 6

НРАВСТВЕННОСТЬ - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания . ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Слайд 7

Признаки духовного здоровья 1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие; 2) способность к концентрации; 3) способность обуздывать негативные эмоции; 4) высокий уровень социальной активности; 5) понимание личностей и ситуаций; 6) способность вычленять важнейшее из множества неважного; 7) вегетативную стабилизацию; 8) внимательность и собранность; 9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе; 10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.

Слайд 8

В здоровом теле –здоровый дух. ??????? При здоровом духе – здоровое тело. ???????

Слайд 9

Компоненты духовности человека 1 . Нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм). 2. Нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобливость ). 3. Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний). 4. Нравственное поведение (готовность к служению людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).

Слайд 10

Цель духовно - нравственного воспитания:

Слайд 11

Цель духовно-нравственного воспитания

Слайд 12

Цель духовно-нравственного воспитания

Слайд 13

Задачи духовно-нравственного воспитания:

Слайд 14

Воспитание культурного, воспитанного , нравственного человека. ????? Воспитание семьянина, труженика, патриота , гражданина, ?????

Слайд 15

Зачем делать? Этнокультурное образование Воспитание Развитие Обучение

Слайд 16

Зачем делать? Воспитывать семьянина Патриот Гражданин

Слайд 17

Как делать? Освоение Усвоение Присвоение Осмысление добра Делание добра

Слайд 18

Деятельность на этапе «освоения» и «отражения» Беседы Экскурсии Встречи Рассказы Чтение книг Праздники Концерты Спектакли Как делать?

Слайд 19

Деятельность на этапе « усвоения » «рефлексии» Конкурсы Выставки Педстудии Ролевые игры Организационно- деятельностные игры Задания-практикумы Тренинги Составление правил, отчетов Подготовка к КТД Как делать?

Слайд 20

Деятельность на этапе «присвоения» Ситуационные классные часы Рефлексивные классные часы КТД Педагогические студии Воспитывающие проекты и ситуации Как делать?

Слайд 21

Где будем делать? Место этнокультурного образования в системе Урочная деятельность Внеурочная деятельность В нешкольная деятельность

Слайд 22

На каком содержании делать? Общечеловеческие ценности ТРУД основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. ЧЕЛОВЕК абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания. КРАСОТА фактор благополучия в мире, результат разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития. СЕМЬЯ начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. ЗЕМЛЯ общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию ХХI века, Земля людей и живой природы.

Слайд 23

Общечеловеческие ценности ЗНАНИЯ результат разнообразного и, прежде всего творческого, труда. Знания ученика – критерий труда учителя. ОТЕЧЕСТВО единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. КУЛЬТУРА великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей. МИР покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

Слайд 24

Как делать? Алгоритм воспитательной работы Сентябрь - Т руд Октябрь - К расота Ноябрь – Ч еловек Декабрь – З нание Январь – К ультура Февраль – Отечество Март – С емья Апрель – З емля Май - М ир

Слайд 25

На каком содержании делать? Почтение к мужчине. Уважение к старости. Любовь к женщине. Забота о младших. Социокультурные ценности

Слайд 26

Культура кубанского казачества Культура черноморского казачества Культура линейного казачества На каком содержании делать?

Слайд 27

Черноморское казачество Субэтнос украинского народа На каком содержании делать?

Слайд 28

Линейное казачество Субэтнос русского народа Русская этнографическая группа на Северном Кавказе На каком содержании делать?

Слайд 29

На каком содержании? Традиции и обряды, связанные с жильем Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Свадебные традиции и обряды Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Семейные традиции Традиции семьи

Слайд 30

Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань . Лозоплетение . Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика . Торевтика . Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание . На каком содержании делать? . Народные ремесла как социокультурная ценность (на примере кубанских народных ремёсел)

Слайд 31

Духовно- нравственное воспитание содействует становлению у школьников:

Слайд 32

Разграничение добрых и злых поступков Стыдливость Порядочность Добросовестное выполнение обязанностей Невосприимчивость к плохому, поддержка добра

Слайд 34

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года . Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры кубанского казачества Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Политическая проблема : государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Экономическая проблема . В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

Слайд 35

Используемые источники 1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Д.Г . Левчук, О.М. Потаповская . Издательство “Планета 2000 ” 2. Фёдорова Т.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников. (7 – 9 кл .). Из опыта работы классного руководителя. – Армавир, 2008. 3. Технология этнокультурного воспитания. Бондарева Н.А. - Армавир, 2011 г. 4. Духовно-нравственная культура. Бондарева Н.А . – Армавир, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

"Я и моя семья" доклад на семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников

Выступление на межрегиональном семинаре по духовно нравственному воспитанию. Программа «Колокольчики добра», напрвление "Я и моя семья"....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"

событийный семинар-практикум  для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...

Патриотическое воспитание как средство развития духовно-нравственных качеств личности школьников.

Данная работа содержит анализ работы по патриотическому воспитанию в школе....