Главные вкладки

    Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."
    материал по теме

     Надежда Анатольевна Долматова

    Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    • КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.  (Долматова Н.А.)        
    •    Показ слайда1                                                                                                                         .
    • Показ слайда2

    Показ слайда 3(высказывания)

    • Конфликты неизбежны, это один из механизмов развития жизни.
    • В основе всякого конфликта лежит противоречие.
    • Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

    Сегодня речь пойдет о конфликтах. Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями.

    ПОКАЗ СЛАЙДА 4.

    Давайте определим, что такое конфликт.

    ПОКАЗ СЛАЙДА 5

    КОНФЛИКТ – это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает противоречие.

    Из определения мы можем выявить сущность такого явления как конфликт:

    • прежде всего необходимы два субъекта – участника конфликта (участников может быть и больше);
    • противоречие, которое лежит в основе конфликта, должно быть личностно значимым для субъектов;
    • необходимы определенные обстоятельства, которые выявили бы противоречие и столкнули интересы субъектов.

    При наличии всех этих условий и возникает конфликтная ситуация, которая является 1 стадией развития конфликта

    Через какой-то промежуток времени конфликт переходит во 2 стадию и выражается в инциденте.

    Формы протекания конфликта могут быть разными:

    • Недовольство – ощущение неудовлетворенности;
    • Разногласие – несходство во мнениях, взглядах;
    • Противодействие – действие, препятствующее другому действию;
    • Противостояние – концентрация на конкретном интересе субъекта;
    • Противоборство – борьба субъекта с кем-либо, чем-либо, мешающим реализации интересов субъекта.

    Форма протекания конфликта тем острее, чем дольше продолжается сам инцидент. Поэтому, чем раньше начнется поиск решения, тем меньше будут психологические последствия.

    Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания того, что проблема действительно есть. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

    Вот правила поведения в конфликте.

    __Дайте партнеру " выпустить пар". Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                         ____Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.

    ____Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете", а лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".

    __________Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.

    ____Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.

    _____В любом случае дайте партнеру "сохранить свое лицо". Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.

    _____Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать:" устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.

    _____Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.

     

    _____Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие

    .

    _____Замолчите первым. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.

    _____Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как "Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься", только укрепляют и усиливают конфликт.

    _____Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения

    ПОКАЗ 6 СЛАЙДА.

    Существует много способов решения конфликтных ситуаций.

    Выбор зависит от личности субъектов, от формы протекания и других обстоятельств.

    Способы разрешения конфликтов .

    1. Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;
    2. Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;
    3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
    4. Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
    5. Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
    6. Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;

    ПОКАЗ СЛАЙДА 7

    Последствия конфликта тоже могут быть разными:

    1. Деструктивные – разрыв связей, разрушение нормальных взаимоотношений;
    2. Конструктивные – конфликт способствует выходу на новый уровень развития личности или межличностных отношений.

    Необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал, являясь одним из механизмов развития личности

    ПОКАЗ СЛАЙДА 8

    Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:

    1. Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;
    2. Не следует бояться конфликта, надо его решать;
    3. Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».
    4. Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.

    ПОМНИТЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОБЩЕНИЯ

    ПОКАЗ СЛАЙДА9.

    Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтная ситуация сопровождается большим психологическим напряжением, стрессом, человек чувствует себя дискомфортно. Но этих негативных последствий можно избежать, если научиться предвидеть конфликтные ситуации и решать проблему в самом начале

    ПОКАЗ СЛАЙДА 10

    ПОКАЗ СЛАЙДА11

    Для решения конфликта его участникам необходимо на основе взаимного уважения совместно найти выход из конфликтной ситуации.

    2. Анализ и совместное обсуждение предложенных конфликтных ситуаций, поиск оптимального варианта решения конфликта.

    СИТУАЦИЯ 1.

     РОДИТЕЛИ ПРИНИМАЮТ СТОРОНУ РЕБЕНКА. Подросток ЧУВСТВУЕТ ПОДДЕРЖКУ РОДИТЕЛЕЙ.  Неоднократные беседы  педагога не дали результата……

    Реализованный вариант – анализ ситуации.

    СИТУАЦИЯ 2.

    Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Но поверила ребенку, а не педагогу...

    Реализованный вариант – ультиматум:

    ….до родителей необходимо довести,чем грозят им пропуски ребенка школы без уважительной причины.

    3. Заключение.

     Сегодня мы затронули очень важную тему, которая касается всех нас, ведь в процессе общения мы часто конфликтуем друг с другом. Помните, что конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их. Совместная работа учителя и родителей  поможет вам в будущем лучше ладить со своими учениками.

                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»

    Цель: 1.      Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2.      Формирование благоприятной психоло...

    Классный час "Взаимоотношения между родителями и детьми"

    Классный час «Взаимоотношения между родителями и детьми»Цель:  1.формировать у учащихся уважительное отношение к семье, родителям...

    Родительское собрание «Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения»

    Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями. Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтна...

    Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

    Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

    «Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»

    В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...

    Конфликт между учителем и родителями.Пути их решения.

    Рекомендации по безконфликтному решению споров....