Главные вкладки

    Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников
    статья по теме

    Гафурова Гульнур Масгутовна

    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских             школьников

    Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

    Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

    Вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

    Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

    Государство выделяет две основные социальные структуры, способные формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

    Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.

    Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

    Важнейшей целью ОУ декларируется воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться. Лишь при её последовательном осуществлении возможно успешное развитие России.

    Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

    Она определяет:

    • характер современного национального воспитательного идеала;

    • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

    • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

    • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

    Определяет:

    - источники нравственности (Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество).

    - базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений)

    • патриотизм – любовь к России, своему народу, своей малой Родине, служение Отечеству, активная жизненная позиция;

    • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

    • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

    • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

    • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования представляется не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Воспитание в школе  не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

    Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.

    Их содержание отражает основные направления развития личности:

    личностная культура; социальная культура; семейная культура.

    Личностная культура – это:

    • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки – «становиться лучше»;

    • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

    • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

    Семейная культура – это:

    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

    • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

    • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

    Социальная культура – это:

    • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

    • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

    • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов ответственности власти, гражданского общества;

    • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

    • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

    • забота о преуспевании единого многонационального российского народа поддержание межэтнического мира и согласия.

    Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Школа представляет собой важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

    Слайд 2

    Основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания — Конституция страны и система образования, прежде всего, общеобразовательная школа

    Слайд 3

    Ц ель ОУ - воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться

    Слайд 4

    Концепция - методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта

    Слайд 5

    Концепция определяет: • характер современного национального воспитательного идеала; • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

    Слайд 6

    источники нравственности (Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество). базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений )

    Слайд 7

    Базовые национальные ценности: • патриотизм • социальная солидарность • семья • труд и творчество • наука • традиционные российские религии • искусство и литература • природа • человечество

    Слайд 8

    Основные направления развития личности: личностная культура социальная культура семейная культура

    Слайд 9

    Личностная культура – это: • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки – «становиться лучше»; • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

    Слайд 10

    Семейная культура – это: • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

    Слайд 11

    Социальная культура – это: • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов ответственности власти, гражданского общества; • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; • забота о преуспевании единого многонационального российского народа поддержание межэтнического мира и согласия.

    Слайд 12

    Школа представляет собой важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося

    Слайд 13

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

    Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

    Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

    Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

    Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

    Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

    Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации.                           ...

    Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

    Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

    Доклад на тему: «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».

    Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государ...