Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
методическая разработка

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Цель: осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

                                                 

 Индивидуально-групповая работа. Группы- 3-5 человек. Не более 6 групп

  1.  Постановка цели.

Необходимо осознать смысл понятия  «Духовно-нравственное воспитание»

Начнем с понятия «воспитание». Это хорошо известный всем нам педагогический термин, который мы постоянно используем в работе.

  1. Индивидуальное задание.

Дать определение понятия «воспитание». Записать его на отдельном листе.

Воспитание- это………

Чтение вслух полученных определений

  1. Обсуждение и обобщение результатов.

Работа в группах.

Разделим все определения на две группы:

  • «Каким образом осуществляется процесс воспитания»
  • «Что именно воспитываем в ребенке»

-  «Воздействие»  В данном контексте ребенок рассматривается как ОБЪЕКТ, а сам процесс является однонаправленным. Этот тип «субъект-объектных» отношений часто подвергается критике, поскольку он не учитывает индивидуальных особенностей развития ребенка;

- «Формирование» Этот термин достаточно широко употребляется педагогами. Следует обратиться к образу, который сразу находит отклик в аудитории: младшего школьника часто сравнивают с пластилином, потому что ему еще легко можно придать форму. Возникает провокационный вопрос: чем старше ребенок, тем тверже становится «материал» его души, следовательно, он будет оказывать педагогу большее сопротивление. Какими же тогда должны быть меры воздействия для достижения желаемого результата?

- «Научение, передача знаний (о нормах поведения)» При обсуждении такого подхода необходимо обратить внимание на этапы присвоения ценностей, описанные в «Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания» ФГОС. Когнитивный этап (знание о ценности) является лишь началом становления ценностной сферы личности. На этом этапе у ребенка еще не может сформироваться внутренний мотив нравственного поступка. В частности, большинство людей, совершивших преступления, знают нормы закона и морали

 - «Привитие» (норм и правил поведения)»        «Прививка» - биологический термин, он предполагает искусственное приживление к дикому саженцу почки или побега культурного растения, причем хирургическим путем. Ребенок («саженец») в данном контексте не рассматривается как носитель культурной традиции в ее онтологическом смысле

- «Раскрытие» (задатков, способностей). Явным преимуществом такого подхода является взгляд на ребенка как на субъект педагогического процесса. Однако следует задуматься над тем, что в душе ребенка педагог встречается не только с положительными задатками, но и с теми, которые лучше не раскрывать, а изживать.

 - «Взаимодействие» (педагога и ребенка) Наш педагогический опыт показывает, что не только мы воспитываем детей, но и дети воспитывают нас. Личностный рост человека любого возраста возможен только в диалоге субъектов. Также обращаем внимание на такие характеристики процесса воспитания, как педагогическая поддержка и создание условий для развития.

После завершения обсуждения процессуальных характеристик воспитания приступаем к обсуждению   содержательных характеристик процесса воспитания.

 Чаще всего встречаются следующие характеристики.

 - Правила и нормы поведения в обществе. Не отвергая этой характеристики как таковой, следует обратить внимание на то, что этим не исчерпывается воспитание. Необходимо актуализировать в ходе обсуждения проблему социально желательного поведения, к формированию которого, как правило, приводит данный подход.

- Конкретные социально значимые личностные качества или ценностные ориентации, которые педагоги называют в зависимости от своих предпочтений (например, патриотизм, гражданственность, толерантность, уважение к старшим и т. д).

Модератору необходимо от конкретных перечисленных качеств выйти на обобщающее понятие «ценности», либо используя для этой цели те ответы, в которых встречается данное понятие, либо путем наводящих вопросов.

 На данном этапе необходимо актуализировать у участников семинара определение базовых национальных ценностей в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (слайд презентации- работа с текстом Концепции )

 – «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

 - Традиция, связь поколений. Важно обратить внимание на эту характеристику как на одну из основополагающих, обсудить ее значимость для культурной самоидентификации ребенка.

В ходе обсуждения обращаемся к национальному воспитательному идеалу, сформулированному в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (слайд презентации- работа с текстом Концепции), в котором указано на необходимость укоренения личности в духовной и культурной традиции многонационального народа России.

Важно выстроить комментарии модератора так, чтобы участники семинара принимали их как восполнение и развитие высказанной ими позиции, а не конфронтацию с ней.

 Действительно, развернутое понятие о Традиции охватывает и представление о принятых социальных нормах, и представление о добрых качествах личности, и представление о ценностях, ориентируя на анализ причин устойчивости норм, качеств и ценностей, признаваемых как самые важные.

  1. Работа в группах.

Задание: Используя материал предыдущего этапа работы, сформулировать определение понятия «воспитание» и миссию воспитательного процесса. Презентация итогов работы групп. Комментарии, обсуждение.

  д.псих. наук М.Р.Битяновой в статье  «Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций»:

«Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника (и эта актуализация имеет отношение к ним обоим)

 Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Воспитание сегодня, по мнению, ученого, прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой человека, его эмоционально волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть»

 5. Работа с этимологическим значением слова «воспитание» в форме фронтальной беседы:

 - выделить в слове корень (-пит-), объяснить его значение. Указать на однокоренное слово «питание»;

 - выделить в слове приставку (вос-), объяснить ее значения по аналогии с другими словами, образованными при помощи этой приставки: «восхождение», «восстановление», «восполнение»;

- попытаться сформулировать определение понятия «воспитание» на основе этимологии слова.

 Возможный вариант: «Вскармливание» ребенка духовной пищей с целью придания его личности всей полноты развития.

  1. Работа в группах. Актуализация представлений участников о духовности и нравственности.

 Задание: Дать определение понятиям «нравственность» и «духовность»

Презентация результатов работы групп, обсуждение.

 Определение понятия «нравственность», как правило, не вызывает затруднений у педагогов.

Результат работы групп с этим понятием чаще всего приводит к следующему определению:

«Нравственность»:

 – это совокупность моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе;

– принятие  на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно совести и др.

 В определениях понятия «духовность» всегда появляются разночтения, а иногда даже противоречия.

  • Одни педагоги (как правило, имеющие личный опыт религиозной жизни) связывают это понятие с устремлением человека к Богу.
  • Другие под духовностью понимают развитый вкус к произведениям литературы и искусства.
  •  Третьи отождествляют духовность с нравственностью.

«Духовность» -это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

В ходе обсуждения необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- От каких слов этимологически производятся эти понятия? («дух» и «нрав»).

- Как вы понимаете значения этих слов? («дух» – способность преодолевать зависимость от природной предопределенности, принимать высшие ценности и идеалы в качестве основания жизни и действовать на основе ценностей и идеалов в любых ситуациях; «нрав» - характер, обычай).

 - Как соотносятся эти понятия в педагогическом процессе? Почему государственный заказ ориентирует нас на духовно-нравственное, а не просто нравственное воспитание? Зачем нужно прибавление «духовно-нравственное» к существительному «воспитание»?

 В качестве примера можно предложить для обсуждения простую ситуативную модель: представим себе, что некий человек совершил добрый поступок. Является ли этот поступок нравственным? (Является, так как он направлен на благо других). Можно ли считать этот поступок духовным? (Мы не можем об этом судить, так как нам неизвестен мотив этого поступка).(Слайд презентации)

 В результате обсуждения необходимо выйти на определение духовности.

«Духовность-это устремление человека к тем или иным внешним ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Толковый словарь В.И.Даля

 В качестве дополнения модератор может предложить определение духовного развития из психологического словаря: «Высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». Множество определений понятия «духовность» можно найти в различных словарях

В завершении данного этапа обращаемся к определению духовно-нравственного развития и воспитания в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (работа с текстом Концепции):

 - духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

 - духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

  1. Обсуждение вопроса о значении духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве.

 - Может ли воспитание не быть духовно-нравственным?

- Какое место, на ваш взгляд, должно занимать духовно-нравственное воспитание в современном образовании?

  «Концепции ДНРВ» о ее методологическом характере для всей конструкции новых ФГОС, о центральном значении воспитания, которое со стороны содержания должно обращать человека к усвоению традиционных духовных ценностей, а со стороны процесса – создавать условия для духовно-нравственного развития личности.

Значимым элементом дискуссии может стать обсуждение традиционных ценностей со стороны их содержания и их личной значимости для участников обсуждения.

 В завершении работы для продолжения внутренней индивидуальной рефлексии предлагается цитата В. Франкла: «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации».