«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
методическая разработка на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.

     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

      В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  определен современный национальный воспитательный идеал:  это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

“Я мыслю, следовательно, я существую”.

 Рене Декарт

      В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.

     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

      В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  определен современный национальный воспитательный идеал:  это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта.

 Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательных организаций с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитание

- охватывает всю структуру общества;

- процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и правил организации и жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях

Воспитание играет ведущую роль   в процессе сохранения человека  как вида !!!

Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка.

 Поэтому главной целью воспитания является:

создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на  самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и  нравственному поведению.

Задачи воспитания:

1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования как  модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.

2.  Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

3.   Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.

На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда.

 Поэтому Воспитание- процесс социальный, где

- нация (задает общую систему координат  в воспитании – исторический, культурный фон, на котором формируется человек);

 -  государство (определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности);

-семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения);

-СМИ (создают информационный фон воспитания);

-школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);

-УДОД (выполняют воспитательно-образовательную функцию).

 

В настоящее время актуальными являются проблемы духовно- нравственного воспитания, т.к:

- общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 -  в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 - само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

 - нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

  

Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

- нравственный пример педагога

(Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.);

- социально-педагогическое партнерство

(педагоги доп. образования реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е. семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач; общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,);

- индивидуально-личностное развитие (Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания

(Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы (объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

- социальная востребованность воспитания

(Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).

 Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных организаций, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива, где ведущая роль отводится взаимодействию обучающиеся-педагог и педагог-обучающиеся.

В данных взаимоотношениях особое место отводится

 Группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание:

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические

Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д

Эмоциональная отзывчивость

 Волевые качества

 Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Диалоговое общение

 «Преобразовательные» способности

(В наибольшей степени проявляются в ситуации "перевода социальной ситуации в педагогическую", согласно концепции Надежды Егоровны Щурковой д. п. н , профессора Московского государственного педагогического университета),которая означает внесение в нее педагогических корректив, ее  интерпретацию. При   этом   обстоятельства   не   меняются,   а   меняется   отношение    к обстоятельствам. "Дело не в том, - пишет  Н.Е.  Щуркова,  -  чтобы  дети  не знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, -  а том, чтобы, зная эти обстоятельства,  устанавливали  бы  и  проявляли  бы  в реальном поведении свое ценностное отношение  к  ним  в  рамках  современной культуры".  

        Умение  педагога  видеть   "поверх"   конкретной ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить  в  ней  внутреннее, личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся,  тем самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая,  является  важнейшей "преобразовательной способностью").

 

 -Педагогическая рефлексия

(Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу проводить: анализ и оценку деятельности обучающихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность).

-Положительные этические качества (добродетели)

(Благодаря ему все добродетели, потенциально и актуально входящие  во  внутреннюю  структуру  личности,  составляют  единую   систему ценностей. Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).

 Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

Педагогическую  любовь"  можно  рассматривать  как  "частный  случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она  достигается великим  трудом  и  напряжением  всех  человеческих  сил.   Людмила Ивановна   Маленкова доцент и профессор кафедры Управления образовательными системами (факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ) предложила  своеобразную  "технологию"  для  развития  и  поддержания  этого чувства.

 

Технологии развития чувств «педагогической любви»:

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание,сострадание и сочувствие к ребенку.

  4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общуюдеятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха",оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви,закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения

 Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:

- яркая индивидуальность;

 - любовь к детям;

 - внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;

 - "организационное и эмоциональное" лидерство;

 - способность генерировать идеи и увлекать ими(сбор важных идей для развития воображения) ;

 - широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;

 - уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;

 -высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность);

 - творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;

 - творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы;

- гуманистический приоритет.

 Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Работа педагога дополнительного образования заключается не только в проведении занятий в творческих объединениях по образовательной программе, но и предусматривает проведение различных мероприятий, бесед, встреч, проведение акций, участие педагога в различных конференциях, семинарах.

В рамках месячника пожилых людей, проводимого в России с 1992 года, в Центре «ЮНИТЭР» ежегодно  проводиться  Акция «Давайте делать добрые дела». В ходе акции педагоги проводят различные тематические мероприятия, с целью привлечь внимание детей к этому дню, воспитывают у детей доброту, милосердие, отзывчивость и уважение к старшему поколению.

Стало традиционным проведение в Центре  «Недели ЗОЖ» мероприятия и занятия в рамках данной недели были направлены на  сохранение здоровья детей, пропаганде здоровый образ жизни.

Экологическое и эстетическое воспитание в рамках духовно-нравственного развития тоже нашло место в нашем Центре :

- участие в Международном детском экологическом форуме «Зеленая планета»;

- участие в городских и республиканских предметных олимпиадах по биологии и экологии;

-участие в республиканском конкурсе исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»;

 -участие в республиканском экологическом детском фестивале «Праздник эколят – Молодых защитников природы» ; 

-проведение орнитологической акции «Наши зимующие птицы»;

- участие в республиканском конкурсе «Защитим лес»; «Экология .Дети, Творчество», «Экологический плакат» ;

-проведение экологической акции «Скворечник»(по развешиванию скворечников и искусственных гнездовий) ;

-проведение экологической акции «Зеленый город»;

         Мне хочется остановиться на таком направлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, как воспитание нравственных чувств и этического сознания. Вот задачи этого направления:

 первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

•   элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

•   уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

•   установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

•   бережное, гуманное отношение ко всему живому;

•   знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

•   стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

•   представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

•   отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Давайте соотнесём задачи и то, что мы имеем в Центре на сегодняшний день. Конечно, педагоги проводят различные беседы о культуре поведения, о дружбе и т.д.. Я же предлагаю разработать и провести цикл мероприятий, исходя из следующих задач:

 первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

•   уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

•   бережное, гуманное отношение ко всему живому;

•   знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

•   представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

•   отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Для решения такой задачи, как элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, у нас налажено  сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца  о. Григорием. Каждый год на Пасху мы с воспитанниками группы   «Надежда» посещаем храм, где проводиться Пасхальная служба для детей и на ней присутствуют дети и я вас тоже приглашаю.

В Центре ведётся краеведческая работа. В основном, силами педагогов туристко-краеведческого отдела. Вносит свой вклад в сохранение русских традиций педагоги дополнительного образования Илюшкина В.М и Дуденкова Н.А . Но, на мой взгляд, нужно расширить краеведческую работу. Можно педагогам хотя бы использовать в своей работе материал краеведов.   Например,  провести цикл занятий краеведческого характера.

            Много делается в нашем Центре для воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...