Главные вкладки

    Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
    статья на тему

    Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит актуальность и практическую значимость.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dlya_publikatsii_dyomkina_e.k.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                    Дёмкина Е.К.

                                                                                               Государственное бюджетное           общеобразовательное учреждение гимназия 177

    Российская Федерация

             «Педагогика общей заботы» как способ реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России».

               Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит актуальность и практическую значимость.

              Рассматривая «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, можно отметить, что, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта которые, обеспечивают духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [Данилюк А.Я., Кондаков А,М,, Тишков В,А.2009,4].  . Стоит отметить, что, и И.П.Иванов писал: «развитие личности, её способностей - самое важное; ради чего мы, педагоги с детьми»[И.П.Иванов,1989,5].  Таким образом, целью «педагогики общей заботы» является:  раскрепощение личности, развитие её способностей к социальному творчеству, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Итак, цели  данной методики и цели современного образования совпадают.

             В соответствии с обозначенной Концепцией основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

    -нравственный пример педагога;

    -социально-педагогическое партнёрство;

    -индивидуально-личностное развитие;

    -социальная востребованность воспитания[Данилюк А.Я., Кондаков А,М,, Тишков В,А.2009,20].

           Рассмотрим, каким образом, данные принципы нашли своё отражение в «Педагогике общей заботы» И.П.Иванова:

    1) нравственный пример педагога – данный принцип отражен в одной из основных идей КТД, а именно, «учитель-это друг и советчик». И.П.Иванов отмечал, что КТД дают возможность учителю:

    -развивать творческий потенциал;

    -совершенствовать организаторские способности;

    -изучать коллектив;

    -объединить воспитанников, педагогов, родителей;

    -управлять процессом развития личности школьников;

    -развивать рефлексивные способности.

                Но при этом, роль педагога «почти всегда скрыта», но он является  «незаметным» координатором процесса, в котором участвуют учащиеся. Учитель-наставник, «со стороны», наблюдает, как происходит « вхождение в жизнь через её конструирование и обретение социальных ролей». В результате такого общения с детьми, происходит внутренний рост самого педагога, его нравственное развитие.

    2) Социально-педагогическое – партнерство: во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД. Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. И.П.Иванов отмечал, что  очень часто «взрослые… делают ребят лишь исполнителями своих планов, добиваясь пассивного послушания. «В результате, – пишет И.П.Иванов, – рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что предусмотрено сверху». [И.П.Иванов,1989,98-99].  Беда не в том, что педагог ставит воспитательные цели, а в том, что только воспитательные. Но КТД это полнокровная жизнь, а не стандартный педагогический процесс. Педагогу важно понять, что основным вопросом всякого дела является вопрос: кто здесь хозяин? В методике КТД – сами члены коллектива. В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела,  в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества. Таким образом, реализуется принцип социально- педагогического партнерства.

    3)  принцип индивидуально-личностного развития; главной методической                 особенностью КТД является субъектная позиция личности.  В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Каждое  КТД решает целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач: происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать  лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника, в результате которого реализуется ещё один из принципов «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России».

    4) Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка Данилюк А.Я., Кондаков А,М,, Тишков В,А.2009,22].

    . Методика И.П.Иванова позволяет раскрыться каждому участнику в процессе КТД,  «совершить» тот самый нравственный поступок на любом из этапов творческой деятельности. В общей заботе о деле учащиеся взаимообогащаются опытом, способностью понимать другого человека. Труд-забота (по определению А. С. Макаренко) несет в себе колоссальную нравственную силу, является основой личностного роста любого человека. 

    КТД будет  эффективной, если реализуется с максимальным использованием интеллектуальных и духовных сил человека. Только творчески, решая жизненно-практические задачи, ребята и взрослые привыкают каждый раз анализировать все обстоятельства, жизненные ситуации, сопоставлять возможные пути решения, отбирать из них наиболее соответствующие реальной ситуации. Уровень творческого решения каждый раз колеблется, т.к. прежде всего, отражает состояние образованности, воспитанности и культуры участников общей заботы, а движение от естественно достигнутого уровня обеспечивает продвижение в развитии личности.

             Подводя итоги, стоит отметить, что созданная в 60-х годах теория КТД была главным звеном в методике коммунистического воспитания. Во многом она отражала задачи и цели, которые ставила перед педагогической наукой жизнь того времени. В последние десятилетия  в нашей стране произошло много изменений. Вместе с этим изменилась идеология системы развития и воспитания.

    Основными задачами КТД нашего времени,  являются:

    - развитее личности каждого ребёнка, его способностей, индивидуальности в процессе творческой деятельности;

    - формирование и развитие коллектива,  а также, развитие каждого ребенка в этом коллективе;

    каждая, из обозначенных задач методики, соответствует общим целям и задачам, которые ставит перед собой современное образование.

              Таким образом, мы можем рассматривать «Педагогику общей заботы»  как один из способов реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России».

    Используемые источники и литература:

    1. Иванов И.П., Энциклопедия творческих дел. М.:Педагогика,1989
    2. Данилюк А.Я., Кондаков А,М,, Тишков В,А., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России». М.: Просвещение,2009
    3. Федеральный закон «об образовании» РФ

    4. БорисоваЛ.Г.,»Энциклопедия КТД  продолжается» http://upr.1september.ru/1999/upr41.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

    Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

    В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

    Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

    Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....

    «Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

    В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования....