Доклад на МО классных руководителей по теме "Модуль "Школьный урок"
материал

Материал о том, как реализуются воспитательные на цели на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модуль «Школьный урок». Результаты реализации Воспитательной программы ГБОУ РФМЛИ

на уроках гуманитарного цикла»

Выступление классного руководителя 7 «Г» класса, руководителя МО учителей гуманитарного цикла

Косяковой О.Ф.

ГБОУ РФМЛИ – 2022 г.

Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся. Первые две функции – образовательная и развивающая - достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.

Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.

В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.

Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.


Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.

Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Очевидно также, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание школьником важности дисциплины, убеждённость в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя  показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учеников от уровня их дисциплинированности.

Одним из характерных признаков современных педагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации учащимися своей учебно-познавательной деятельности. Однако на уроке учитель оценивает учеников по результату и способу его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходя вниманием организацию труда школьника. На практике неумение учащихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ребёнок часто платит своим здоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства становятся всё более распространёнными среди школьников. Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся диктует необходимость формирования у них навыков научной организации учебного труда.

Неотъемлемой частью школьного образования является социализация – процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к социальному окружению. Распространёнными причинами, препятствующими социализации, вызывающими конфликт между личностью и её социальным окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих, негуманные отношения в группе. Поэтому процесс социализации школьников невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.

Возможностями для решения перечисленных задач воспитания обладает каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет повысить воспитательный эффект обучения.
Урок входит в систему учебно-воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы школы. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе школы.
Обобщая вышесказанное, предлагаем схему аспектного анализа, цель которого – выявить степень реализации воспитательного потенциала урока.

Схема анализа процесса воспитания на уроке

I. Использование воспитательных возможностей организации урока.


1.    Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).


2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).


3.    Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).


4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).


5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).


6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.

III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).

Модуль «Школьный урок»

Каждый урок в ГБОУ РФМЛИ предполагает свой воспитательный потенциал, который реализует учитель-предметник, включая воспитательные задачи в поурочное планирование.

Воспитание нравственных качеств на уроках предметов гуманитарного   цикла проводится путем использования как художественного, так и научного или публицистического текстов.

Каждый текст должен стать для обучающихся ещё одной страницей в познании окружающего мира, в приобщении к доброте, человеческим ценностям, должен развивать чувство языка, научить ценить литературные, научные произведения с эстетической точки зрения, их содержание является воплощением прошлого и настоящего народа, его дум и надежд.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, это способствует привлечению внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;

- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

   

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- вовлечение и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- через организацию и проведение тематических встреч с приглашением ученых, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов;

- открытые уроки к юбилеям значимых научных, исторических дат, а также писателей и поэтов, конкурсы чтецов к юбилеям писателей и поэтов, размещение созданных детьми научных, исследовательских работ, стихотворений, рассказов на страницах газеты «Лицеист».

Каковы же результаты воспитательной работы учителей гуманитарного цикла в связи с реализацией положений модуля «Школьный урок»?

Так, в течение 2021-2022 учебного года были подготовлены и проведены следующие уроки и мероприятия:

- «Времена года в поэзии Коста Левановича Хетагурова» - учитель Чельдиева З.Х., 5 класс. (Цели урока: формирование интереса учащихся к поэзии К.Хетагурова; воспитание патриотизма, уважения к отечественной культуре; развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление, рефлективность, толерантность, самостоятельность).

- «Между любовью и честью, или Проблема выбора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и поэме К.Л.Хетагурова «Фатима», учитель Джиоева Л.О., 10 «Б» класс (Цель: воспитание чувства коллективизма, такта, отзывчивости, умения управлять эмоциями).

- «Не бывает великих дел без великих препятствий, или Не уходи с заветного пути…» - учитель Мкртычян М.С., 8 «А» и 8»Г» классы (цели урока: облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни).

 

- «Словари русского языка» - учитель Кузубова И.И., 6 «А» класс (Цель: воспитывать интерес к слову, книге).

- «Музыка и литература» - учитель Цопанова З.М., 10 «А» класс (Цель: воспитывать любовь к поэзии и музыке)

- «Виртуальная экскурсия по дому-музею Н.А.Некрасова в Карабихе. К 200-летнему юбилею писателя» - учитель Косякова О.Ф., 7 «А» и 7 «Г» классы. (Цель: воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к природе, уважение к старшим).

- «Наша родина – Россия» - учитель Бедоева С.В., 6 «Б» класс (Цели: формирование представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; воспитание любви к своей родине, к культурным традициям нашей многонациональной страны).

- «Великие имена Осетии» - Мкртчан Я.Ю., 11 класс (Цели: воспитание чувства любви к своей родине, творчеству К.Л.Хетагурова; воспитание патриотических качеств личности каждого обучающегося).

- «Эпоха дворцовых переворотов» - Мкртчан Я.Ю., 8-е классы (Цель: воспитывать уважение к историческому прошлому России).

- «Мой выбор» - открытое мероприятие по обществознанию, Мкртчан Я.Ю., 10-е классы (Цель: воспитание активной гражданской позиции).

- Работа над проектами. Создание буктрейллеров «Эта книга, которая тебе необходима» - учитель Косякова О.Ф., 7 «Г» класс (Цель: воспитание интереса к чтению; развитие самостоятельности).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль «Школьный урок» Результаты воспитательной работы на уроках гуманитарного цикла

Слайд 2

«Времена года в поэзии Коста Левановича Хетагурова» - учитель Чельдиева З.Х., 5 класс. ( Цели урока: формирование интереса учащихся к поэзии К.Хетагурова; воспитание патриотизма, уважения к отечественной культуре; развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление, рефлективность, толерантность, самостоятельность ).

Слайд 3

«Не бывает великих дел без великих препятствий, или Не уходи с заветного пути…» - учитель Мкртычян М.С., 8 «А» и 8»Г» классы (цели урока: облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни).

Слайд 4

«Виртуальная экскурсия по дому-музею Н.А.Некрасова в Карабихе. К 200-летнему юбилею писателя» - учитель Косякова О.Ф., 7 «А» и 7 «Г» классы. (Цель: воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к природе, уважение к старшим ).

Слайд 5

«Великие имена Осетии» - учитель Мкртчан Я.Ю., 11 класс (Цели: воспитание чувства любви к своей родине, творчеству К.Л.Хетагурова; воспитание патриотических качеств личности каждого обучающегося).

Слайд 6

Работа над проектами. Создание буктрейлеров «Книга, которая тебе необходима» - учитель Косякова О.Ф., 7 «Г» класс (Цель: воспитание интереса к чтению; развитие самостоятельности).

Слайд 7

Проектная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...