Главные вкладки

    Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
    материал на тему

    Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_seminara_dlya_pedagogov.docx27.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЙОННАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

     

       СЕМИНАР

    для  педагогов дополнительного образования

    « Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

                                                                                                                        Разработала:

    Плотникова

    Татьяна Александровна,

    заместитель директора  

    по учебно-воспитательной работе

    МКОУ ДОД «РСЮТ»

    с. Старомарьевка, 2014 г.

    Сценарий семинара  с педагогами дополнительного образования

    « Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

    “Я мыслю, следовательно, я существую”.

     Рене Декарт

    Деловая игра.

    Цель: изучение понятия, усвоение теоретических знаний и отработки профессиональных умений.

    Форма проведения – коллективная, групповая работа.

    Методика организации и проведения:

    Конструирование игры.

    Организационная подготовка.

    Ход игры.

    Подведение итогов, подробный анализ

    Подготовительная работа к занятию:

    Доска, маркер, высказывания интересных и знаменитых людей в качестве эпиграфа.

    Карточки разного цвета с вопросами.

    Ватман, фломастеры для работы в группах.

    Карточки для рефлексии.

    Структура занятия:

    1. Начало занятия

    Слова “духовно-нравственное воспитание сегодня” записаны на доске. Участники по цепочке составляют кластер

    – существительное

     – 2 глагола

     – 3 прилагательных

     – 1 предложение

     – неожиданное и интересное объяснение.

    2. Аукцион вопросов темы

    Игра “оптимисты” и “пессимисты”. Работа в парах.

    Участники продолжают фразы, записанные на карточках, и высказывают своё мнение:

    Мне необходимо изучить вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся для того, чтобы…

    Я не хочу изучать вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся, потому что…

    Ведущий занятия предлагает высказаться отдельным участникам игры.

    3. Информационный блок

    Ориентация участников семинара в теме занятия « Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», анализ сложившейся ситуации, проблемы, варианты решения:

    В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.

    В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал:  это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Воспитание

    - охватывает всю структуру общества;

    -  процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и 

    правил организации и  жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях

    Воспитание играет ведущую роль   в процессе сохранения человека  как вида !!!

    Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

    Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка.

     Поэтому главной целью воспитания является:

    создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на  самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и  нравственному поведению.

    Задачи воспитания:

    1.        Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительго образования как  модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.

    2.        Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

    3.        Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.

    На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда.

     Поэтому Воспитание- процесс социальный, где

    - нация (задает общую систему координат  в воспитании – исторический, культурный фон, на котором формируется человек);

     -  государство (определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности);

    -семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения);

    -СМИ (создают информационный фон воспитания);

    -школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);

    -УДОД (выполняют воспитательно-образовательную функцию).

     

    В настоящее время актуальными являются проблемы духовно- нравственного воспитания, т.к:

    - общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

     

    -  в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

     

    - само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

     

    - нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

      

    Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

    - нравственный пример педагога

    (Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.);

    - социально-педагогическое партнерство

    (педагоги доп. образования реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е. семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач; общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,);

    - индивидуально-личностное развитие (Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

    - интегративность программ духовно-нравственного воспитания

    (Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы (объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

    - социальная востребованность воспитания

    (Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).

     

    Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных учреждений, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива, где ведущая роль отводится взаимодействию обучающиеся-педагог и педагог-обучающиеся.

    В данных взаимоотношениях особое место отводится

     1)Группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание:

    • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическаянаправленность и эстетическая культура)
    • Профессионально-педагогические
    • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическаянаблюдательность, мышление, память и т.д.)
    • Эмоциональная отзывчивость
    •  Волевые качества
    •  Особенности темперамента
    • Состояние здоровья
    • Творческое мышление
    • Диалоговое общение
    •  «Преобразовательные» способности

    (В наибольшей степени проявляются в ситуации "перевода социальной ситуации в педагогическую" (Щуркова, 1998),которая означает внесение в нее педагогических корректив, ее  интерпретацию.При   этом   обстоятельства   не   меняются,   а   меняется   отношение    кобстоятельствам. "Дело не в том, - пишет  Н.Е.  Щуркова,  -  чтобы  дети  не знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, -  а том, чтобы, зная эти обстоятельства,  устанавливали  бы  и  проявляли  бы  в

    реальном поведении свое ценностное отношение  к  ним  в  рамках  современной

    культуры".  

            Умение  педагога  видеть   "поверх"   конкретной ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить  в  ней  внутреннее, личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся,  тем самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая,  является  важнейшей "преобразовательной способностью").

     

    •  Педагогическая рефлексия

    (Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность).

    • -Положительные этические качества (добродетели)

    (Благодаря ему все добродетели, потенциально и актуально входящие  во  внутреннюю  структуру  личности,  составляют  единую   систему ценностей. Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).

    •  Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
    • Педагогическую  любовь"  можно  рассматривать  как  "частный  случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она  достигается великим  трудом  и  напряжением  всех  человеческих  сил.   Л.И.   Маленкова предложила  своеобразную  "технологию"  для  развития  и  поддержания  этого чувства.

     

    2)Технологии развития чувств «педагогической любви»:

    1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

     2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

     3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

      4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

     5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха",оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

     6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны,

     принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

     7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление 

    ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения

     3) Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:

    - яркая индивидуальность;

     - любовь к детям;

     - внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;

     - "организационное и эмоциональное" лидерство;

     - способность генерировать идеи и увлекать ими(сбор важных идей для развития воображения) ;

     - широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;

     - уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;

     - высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный

     характер духовно-нравственной сферы (духовность);

     - творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;

     - творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы;

    - гуманистический приоритет.

     

    Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

    Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

    Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

    4. Самоанализ и самооценка

    Участникам занятия предлагается придумать свой девиз темы занятия и изобразить его на листах ватмана. Организуется групповое выполнение задания в течение 10 минут. По окончании занятия проводится защита творческой работы.

    5. Участники семинара заполняют анкету, которая содержит следующие критерии:

    общая оценка игры,

    подробный анализ,

    реализация целей и задач,

    удачные и слабые стороны, их причины;

    самооценка игроками исполнения порученных заданий,

    степень личной удовлетворённости;

    характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

    анализ и оценка игры экспертами.

    Рефлексия занятия.

    У участников семинара на столах лежат вырезанные из картона градусники. Участники должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением занятия.

    Шкала оценки следующая:

    36.6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;

    38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;

    34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

    Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

    Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

    Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

    - Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

    Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

    В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

    Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

    «Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

    В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования....