Главные вкладки

    Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы
    статья по музыке на тему

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_kontseptsiya_duhovno-nravstvennogo_razv.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

                                   в условиях детского дома-школы»

    Романова О.Г. педагог дополнительного образования,

    Делова И.Б. учитель музыки

    МКОУ «Детский дом-школа №95»

              Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

               Сегодня воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создании условий для самореализации личности. Каждая из перечисленных позиций, безусловно, значима в воспитании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проблему их духовно-нравственного обучения и воспитания может решить знакомство с отечественной историей и традиционной российской культурой, заключающей в себе великий духовный потенциал.

              Мы считаем, что задача внедрения модели духовно-нравственного и православно-ориентированного образования в условиях детского дома-школы является чрезвычайно важной для успешного решения проблемы становления эмоционально-ценностной сферы личности ребенка и его успешной социализации.

                Инновационная деятельность по духовно-нравственному образованию воспитанников в условиях детского дома-школы на основе национальных культурных традиций ведется с сентября 2010 года, определены  этапы реализации данной модели.

               В инновационной работе, связанной с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования, принимают участие воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, а также воспитанники старшей и подготовительной групп дошкольного отделения и школьного отделения (это учащиеся 5 – 9 классов).

               В процессе реализации первого этапа эксперимента (диагностико-прогностический) был проведен анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования и определены особенности организации духовно-нравственного образования обучающихся в условиях детского дома-школы.

               На  заседаниях МО воспитателей школьного, дошкольного отделений, учителей начальных классов, гуманитарного цикла, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов освещали вопросы духовно-нравственного образования и воспитания. Создан банк методической литературы в помощь педагогам.

                Педагоги МКОУ «Детский дом-школа № 95» участвовали в городских, областных семинарах, конференциях по направлению экспериментальной деятельности (межрегиональная научно-практическая конференция «Преемственность духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и воспитанников», XII  Иоанновские образовательные чтения «Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения», Святительские чтения православной гимназии во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого и др.), более 40 педагогов прошли обучение на семинаре «Основы религиозных культур», ведется методическая работа с базовыми ОУ МАОУ ИПК г. Новокузнецка по реализации муниципальной программы духовно-нравственного образования детей.

               В рамках реализации культурно-образовательной инициативы для воспитанников старшей и подготовительной групп дошкольного отделения внедрена программа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, рассчитанная на 2 года работы с детьми, на основе программы О. А. Кулолаевой «Золотые зернышки». Эта программа составлена на основе гражданского, народного и православного календарей и базируется на четырех видах деятельности: художественно-речевой; изобразительной; музыкальной; культурно-просветительской. Присвоение родной культуры - важная задача развития ребенка и составляющая процесса духовного воспитания детей дошкольного возраста. Психофизиологическое воспитание и благополучие детей достигается общей культурой воспитания через эмоционально обогащенную окружающую среду, построенную  на лучших традициях народной педагогики. Работа каждого педагога направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Дети знакомятся с народными праздниками, обычаями, играми, декоративно-прикладным искусством, историей нашей Родины.  

             В домовой церкви Владимирской иконы Божьей матери при детском доме-школе проводится таинство обряда крещения, и с этого времени начинается активная работа с крестными родителями по духовному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Крестные родители становятся активными спутниками жизни для наших воспитанников.

                Реализуются программы по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста музыкальной студии «Лира» (автор – Делова И.Б., учитель музыки высшей квалификационной категории) и программы по художественно-эстетическому воспитанию «В ритме танца» (автор – Романова О.Г., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории).  На занятиях эстетического цикла, во время совместной деятельности детей создаётся общее эмоциональное переживание: при подготовке общешкольных праздников и мероприятий, во время выездных концертов, конкурсов происходит преображение робких, застенчивых детей, в раскрепощённых, инициативных. Ежегодно в Детском доме №95 стали традиционными праздники: «Рождество Пресвятой Богородицы», «День Матери», «Рождество для всех и для каждого», «Я – гражданин России» (торжественное вручение паспортов), «Поклонимся великим тем годам»,  «День защитника Отечества», а так же участие воспитанников в районных и городских конкурсах «И памятью сердце живёт», «Я сердцем пою о России» «Крылатая песнь о храбрых сердцах», «С голоса на голос, от сердца к сердцу», в народном празднике «Кузьминки», в фестивале национальных культур «Волшебный ларец».

                  В начальной школе духовно-нравственное воспитание и образование продолжается через реализацию во внеурочной деятельности программы «Основы православной культуры» (автор Л.Л. Шевченко), развивающей программы «Гармония», нацеленную на снижение последствий эмоциональных нарушений у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа (высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, враждебность по отношению к взрослому). А ведь нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы личности. Через тренинги по развитию техник вербальной и невербальной коммуникации, эмоционально-волевой и личностной сферы детей, занятия по формированию навыков общения идет формирование качеств духовно-нравственной личности.

               Для учащихся 5-9 классов совместно с педагогами-психологами проводится клуб «Общение», где обсуждаются вопросы, связанные с нравственностью, духовностью. В рамках научного общества учащихся под руководством учителей истории и обществознания, русского языка и литературы учащиеся изучают вопросы нравственной, православной культуры. В прошлом году учащаяся 6 класса подготовила проект «История домовой церкви Владимирской иконы Божией Матери», с которым выступила на Святительских чтениях Православной гимназии во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого.

                Немалый интерес вызвал у учащихся 6-7 классов проект «Все мы разные, но все мы - люди» в рамках которого была организована совместная деятельность детей-сирот,  детей, оставшихся без попечения родителей, и слабовидящих детей по изучению  устного народного творчества малых народностей Кемеровской области – телеутов и шорцев. Уникальность этого проекта заключается в том, что через оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, решаются и проблемы, характерные для детей, лишенных родительской заботы:

    • проблемы адаптации и интеграции слабовидящих   детей в социум, развитие их коммуникативных навыков,
    • проблема ограниченного социального опыта,
    • проблемы этнической компетентности и толерантности через организацию совместной деятельности по изучению произведений устного народного творчества малых народов Кемеровской области.

      Помимо взаимодействия и взаимообщения была оказана и практическая помощь слабовидящим детям младшей возрастной группы – первоклассникам и второклассникам – воспитанники детского дома-школы изготовили наглядные пособия из материалов различной фактуры.

    В 2011 году в Детском доме-школе реализован проект «Родники русской души»: были открыты мастерские, творческие лаборатории, где воспитанники детского дома-школы, студенты отделения народного вокала и артисты культурного центра Заводского района занимались с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросами изучения русской культуры, народного творчества.

    Для учащихся старшего школьного звена составлены программы «Зоренька» и «Милосердие», направленные на повышение у воспитанниц уровня нравственности, милосердия через организацию волонтерской деятельности, реализуемой в нашем дошкольном отделении, в шефстве над ветеранами Великой Отечественной войны, центре реабилитации людей с ограниченными возможностями города Новокузнецка.

               Результативность работы отслеживалась через систему диагностики социально-эмоционального развития, навыков социальной перцепции, отношения к нравственным категориям (методика О. М. Дьяченко «Социально-эмоциональное развитие дошкольников», методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Исследование межличностных взаимоотношений в группе сверстников» и др.). Многие педагоги отметили, что у детей улучшились межличностные отношения, повысился уровень групповой сплоченности, они научились находить конструктивные решения выхода из конфликтных ситуаций, стали понимать и правильно оценивать такие нравственные категории, как совесть, стыд, милосердие.

      В ходе инновационной деятельности все задачи были реализованы: на первом этапе был поставлен акцент на выявлении проблем духовно-нравственного воспитания и образования на основе национальных культурных традиций, прохождении педагогами курсов повышения квалификации, участии в работе обучающих семинаров, разработке программ духовно-нравственного воспитания и образования  для детей дошкольного и школьного возраста.

               Но мы для себя видим вопросы, решение которых будет непростым: определение критериев и показателей оценки уровня нравственной воспитанности обучающихся на основе национальных культурных традиций в условиях детского дома-школы.

    Список литературы

    1. Кривых, С.В. Социальное закаливание детей-сирот [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В.Кривых, Н.Н.Кузина, Н.В.Панова. – М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007. – 120 с.

    2. Панова, Н.В. Развитие профессиональной успешности личности педагога [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В.Панова. – СПб.: МПКСПО, 2008. – 268 с.

    3. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

    4.Прихожанин, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожанин, Н.Н. Толстых. 3 – е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 416 с.: ил.

    5. Православный мир. - М. 2000. – 326 с.

    6. Рассказы о православных святых. Под ред. В.Воскобойникова. - СПб. 1999. – 96с.

    7.Священное Писание для детей в рассказах. - Калининград. 1996. – 120 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

    Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

    Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

    Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

    В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

    Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....

    «Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

    В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования....