Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»
методическая разработка

Блинова Анжелика Александровна

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Доклад на школьное методическое объединение

классных руководителей на тему

«Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»

Составитель:

классный руководитель

6 класса Блинова А.А.

г.о. Шуя, 2023 г.

Патриотизм начинается с малого: с любви к своим родителям, близким, родному дому, улице, городу и вырастает до любви к своему народу, Родине.

Будущее России в руках подрастающего поколения. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно  образовательная организация.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Гражданско-патриотическое воспитание - это не только военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного   человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Воспитание обучающихся в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

           В образовательной организации ключевая роль в деле воспитания обучающегося отводится классному руководителю. Ему в помощь представлено множество разнообразных методических разработок по указанному направлению. Однако для достижения наилучших результатов процесс гражданско-патриотического воспитания должен иметь системный и непрерывный характер.

            Цель работы классного руководителя  – формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции обучающихся.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

  1. Формирование понимания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
  2. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере героического прошлого нашей страны, бессмертного подвига ее народа.
  3. Приобщение обучающихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию России.
  4. Воспитание любви и уважения к своей малой родине.
  5. Формирование активной гражданской позиции, политико-правовой культуры.

Основные принципы организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся:

  1. Системность,  непрерывность и преемственность.
  2. Гуманизм.
  3. Индивидуальность.
  4. Стимулирование активности.
  5. Организация и самоорганизация.
  6. Интеграция.
  7. Многообразие форм, методов и средств.
  8. Адаптивность.
  9. Постоянное совершенствование.

Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ребёнок  – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь».

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт обучающихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

            Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение классных часов. 

Мной используются различные   формы работы:   классные часы,     беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, трудовые дела,   знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Любовь к Родине начинается с семьи. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции: обеспечение диалога между поколениями в формировании личности; формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода; привитие любви к родному краю. Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей (законных представителей). В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся выступают родительские собрания гражданско-патриотической направленности, индивидуальные тематические консультации «Правовое воспитание родителей (законных представителей) и обучающихся», привлечение родителей к организации классных мероприятий, проведение совместных внеклассных мероприятий.

            Патриотическое воспитание обучающихся должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с обучающимися в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

              Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно - нравственных ценностей»

Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...

«Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно нравственных ценностей»

Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

ДОКЛАД на ШМО классных руководителей на тему: «Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю»_26.10.2020

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Доклад на МО классных руководителей по теме "Модуль "Школьный урок"

Материал о том, как реализуются воспитательные на цели на уроках русского языка и литературы....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»...