Доклад на районной конференции преподавателей духовно-нравственных дисциплин. Тема: «Воспитание чувства патриотизма у обучающихся в современных условиях».
статья

Шишпор Александр Евгеньевич

О приёмах и методах патриотического воспитания в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_konferentsii.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Родомановская общеобразовательная средняя школа»

Доклад

на районной конференции преподавателей духовно-нравственных дисциплин

Тема: «Воспитание чувства патриотизма у обучающихся в современных условиях»

                                                 Учитель ОПК Шишпор

                                               Александр Евгеньевич

2014 г.

Уважаемые коллеги!

        Перед тем, как приступить к своему докладу  предлагаю Вам, силою своего воображения совершить виртуальное путешествие из этой аудитории в административный, политический и в какой то степени духовный центр нашей страны город Москву на её Красную площадь и с высоты Спасской башни обозреть все просторы нашей Родины, с целью установления, что  у нас имеется в наличии и чего не достаёт и даже отсутствует.

         И если мы это путешествие совершим, то с уверенностью могу сказать, что все мы придём к выводу, что наша страна уникальна, в ней — в отличие от большинства стран мира, имеется всё необходимое для благополучной, счастливой и главное безопасной жизни её населения ( необозримые просторы, благоприятный климат, неисчерпаемые природные богатства). А вот чего недостаёт и даже во многом отсутствует- это любви  граждан друг к другу, сочувствия, взаимопомощи, терпения, жертвенного служения, не стяжания, любви к своей земле, природе, своей Родине — то есть всего того, что мы называем одним словом -ПАТРИОТИЗМА.

           И  недостаток этого качества в российском народе сводит на нет все перечисленные выше  преимущества. По мнению современных политологов, социологов, экономистов и военных — если бы каждый гражданин нашей страны стал патриотом, то в единочасие мы решили бы все экономические, социальные и оборонные проблемы.

         Вот почему в последнее десятилетие всё громче, на всех уровнях государственной власти, звучит призыв к патриотическому воспитанию российского народа. И мы преподаватели основ православной культуры не только не имеем права стоять в стороне от этого процесса, но и в силу своих должностных обязанностей должны приложить все силы для патриотического воспитания подрастающего поколения, как в урочное, так и во внеурочное время.

          Но перед тем как приступить к разговору о приёмах и методах патриотического воспитания в школе хочу задать всем нам вопрос «Возможно ли вообще патриотическое воспитание гражданина в современных условиях?». Любой из нас на этом пути сразу сталкивается с двумя проблемами:

       Первая - современный школьник с самого раннего возраста вовлечён в мировые процессы, в первую очередь информационные. А современный, в скобках, передовой мир заражён идеей глобализации, в котором нет места человеку-патриоту. Ребёнку внушается мысль, что он не особь, принадлежащая определённой семье, народу, стране, а личность, личность к тому же самодостаточная, всесторонне развитая. Он человек Мира и не должен ни кому — ни родителям, так как не просил их рожать себя, ни народу и стране — которые сам не выбирал, а оказался здесь по воле случая. Поэтому он  волен жить там, где хочет и служить только тем — кто создал для него лучшие условия проживания, то  есть, где лучше кормят там и родина. Плоды этой идеологии мы хорошо видим на примере нашей так называемой экономической и творческой элиты, среди которой беспринципность главная черта характера. Да и среди всего российского народа порок, который называют алчностью, приобретает всё большие и большие размеры. Чувством потребления пронизаны все межчеловеческие отношения, а так же отношения граждан к государству, в том числе и к несению воинской повинности.  

       Вторая — патриотизм это не кусок масла, его нельзя рассмотреть, пощупать, съесть. Это даже не нравственное понятие — так как по одним внешним признакам невозможно отличить гражданина- патриота от не патриота. Это понятие духовно-нравственное, касающееся сердца человека, его души. А что касается души, то мы входим сразу в противоречие с двумя сторонами миропонимания.  Атеистического — утверждающего, что души нет и все качества человека в том числе и патриотические, результат саморазвития и внешнего воздействия и религиозного, в нашем случае христианского, утверждающего, что душа дана нам Богом от рождения и без веры в Бога а, следовательно, без любви к нему и ближним, патриотизма быть не может. В доказательство этому приводится история нашего Отечества, в которой ярко прослеживаются два этапа.

           Первый этап допетровский, когда политическая и юридическая жизнь общества строилась на основе христианских заповедей, этот период ещё называют периодом «Святой Руси». Он характеризуется такими отношениями между людьми, которые у современного человека ассоциируются разве что только с чудесами. Нам трудно представить, что всего триста-четыреста лет назад на Руси почти не было воровства, торговые люди не обманывали покупателей, супруги не изменяли друг-другу, младшие слушались старших, клятвы не нарушались, не было курения, повального алкоголизма, проституции, воеводы ели из одно котла с воинами, а те стояли на смерть в бою не из страха репрессий или надежды на щедрое вознаграждение. Дух русского гражданина -воина был так высок, что нам даже немыслимо представить себе команду военноначальника тех лет «Стоять насмерть или расстреляю». Ни где в исторической литературе мы не найдём и намёка на присутствие заградотрядов за спинами русских войск. Но почему русский воин без этих страшилок смело вступал в сражение и побеждал в десятки и даже сотни раз превосходящего противника? А если и погибал то с честью, молча, полностью отдав  долг народу. Потому что заградотрядом для него были его жена, дети, престарелые родители, защищать которых он и шёл на войну. И если враг был сильнее, и победа была не возможна, он предпочитал умереть в бою на поле боя, чем бежать, отдав родных на поругание захватчикам. Он твёрдо знал, что придёт время, и он встретится со своей семьёй в загробной жизни и будет держать перед Богом и ими ответ за свою трусость. Понимание духовной основы всей его мирской жизни неизбежно трансформировалось и на отношения к ближним, начальникам и врагам. Наделяя русского человека невероятно высокими нравственными качествами.

          К сожалению, отход от христианских принципов государственного строительства при Петре первом и в послепетровский период, а затем в двадцатом веке период полного атеизма, на первых порах привели к техническому росту страны, развитию науки, здравоохранения, образования и культуры, но затем из-за критической нравственной деградации общества к её развалу, обнищанию, сошествию  с мировой политической арены как сверхдержавы, потери экономической и во многом политической самостоятельности, реальной угрозе самого существования.

            Как быть учителю ОПК в этой ситуации? Ведь не смотря на своё личное мировоззрение,  мировоззрение учащихся и их родителей, мы обязаны воспитать из ребёнка гражданина-патриота. В противном случае все наши труды будут напрасными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО воспитателей ГПД "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ГПД"

Доклад о духовно-нравственном воспитании младших школьников в рамках ФГОС....

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Проблемы воспитания чувства патриотизма и гражданственности у современного подрастающего поколения

В статье рассматриваются понятия «патриотизм», «гражданственность», выделяются разновидности патриотизма. Рассматриваются проблемы современного патриотического воспитания и формирования чувства гр...

Доклад на районной конференции преподавателей на тему:«Святой равноапостольный великий князь Владимир».

Доклад на районной конференции преподавателей ОПК на тему: «Святой равноапостольный великий князь Владимир»....

Доклад «Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»

laquo;Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного  развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»...