Мастер – класс « Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики в рамках преемственности начальной и основной школы»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Мастер - класс из опыта работы в рамках преемственности начальной и основной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master_klass.zip753.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –  класс

« Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики в рамках преемственности начальной и основной школы»

Подготовили и проводят: А. С. Луканина (учитель начальных классов),

                                               Л. А. Комагорова (учитель математики).

Дата: 24.03. 2017 г.

Место: Муниципальный ресурсный центр на базе МКОУ «СОШ № 3» г. Новомосковск.

Цель:   познакомить коллег с методами формирования универсальных учебных действий  

             средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

             на уроках математики.

Задачи:

  • продемонстрировать эффективность использования приемов и методов технологии развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках математики;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • компьютерная презентация;
  • набор цветных карточек для теста Люшера;
  • наглядные и раздаточные материалы.

Используемая литература и интернет ресурсы:  

  • И. В. Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в

     системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд. – СПб.:

                КАРО, 2013.

  • А. Г. Асмолова- Формирование универсальных учебных действий в основной

          школе:  от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/–

          М.: Просвещение, 2010.

  • С. И. Заир – Бек, И, В. Муштавинская- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / – 2 – е изд., дораб. – М .: Просвещение, 2011.
  • Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ct-net/ru/rwct_tcp_ru;

  • Материалы уроков Фестиваля педагогических идей

           http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  • Газета «Первое сентября»

          http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

 

«Школа должна превратиться из супермаркета,

где раздают «замороженные идеи», в место,

где можно искать и самостоятельно

находить новые знания»

Карл Роджерс

        [Как научить учиться самостоятельно? Чтобы  разобраться в данной проблеме, мы приглашаем вас к совместной работе.]

У вас на столах лежат наборы цветных карточек. Выберите, пожалуйста, карточку того цвета, который сейчас наиболее приятен вашему глазу, вашим ощущениям. Просьба к вам при этом не связывать цвет карточки с цветом вашей одежды или машины,  отвлечься от них. Покажите, какую карточку вы выбрали.  Спасибо. [Этот несложный тест, тест Люшера, позволил нам увидеть с каким настроением пришел на этот семинар каждый из вас: одни спокойны и удовлетворённые,] другие активные  и готовы к общению, [кто-то испытывает небольшое беспокойство и неуверенность в себе,] а кто-то уверен в себе и стремится к успеху…

         [Несмотря на настроение, удовлетворённость или неудовлетворённость чем-либо   сегодня мы с вами собрались вместе с одной целью, чтобы   раскрыть свои творческие способности, пообщаться друг с другом и получить новые идеи для вдохновения.
Мы надеемся, что сегодня мы  будем работать  дружно и слаженно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и  приобретём новые знания.]

        Наш мастер – класс мы хотели бы начать со слов Карла Роджерса «Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания»

        [Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.]

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, познавательные  регулятивные и коммуникативные.

[Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое и пространственное мышление, способность к конструктивно-математической деятельности, комбинаторный стиль мышления, алгоритмическое мышление, владение символическим языком математики, общие математические способности. Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ).] Мы    хотели бы поделиться собственными наработками по данной технологии.

        [ТРКМ – образовательная технология – совокупность приёмов, направленная сначала заинтересовать ученика,]   затем предоставить ему условия для осмысления материала, [и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания.]

        Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична.  

        Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача, не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания.

        [Вторая стадия (фаза) – осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией, причём приёмы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание активным.]

        Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

        Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно под руководством учителя добывать знания, развивать умения и навыки, вырабатывать своё мнение.

[Функции фаз технологии.

        Важнейшими функциями фазы вызова являются:

  • Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме.]  
  • Мотивационная. Предъявляя свой опыт, мы ждём его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
  • [Системационная.  Часто на стадии вызова учитель даёт задание или помогает учащимся систематизировать   материал до его изучения.]
  • Целеполагания. Технология развития критического мышления – единственная технология от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению.  

     Итак, на стадии вызова рождается первоначальное знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хотят получить ответ – то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.

        [Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.). На этом этапе урока учителю важно «не забыть» о работе, проделанной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями учащихся. Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная, мотивационная, функция целеполагания.]

        На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного пути», действий учащихся, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, научат его учиться и без помощи учителя. Функции стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных (учить учиться через познание, через размышление) умений учащихся.

        [ТРКМ построена на рефлексии и одновременно обеспечивает её развитие. Рефлексия – необходимое условие того, чтобы учащийся и педагог видели  схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, размышляли над возникающими проблемами, оценивали саму образовательную деятельность и её результаты.]        

Технология развития критического мышления предлагает широкий выбор приёмов учебной деятельности на уроке. Достоинства ТРКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.

[Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, а выстроенные в логике “вызов – осмысление – рефлексия”, способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.]

Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).

В своей практической деятельности мы используем разные приемы технологии развития критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Приём «Кубик Блума»

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален.  

Возможны два варианта:

-вопросы формулирует сам учитель;  

-вопросы формулируют сами учащиеся.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа.  

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Приём "Кубик Блума" предлагается для проведения на этапе осмысления. Суть данного приема: из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

Опиши это... (Опиши форму, размер, цвет, назови по имени и т.д.)

Сравни это... (На что похоже? Чем отличается?)

Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

Примени это... (Что с этим можно сделать? Как это применяется?)

Оцени это... (Укажи все "плюсы" и "минусы")

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 

Варианты использования  на уроках

2 класс. Тема: «Прямоугольник»

Опиши это. Четырёхугольник, у которого все углы прямые.

Сравни это. Похож на квадрат, но стороны не равны.

Проассоциируй это. Напоминает дом, дверь, окно и т.д.

Проанализируй это. 4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны.

Примени это. Найти P.

Оцени это. В жизни встречается много предметов, напоминающих прямоугольник, значит, будем стараться лучше изучить данную тему.

А сейчас давайте поиграем и попробуем использовать этот приём по теме «Математика».

Приём «Ключевые слова»

Выписываются из текста «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем, на стадии «осмысления» икать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.  

Варианты использования на уроках

5 класс.  Тема: «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник».

Задание: прочитайте текст параграфа и заполните таблицу. 

Ключевые слова

Комментарии

Угол

Фигура, образованная двумя лучами, исходящих из одной точки.

Сторона угла

Лучи, образующие стороны.

Вершина угла

Точка, из которой выходят лучи.

Обозначение угла

Буква, обозначающая вершину, пишется в середине.

Равные углы

При наложении совпадают.

Развёрнутый угол

Два дополнительных луча друг другу.

Прямой угол

Половина развёрнутого угла.

Инструмент для построения прямого угла

Чертёжный треугольник.

Приём-игра «Верю не верю»

Этот приём используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Учитель предлагает ряд утверждений по определённой теме. Учащиеся выбирают «верные», полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Варианты использования на уроках

3 класс. Тема: «Единицы времени»

Задание:

  1. Прочитайте утверждения.
  2. Выберите «верные» утверждения, отметьте их знаком «+».
  3. «Неверные» утверждения отметьте знаком « - «.

п/п

Утверждение

Верю

Не верю

1

Время можно измерить шагами.

2

Время можно взвесить.

3

Год начинается с января.

4

Год заканчивается ноябрём.

5

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

6

1 марта – начало весны.

7

1 января – начало зимы.

8

3 месяца – ½ часть года.

9

В неделе 7 дней.

10

Лето длится 62 дня.

Приём « Пазл»

Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.

Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.

На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “Пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

Учебный “Пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе.  

Варианты использования на уроках

7 класс.  Тема: «Формулы сокращенного умножения»

1) Задание: Составить из карточек   формулы и заполнив таблицу, записав получившееся

                      выражение.

А)  Квадрат разности.

Б)  Квадрат суммы.

В)  Разности квадратов.

Квадрат разности

(a - b)2 = a2 – 2ab + b2

Квадрат суммы

(a +  b)2 = a2 + 2ab + b2

Разность квадратов

(a - b) (a +  b) = a2 – b2

2) Задание: Составьте «Пазл» по формулам и заполните таблицу, вычислив

                 сумму чисел на карточках.

А

Б

В

А)  Квадрат разности.

Б)  Квадрат суммы.

В)  Разности квадратов.

 

Приём «Жокей и лошади»

Этот приём используется на этапе рефлексии, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству уч-ся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине – его пояснение, толкование. После изучения материала раздаются карточки, и уч-ся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте. По классу ходят только «жокеи».

Варианты использования на уроках

2 класс. Тема: «Умножение»
Задание:
найди себе пару.

Жокей      

Лошадь

Умножение – это                        

                   

сложение одинаковых слагаемых

При умножении числа называются  

           

множитель, множитель, произведение

От перестановки множителей                

     

произведение не изменяется

При умножении любого числа на 1      

     

получается то же самое число

При умножении любого числа на 0        

     

получается 0

Приём «ПОПС-формула»

Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направлен на рефлексию учащихся. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента «ПОПС — формулы»:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Варианты использования на уроках

8 класс.  Тема: «Теорема Пифагора».

П -  Я считаю, что теорема Пифагора нужна для понимания основных понятий геометрии.

О – Потому что с её помощью можно решать задачи разного вида.

П -  Я могу это доказать на примере чтобы найти неизвестный катет  я воспользуюсь этой теоремой.

С – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что эта теорема очень важна для геометрии.

Приём «Концептуальная таблица»

Используется на любом этапе, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Варианты использования на уроках

3 класс. Тема: «Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат»

Задание: Сравни геометрические фигуры по следующим признакам:

        Объекты сравнения

Признаки

прямоугольник

квадрат

Определение

Свойства сторон

Свойства углов

Как найти P

Найти S

Приём «Вставь пропущенное слово»

Предлагается текст, с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока или чтобы проверить, как усвоен изученный материал или при самостоятельном изучении текста параграфа. Вставь пропущенное слово. Этот приём можно использовать на стадии «Вызов», «Рефлексия».

Варианты использования на урока

7 класс. Тема: «Степень с натуральным показателем».

Задание: Заполните пропуски так, чтобы утверждения были верными.

1.  При _________________ степеней с одинаковыми основаниями, ___________________

________________________, а показатели складываются.

2.   При делении  степеней ___________________ основанием, ______________________

 без изменения, а показатели степеней _______________________.

3.   При ____________________________________________________, основание остаётся прежним, а показатели перемножаются.

 4.   При возведении в степень  произведения, возводят в эту степень _________________

____________________ и результаты _______________________________.

5.   При возведении в степень дроби. Возводят в эту степень ____________________ и результаты _________________________ .

6.   Выражение представленное в виде _______________________ чисел, переменных и

_________________________, называется _______________________ .

7.   Степенью _____________________ называется _______________ всех степеней входящих в него _____________________ .

Приём «РАФТ»

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Данный приём используется на стадии «Рефлексия»

Варианты использования на уроках

  5 класс. Тема: « Прямоугольный параллелепипед»

« Я – объемная фигура и имею три измерения: длина, ширина и высота. У меня 12 рёбер, 8 вершин. Моя поверхность состоит из 6 прямоугольников. Если нужно, то можно найти площадь поверхности и объём. Ты можешь сказать, как меня зовут?»

Заключение.

 Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у наших учеников умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения [Формируются основные мыслительные операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование, решать проблему, рассматривая несколько возможностей ее решения, логически рассуждать.] ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: дети учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. [Идет формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный поиск альтернативных решений.]

Таким образом, использование ТРКМ стимулирует самостоятельную поисковую и творческую деятельность школьников, развивает умение критически мыслить, запускает механизмы самообразования и самоорганизации, повышает интерес к самому процессу обучения, формирует умения ответственно относиться к собственному образованию, желание стать человеком, который учится в течение всей жизни.

[У каждого учителя есть свои излюбленные приёмы технологии развития критического мышления.  Главное – эти приёмы действенны, они помогают урок сделать  

комфортным, творческим и развивающим, формировать ключевые и предметные компетенции.]

В заключение нашего мастер-класс мы предлагаем выполнить последнее задание. Вашему вниманию предлагается «разорванный текст», который вы должны собрать в известное крылатое выражение. [Эта надпись на старославянском языке, выгравированная на кольце, которое носил российский император Пётр I: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую».] Перевод: «Я учусь и учителей не требую». Цитируется в смысле…А в каком смысле, вам и предстоит сейчас разобраться.

 «Я всегда готов учиться, и буду,  благодарен всякому, кто меня научит чему-нибудь полезному».

        [Вот и закончился наш мастер-класс. Каким он вам показался? Хорошо, что вместе с вами были надёжные товарищи по команде, благодаря которым всё запланированное так здорово осуществилось, да и трудности, если были таковыми,  тоже оказались преодолимыми.] Надеемся, что всё, о чём мы говорили, будет для вас полезным и пригодится в дальнейшей вашей работе.  [Рефлексия – это анализ участником собственного состояния, переживание мыслей по завершению деятельности, используя приём «ПОПС – формула» поделитесь своими впечатлениями о нашем мастер -  классе.  

«Я считаю, что…».

«Потому что …».

«Я могу это доказать это на примере …». 

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».]        

        Озвучьте, пожалуйста, то, что у вас получилось. Спасибо за отличную совместную работу.        

Желаем всем больших творческих успехов!

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»

Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...

Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования....

«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы».

Как организовать на уроке процесс поиска? Как научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться полученному результату?На эти вопрос...