Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
методическая разработка по теме

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в современных школах-интернатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский  республиканский  институт образования»

Кафедра педагогики, психологии и управления образованием

Индивидуальный курсовой  проект

Сценарий проведения педагогического совета «Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,  воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»

Выполнила: Проказова И.В.,  (заместитель директора по ВР ГК(С)К ОУ РМ «Инсарская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»

Научный руководитель: Орехова В.А., доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием

Саранск 2015

                                                           СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Доклад «Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ» (отв.заместитель директора по ВР):

1. Национальный воспитательный идеал.

2. Цель и задачи воспитания школьников

3. Духовно-нравственное развитие гражданина России

4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования

5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы.  

6. Управление воспитательным процессом.

7. Требования к условиям воспитания и социализации учащихся.

III-VIII. Выступление педагогов школы-интерната.

IХ. Проект решения педагогического совета.

Х. Литература.

I.    ВВЕДЕНИЕ

     В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, — подчеркивает Д. А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

     ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА  « Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития, воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»                                                                                                                 

 ЦЕЛЬ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: определение перспективы воспитательной деятельности школы-интерната на основе Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Определить содержание воспитательной деятельности школы-интерната.
  2. Сформировать у педагогического коллектива представление о важности духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.
  3. Познакомить педагогический коллектив школы-интерната с опытом работы педагогов по реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России.

II. Доклад « Реализация Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ » (отв.заместитель директора по ВР):

1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ

 Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.

1).В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа.

2).В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству».

Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»[1]. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

3). В советский период государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью.  подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и служения партии.

Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории формирует высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дает примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа.

4).Конец прошлого века и первые годы нынешнего  представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает собственный идеал индивида  – свободная в своем самоопределении и развитии личность. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом - утилитаризм, потребительство,  балансирование на грани вседозволенности, -  не замедлили проявится во всех сферах общественной жизни .

5).Современное российское образование должно быть нацелено на  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и  саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно  успешное общественное развитие.  Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

В соответствии с этим современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе  – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура;
  • социальная культура;
  • семейная культура.

Личностная культура – это:

  • готовность и способность  к  нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и  универсальной духовно-нравственной установки  – «становиться лучше»;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  •  способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности  других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура – это:

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура – это:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека,  правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти,  гражданского общества;
  • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;  
  • забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

3. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

Законом Российской Федерации  «Об образовании»[2] установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является  первостепенной задачей  современной образовательной системы  и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Сферу педагогической ответственности в этом процессе можно обозначить двумя положениями:  

  • фокусом целенаправленных усилий государства является воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
  • основным институтом педагогического   воздействия на  духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного  восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности,   единство  и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.

4. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.  Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

5. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Национальный воспитательный идеал как высшая цель образования  задает смыслы и характер воспитательного процесса, определяет содержание, качество и перечень обучающих и воспитательных программ в общеобразовательной школе.

Воспитание в российских школах должно пронизываться  постоянным обращением к смыслам событий, явлений,  поступков, в которых проявляются идеалы,  духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа,  в которых возникает образ великой страны, российской державы. Эти понятия  должны быть поставлены во главу угла современной  образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своей историей, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе средствами образования.

Первоочередной задачей  обучения и воспитания в общеобразовательной школе является  формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Решение этой задачи не может быть  локализовано в учебно-воспитательном процессе. Для ее решения необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо формировать  воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения.

Духовно-нравственное развитие в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации российских школьников. Для каждой ступени:  начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разрабатываются особые программы воспитания и социализации обучающихся.

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, на поиск решения которой направлена  учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений литературы и искусства для детей и юношества;
  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
  • традиционных российских религий;
  • фольклора народов России;
  • истории своей семьи, рода;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:

  • урочную;
  • внеурочную (культурные практики);
  • внешкольную (социальные практики);
  • семейную;
  • общественно полезную.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства. Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий  является важным вариативным компонентом программ воспитания и социализации школьников.  При этом все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы направлены на достижение единой цели – обеспечение духовно-нравственного развития личности гражданина России.

 Все взрослые, работающие в   школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

6. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Основным инструментом государственно-общественного управления  процессами воспитания и социализации школьников является федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как общественный договор .

Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения.  Это требует учета их интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российских школьников. Такой учет возможен в том числе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования, открывающего перед социальными субъектами возможности для участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи. При этом сам образовательный стандарт должен выступать как  эффективный и постоянно действующий механизм консолидации российского общества.

Концепция гражданской нации, включающая систему базовых общенациональных ценностей, не имеет ничего общего с единообразием нации и ее ценностной,  духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в том числе воспитывать новые поколения россиян.

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося должна лежать убежденность  педагогов в том, что школа – это не только место, где можно получить новую информацию, а затем  и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом  человеческого развития обучающегося.

При этом обучение – это  только один из компонентов личностного развития. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом культуросоцио-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Школа – единственный социальный институт, через который проходит вся нация и который является важнейшим интегратором ее ценностного и социокультурного состояния.

Нет другого способа быть достойным человеком, кроме одного – стать им. Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.

Задача управления воспитанием в начальной школе в сопоставлении с последующими ступенями общего образования решается органично в силу того, что классный руководитель является и основным организатором школьной жизни учеников. Последний аспект его деятельности следует значительно усилить. При этом классный руководитель должен обеспечивать: педагогическую поддержку решения обучающимися  межпредметных воспитательных задач; подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий; участие в добровольных детских разновозрастных организациях различной направленности; координацию программ семейного и школьного воспитания; содействие в решении индивидуальных проблем духовно-нравственного развития детей.

На ступенях  основного общего и полного общего образования управление воспитанием усложняется. Если в начальной школе воспитательное пространство в основном ограничено школой и семьей, то в средней и старшей школе существенно возрастает значение программ социализации школьников.

В пространство духовно-нравственного развития ученика дополнительно включаются такие социальные субъекты, как традиционные российские религиозные организации, национально-культурные, ветеранские, военно-патриотические, экологические и иные общественные организации, учреждения культуры и спорта, детско-юношеские и молодежные организации. В присвоении обучающимися базовых национальных ценностей все большую роль начинают играть социальные практики, предусматривающие участие школьников в решении актуальных социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем села, района, города, региона.

Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум», очевидно, потребует возвращения в общеобразовательную школу профессиональных педагогов-воспитателей. Важным условием эффективного управления педагогическим процессом  является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников.

Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществляться с помощью портфолио.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.

К таким требованиям следует отнести следующие:

  • создание  культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей  единые ценности  российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;
  • создание  социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых  граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
  • создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы субъекта Российской Федерации: герб, флаг, гимн, изображения знаменитых людей региона, плакаты, посвященные  праздникам, памятным датам национальной истории и т. д.;
  • создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
  • создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
  • создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
  • работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
  • взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
  • взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
  • установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
  • интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной  деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
  • направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной  и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
  • педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.

III. Выступление « Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России » ( отв.классный руководитель 8 кл.).

IV. Выступление « Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания на уроке истории в условиях школы-интерната » ( отв.учитель истории )

V. Выступление « Духовно-нравственное воспитание в школе-интернате  на уроках   чтения и развития речи »  ( отв.учитель чтения).

VI. Выступление « Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  во внеурочной деятельности» ( отв. воспитатель  группы мальчиков)

VII. Выступление « Работа музыкального руководителя по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности  гражданина России »  (отв.музыкальный руководитель).

VIII.Выступление « Роль социального педагога в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России ».

IX.     Проект решения педагогического совета.

  1. Педагогическому коллективу школы-интерната изучить Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и определить пути внедрения в педпрактику( отв.заместитель директора по УВР).
  2. Совершенствовать методическую работу по внедрению положительного опыта работы педагогов школы-интерната по формированию базовых духовных ценностей через семинары по дефектологии, заседания метод.объединений , мастер-классы и открытые мероприятия.
  3. Использовать в организации деятельности педагогического коллектива наиболее эффективные формы воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся ( отв. заместитель директора по УВР).
  4.  На основе изучения нормативных документов по совершенствованию духовно-нравственного развития школьников создать программу воспитательной деятельности школы-интерната на 2015-2019г( отв .заместитель директора по ВР).
  5. Разработать систему мониторинга влияния внеурочной и учебной деятельности на духовно-нравственное развитие обучающихся школы-интерната( отв .психолог).
  6. Ответственность за выполнение данного решения возложить на заместителя директора по УВР.

 X.  Литература.

1.Абрамов А.В. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города // Педагогика.-2009.-№8.-с.27.

2.Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // ВЕСТНИК. – 2008.- с. 26.

3.Григорьев Д.В. Духовное и социальное в воспитании человека// Народное образование.-2010.-№1.-с.47.

 4.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-23 с.

 5.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанжиева, Н.В. Казачёнок и др. под ред. А.Я. Данилюка.- М.: Просвещение, 2011.-127 с.-(Работает по новым стандартам).

 6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская// Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 -№3 – с. 9-12.

 7.Макаров А.В. Духовно-нравственное воспитание - особая тревога// Школа.-2007.-№3.-с.3.

8.Пархоменко И.А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. №5. 2009. с. 184-186.

 9.Потиповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М.: Планета 2000, 2009.-218 с.

 10.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского.- М .:  Просвещение  , 2010.-111 с.- ( Стандарты второго поколения).

 11.Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. / И.А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. –Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.- с. 49.

 12.Чернилевский Д.В. Духовно- нравственные ценности образовательной системы России ХХI века./ Д.В. Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.


[1] Ломоносов М.В. Для пользы общества. — М., 1990., с.42.

[2] Статья 9, пункт 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного  общества непосредственным образом зависит от гражданс...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....