Пути решения конфликтов между родителями и учителем
статья

Чехонина Лариса Георгиевна

Рекомендации учителю при работе с конфликтными родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сложный родитель — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем: не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя. Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным. Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.
Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».
В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему? К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже. Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители
постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.
Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием. Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями:

-  Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

- Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

- Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

- Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

- Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).
Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные причины конфликтов между родителями и детьми

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия". Как это понимать?...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Родительское собрание "Пути решения конфликтов родителей и детей"

Это сценарий родительского собрания, проведенного совместно с детьми в рамках работы "Клуба выходного дня"....

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону)

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону)...

Решение конфликтов между обучающимися на уроках физкультуры с использованиям Коммуникативных УДД (начальная школа).

Статья на тему использования ФГОС второго поколения при решении конфликтов между обучающимися начальной школы....

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...