Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
материал (8, 9 класс)

Мамчур Кристина Михайловна

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала учителем нач.классов, и у меня была своя схема работы с воспитанниками. Детей я учила с 1 по 4 кл. Затем я взяла этих же самых детей в 8-9 кл. И, мягко говоря, я удивлена, ведь те дети, которых я воспитала в нач.школе, кардинально отличаются от того, что я имею сейчас. Это безответственные, ничего не желающие выполнять, с вечной депрессией и апатией и т.д. Сейчас я дополнила свою работу тем, с чем я столкнулась. И эта работа показывает отрицательный результат. И если я возьму учить этих детей в 10-11 кл, то моя воспитательная работа будет продолжена. Предлагаю вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Цель воспитательной программы с курса нач.школы:

  1. Создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств через отношения в семье.
  2. Показать проблемы современного учебно-воспитательного процесса на примере своего класса.

Задачи:

· создание условий для самовыражения учащихся;

· развивать инициативу и творческую активность школьников;

· мониторинг детско-родительских отношений для формирования необходимых качеств;

· формирование качеств: доброта, сопереживание, взаимопомощь, долг, ответственность, бережливость, честность и справедливость, дисциплинированность.

· формирование потребности в общении между родителями и ребёнком (жить вместе с ним, а не отдельно от него);

· формировать в родителе «счастливую родительскую позицию».

Пояснительнаяя записка

Слайд 1 и Слайд 2

В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?

Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка?

Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Как сделать ребёнка счастливым?

Как влияет на коллектив смена классного руководителя? Какого значение и предназначение классного руководителя?

Эти и многие другие вопросы обсуждаются учителями уже много лет. И каждый педагог старается найти своё решение этих вопросов для достижения лучших результатов в развитии личности ребёнка.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?

На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство доброты и взаимопонимания между детьми и родителями. Как создать такую систему, когда вокруг меняются взгляды на жизнь в семье и школе. Каждый родитель старается заработать больше денег, забывая о своих обязанностях родителя. Дети в большей степени воспитываются улицей. Как же сделать так, чтобы родители не потеряли интереса в общении с ребёнком, чтобы они стали своему ребёнку другом?

Ответы на эти вопросы я и хотела получить в своей работе, выстраивая свою воспитательную деятельность в начальной школе.

Слайд 3

Идея – взаимодействие педагога и родителя с целью развития личности ребёнка. На это взаимодействие я направляю всю свою воспитательную работу.

Программа воспитания:

В основу  воспитательной программы я включила следующие педагогические идеи:

 Слайд 4

 

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

 

                                                                                          В.А. Сухомлинский

Обращение Сухомлинского к теме семьи, на мой взгляд, является актуальным и сегодня. Ребёнок является «зеркалом семьи». А что такое семья? В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «семья» рассматривается в двух значениях: как группа живущих вместе людей, как объединение людей, сплочённых общими интересами.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. Воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Главное в семье – достижение душевного единства, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Слайд 5

 

Тогда каким должен быть родитель?

«В детях отражается нравственная чистота матери и отца». В современном мире родители постепенно забывают об этом. Они перестают следить за своими поступками. В общении всё чаще появляется нецензурная речь. Они забывают о том, что ребёнок поступает так же, как они.

«Современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий».

                                                                                           Ю.А.Конаржевский

 

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Следовательно, родители должны сами быть нравственно воспитанными и главной их задачей является – дать ребёнку «счастье».

 

Что такое счастье? Кто такой счастливый человек?

По мнению родителей моего класса,

счастье – это:

… «Когда есть семья. В семье любимый муж и любимые дети. Чтобы в семье царили доверие и взаимопонимание, каждый друг к другу был внимателен. И для каждого из нас, семья должна быть опорой».

 

…«Когда все твои близкие и любимые люди здоровы. Когда между всеми людьми в семье царит духовное взаимопонимание».

А счастливый человек – это:

«Счастливый ребёнок тот, у которого есть семья. Семья, в которой есть любовь, уважение и взаимопонимание».

 

… «Ребёнок счастлив в семье полноценной. Где создаётся комфорт и уют между родителями, будет всё и для ребёнка».

 

Следовательно, счастливый ребёнок - тот, у которого есть семья, в которой он находит поддержку и понимание. Счастье ребёнка ещё в способности «самовыражения», быть «творцом», уметь создавать «красоту для других». Счастье родителя – в умении любить ребёнка и растить в нём настоящего человека.

Поэтому родители должны понимать, что влияние семьи на ребёнка в начальной школе сильнее, чем влияние улицы, средств массовой информации. А значит, вместе с учителем родители должны создать нужные для развития ребёнка условия, адаптируя его к современной жизни и культивируя в нём общечеловеческие качества.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

На мой взгляд, учителю в ребенке наиболее интересна – это его человеческая позиция. И родитель для учителя  тоже прежде всего человек. Всё это можно представить в виде схемы:

Слайд 6

РЕБЁНОК

ПЕДАГОГ + РОДИТЕЛЬ

Главное – это ребёнок. Тот маленький пока человечек, который заходит в класс и полностью доверяет себя учителю. А от того, как учитель поведёт себя, как он научит, зависит будущая жизнь ученика. Но самому учителю нужен помощник – родитель.

Учитель и родитель – это то основание, на которое опирается ребёнок и с помощью него он развивается «постигая себя». Родитель в данном случае ведёт ребёнка по жизни вместе с учителем. Учитель и родитель – единое целое, которое необходимо для развития и воспитания ребёнка, для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым человеком.

Отсюда и название моей воспитательной программы «Единство».

Слайд 7

 

Слайд 9

Еди́нство — взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия.

«Единство» - это сущностное понятие моей воспитательной программы, являющееся синтезом основных качеств, которые мы (учитель+родитель) взращиваем в ребенке.

Слайд 10

Е – Естественность, Ежесекундная готовность прийти на помощь.

Д – Дисциплинированность, добродушность, доброжелательность, дружелюбность.

И – Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность.

Н – Нравственность, находчивость, надежность, настойчивость.

С – Самостоятельность, самоконтроль, серьезность, совестливость, сострадание, спокойствие и смирение.

Т – Трудолюбие, требовательность к самому себе, терпение, творчество.

В – Вежливость, внимательность, великодушие.

О – Ответственность, организованность, отважность, опрятность, отзывчивость, обязательность, обходительность.

Характеристика класса

В классе 24 человека, из них 10 девочек и 14 мальчиков.

В этом учебном году в класс пришли трое новых ребят. Ребята влились в наш коллектив и вместе со всеми участвуют в жизни класса. Коллектив работоспособный, учащиеся интересуются общественными делами и с удовольствием выполняют общественные поручения.

В классе введены органы самоуправления, но действуют они пока под руководством учителя. Ученики стремятся к общению, отношения между мальчиками и девочками доброжелательные.

В данном классе 7 неполных семей, что составляет 30,4 %. В этих семьях дети воспитываются только одним родителем, а также бабушками и дедушками. Многодетных семей – 3. Большая часть родителей работает в торговле.

Взаимоотношения в коллективе:

Наша классная воспитательная система формирует образ жизни такого классного коллектива, который требует определенных норм и ценностей, так как ставит ребенка в ситуации, когда он должен участвововать в жизни класса и школы, предлагает ему определенный набор видов деятельности, способствует установлению и развитию внешних связей класса с другими классами внутри школы.

Формы работы с детьми:

Мы выезжаем с детьми и родителями на различные экскурсии (Это и экскурсии в лес, в музей, в библиотеку, конный клуб. В ближайшем будущем мы планируем посетить хлебозавод  г. Нарьян-Мара); социальные проекты, разнообразные проекты, организация выставок (совместная деятельность родителей и детей); организация праздников; беседы, игры нравственного характера и духовно-нравственного содержания и прочее.

Таким образом, родители постоянно общаются с детьми в классе и их родителями.

Поэтому наш классный коллектив – это дети, родители и я.

 

В классе выявляется несколько лидеров. Между собой они не конфликтуют, а наоборот, выстраивают деловые отношения. В системе самоуправления роль старосты и помощников старосты отдана лидерам. Исследуя взаимоотношения детей в классе, мною были сделаны следующие выводы.

Для 65%  детей классный коллектив является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью их удовлетворяет. Они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

26%  детей хорошо адаптированы в коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для них.

9% детей имеют нейтральное отношение к коллективу. Это ребята, у которых возникают проблемы в отношениях с детьми или они чувствуют себя внутри коллектива некомфортно. Один из этих ребят пришел в наш класс в этом году. Мальчик общительный, легко идет на контакт с детьми, но общается в основном с отдельной группой ребят. Другой ребенок  - очень активный. Учится в моем классе с первого. Он не всегда может контролировать свои действия, может обидеть ребенка, который слабее. В классе общается со всеми, но поддерживает отношения только с отдельными ребятами.

Таким образом, в классе 91% ребят чувствуют себя комфортно. У них не возникает проблем с общением между собой.

Ребятам была предложена анкета, цель которой – выявить  отношения ребят внутри коллектива. Проанализировав результаты, я убедилась в том, что отношения внутри класса сложились. Выявились ребята, с которыми в классе не до конца сложились отношения. Их немного, но каждый из них страется выстроить отношения в классе, естественно с помощью учителя. Опираясь на эти исследования, я определила для себя задачу – развитие межличностных отношений внутри коллектива.

 

Слайд11

Результатами моей работы за 4 года нач.школы с этими детьми можно было считать:

· родительские собрания посещают все родители;

· достигнуто взаимопонимание между родителями и мною;

· повысился уровень знаний учащихся;

· ребята стали активными, участвуют во всех мероприятиях;

· модель самоуправления помогает организовать ребят, научить их самостоятельности и ответственности;

· большинство родителей побывали с нами на экскурсиях;

· родители помогают в организации учебного и воспитательного процесса;

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе? С какими трудностями приходится сталкиваться в воспитательной и деятельности как преодолевать эти трудности?

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. На первый план выходит приоритет получения знаний, как вознаграждения, при этом не замечая и попирая чувства и достоинство окружающих. Чаще всего дети и их родители слышат только себя и воспитание отклоняется в сторону «мои права», а не «мои обязанности». Диктат со стороны родителей входит в двери школы.

Очень сложным становится проведение воспитательной политики и построение воспитательной системы в школе. Принцип обязанностей перед коллективом, в частности, и обществом, в целом, потерялся. Остался принцип индивидуализма. Поэтому основная задача воспитания ложится на плечи классного руководителя еще более тяжким грузом, нежели ранее. Поскольку классный руководитель является самым важным связующим звеном в «треугольнике» «родитель – ученик – школа».

Родители все чаще перекладывают свои воспитательные функции на школу, соответственно предъявляя свои требования, не понимая и не признавая своих обязанностей, которые возлагаются на них с момента появления ребенка в семье.


В таких условиях учитель начинает формировать детский коллектив, в котором учащиеся должны научиться строить взаимоотношения в социуме на основе существующих норм. Какие методы использует начальная школа? Прежде всего, направленные на привлечение родителей к диалогу о воспитании детей, непосредственное участие в воспитательных мероприятиях школы. Это соревнования, дети –родители, образовательные поездки, коллективные творческие дела с участием родительского коллектива класса.

В 8 классе я стала кл.руководителем этих детей вновь. Сейчас они в 9 классе. К моему сожалению, это мягко говоря, я была удивлена многому, что касается их воспитанности, отношения к учебе, к учителям, родителям, да и в целом к жизни.

Хочу предоставить вашему вниманию таблицу, составленную на основании психологического тестирования. Анализировал все это наш школьный психолог, завуч по воспитательной работе Кривова О.З. И в принципе, я с результатами исследования согласна.

Перед нами таблица, в которой отражены определенные качества, которыми должен быть наделен учащийся: это долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учебе, отношение к общественному труду, коллективизм, чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень. Тем не менее, по результатам теста выявлено:

Самый низкий показатель – это «долг и ответственность». Это действительно огромная проблема для нашего класса, ведь на пороге экзамены, к которым необходима серьезная подготовка. Некоторые дети до сих пор этого до конца не осознали, не осознали всю серьезность учебы в 9 выпускном классе. Для данного пункта еще много можно привести примеров. Это касается и не только школы, но и дома, где проживает ребенок, в выполнении заданий и поручений и т.д. Дети стали настолько безразличными ко всему, не все, но большинство, может быть потому, что в школе их ждала только учеба, никаких организационных коллективных мероприятий, направленных на воспитание молодого поколения.

Что касается «честности и справедливости», то здесь все осталось практически на прежнем уровне, хотя и есть дети, которые обманывают родителей, учителей, тем самым создавая конфликтные ситуации между двумя сторонами воспитательного процесса «родитель-учитель».

«Доброта и отзывчивость». Почти у всех этот показатель в районе 75 %. Вот «отношение к «общественному труду» в районе 50 %, хотя я бы не дала и 50-ти. Насколько честно в данном случае ответили учащиеся неизвестно.

«Дисциплинированность». Надо отменить, что этот показатель в соотношении 80% на 20%. И в эти 20 % входят как неуспевающие учащиеся, так и те, кто перешел к нам из других классов.  К этому же проценту (20 %) можно отнести и «культурный уровень» детей.

По итогу своей работы, своего наблюдения, я сделала вывод о том, что деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации подхода к воспитанникам.

Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Вывод заключается в том, что работа классного руководителя – это целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

Я также принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность моя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Ведь учитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Слайд 12

Вывод:

Если сложить все эти качества, которые вы видите на экране, то мы получим модель выпускника. Именно этими качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из начальной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Учитель русского языка: Мамчур Кристина Михайловна

Слайд 2

Цель: 1. создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств, через отношения в семье. 2. Показать проблемы современного учебно-воспитательного процесса на примере своего класса.

Слайд 3

Задачи : · создание условий для самовыражения учащихся; · развивать инициативу и творческую активность школьников; · мониторинг детско-родительских отношений для формирования необходимых качеств; · формирование нравственных качеств: как доброта, сопереживание, взаимопомощь; · формирование потребности в общении между родителями и ребёнком (жить вместе с ним, а не отдельно от него); · формировать в родителе «счастливую родительскую позицию». выявление «пробелов» в учебно-воспитательной системе школьников с помощью исследования.

Слайд 4

В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Как сделать ребёнка счастливым? Как влияет на коллектив смена классного руководителя? Каково значение и предназначение кл.руководителя.

Слайд 5

Главная идея воспитательной системы - взаимодействие педагога и родителя с целью развития личности ребёнка.

Слайд 6

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». В.А. Сухомлинский

Слайд 7

«В детях отражается нравственная чистота матери и отца». «Современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий». Ю.А.Конаржевский

Слайд 8

РЕБЁНОК ПЕДАГОГ + РОДИТЕЛЬ

Слайд 9

Еди́нство ( др.-греч. μονάς, лат. Unitas ) — взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия.

Слайд 10

Е – Естественность, Ежесекундная готовность прийти на помощь. Д – Дисциплинированность, добродушность, доброжелательность, дружелюбность. И – Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность. Н – Нравственность, находчивость, надежность, настойчивость. С – Самостоятельность, самоконтроль, серьезность, совестливость, сострадание, спокойствие и смирение. Т – Трудолюбие, требовательность к самому себе, терпение, творчество. В – Вежливость, внимательность, великодушие. О – Ответственность, организованность, отважность, опрятность, отзывчивость, обязательность, обходительность.

Слайд 11

Результаты работы · родительские собрания посещают все родители; · достигнуто взаимопонимание между родителями и мною; · повысился уровень знаний учащихся; · ребята стали активными, участвуют во всех мероприятиях; · модель самоуправления помогает организовать ребят, научить их самостоятельности и ответственности; · большинство родителей побывали с нами на экскурсиях; · родители помогают в организации учебного и воспитательного процесса;

Слайд 12

Долг и ответственность. Бережливость. Дисциплинированность. Ответственное отношение к учебе. Отношение к общественному труду. Коллективизм, чувство товарищества. Доброта и отзывчивость. Честность и справедливость. Простота и скромность. Культурный уровень.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -образованность  и  воспитанность  его  учеников,  богатство  их  внутреннего  духовного  мира ...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...