Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.
календарно-тематическое планирование по истории по теме

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного  общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» мною были разработаны и апробированы модули к урокам истории России для основной школы. Создана система работы в рамках реализации Концепции ДНРВ на уроках истории в основной школе (6-9 кл) с соблюдением принципа преемственности. В 6 классе предлагается  модуль «Устроители земли Русской» (История Россия с древнейших времен до конца XVIвека). Объединить достаточно обширный материал, который должен представить Русь в ее разнообразии, возможно введением основных интегрированных тем: I. Русь Древняя. IX-XI вв. «Великие подвижники Земли русской»; II.Древнерусские княжества и земли в XII- XIIIвв. Русские «чудотворцы»; III. Русь Московская. XIV-XVIвв. «Собирание русских земель». 7 класс представлен модулем  «Развитие российской цивилизации. (Россия в XVII –XVIII вв)». Этот период  времени освещает историю России, когда XVII век был последним веком «старозаветной» Руси и временем, когда появились первые «новшества», повлекшие за собой решительные преобразования Петра I и  Екатерины II.В 8 классе школьники работают с модулем «Восхождение к личности»(История России 19 века).   Задача программы модуля - “погрузить” ребят в мир истории и культуры России XIX века. Многие темы посвящены жизни и деятельности выдающихся писателей, художников, ученых, мыслителей, государственных деятелей этого времени. Дети знакомятся с важными событиями столетия, обращаются к проблемам гражданственности и патриотизма, ответственности личности перед обществом и государством, перед личностью. Все события, происходящие в России, совершались в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения различных идей, споров, при противостоянии политических систем. Старшеклассники проявляют интерес к данным вопросам, пытаются найти ответы. С этой целью был разработан модуль «Россия в XX –  начале XXI вв: поиск новых ориентиров» для учащихся 9 класса по истории России.Данная работа была проведена после прохождения курсов на базе  ИПК и ПРО г.Ростов н/Д по проблеме «Приоритеты духовно - нравственного развития личности в процессе освоения содержания школьного социально-гуманитарного образования» в 2009 году. Опыт работы по реализации Концепции ДНРВ был представлен в районном конкурсе  «Инновации в образовании – 2011», награжден дипломом победителя конкурса. На областной научно-практической  конференции по теме «ДНРВ гражданина России XXIвека» участвовала в работе предметной секциии представленным опытом заинтересовались коллеги Ростовской области. Участие в Девятом областном конкурсе творческих работ  имени святителя Дмитрия Ростовского  отмечено «Благодарственным письмом» оргкомитета Донской епархии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное календарно - тематическое планирование модуля «Устроители земли Русской» по реализации концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников. 6 класс. Учитель Коробка И.И.

Раздел

Тема /проблема

Направления ДНВР

Основное содержание /понятия

Методы, приемы, способы деятельности на уроке

Предполагаемые результаты

УМК

1.

I. Русь Древняя. IX-XI вв.

Русь богатырская. Что стоит за легендами?

Нравственный выбор.

Духовный мир человека.

Смысл жизни.

«Откуда есть пошла Русская земля». Легенды о русских богатырях. Личность в истории: Гостосмысл, Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, Дир, Аскольд, Рюрик.

Литературно-историческая викторина.

Решение проблемы: «Что стоит за легендами?»

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

Тексты былин.

Компьютерная презентация «Былинные герои».

Вопросы викторины.

2.

Первые правители Древней Руси. Великие подвижники Земли русской.

Служение Отечеству.

Межэтнический мир и согласие.

Ценности религиозного мировоззрения.

Устроительница Киевского государства княгиня Ольга.

Владимир Святой. Христианство на Руси.

Ярослав Мудрый.

Владимир Мономах.

Понятия: древнерусский народ; «закон русский», язычество, христианство, мировоззрение, православие, крещение.

Учебное исследование: «Вклад первых князей в формирование Древнерусского государства».

Почему правителям Руси были даны исторические прозвища? С какими качествами личности и поступками это связано?

Составление «памяток» по теме учебного исследования.

Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

§4,5,6,9 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

§5-10 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. (документы).

§4,7-9 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. (документы).

Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §1, задания №1-2,стр.19.

3.

Культура и быт Древней Руси: самобытность и новаторство.

Духовный мир человека.

Поликультурный мир.

Эстетическое развитие.

Особенности культуры.

Влияние христианства на древнерусскую культуру. Самобытность устного народного творчества, литературы, ремесла, художественного искусства, зодчества и быта.

Понятия: патриотизм, самобытность, жития, подвиг, былины, миниатюры, иконопись.

Презентация краткосрочного проекта по выбранной теме:

1.Первые христиане на Руси.

2. Первые просветители на Руси.

3.Провозвестие Андрея Первозванного.

4. Прикладное искусство.

5.Русское зодчество.

6.Первые города.

7. Повседневная жизнь населения Древней Руси.

Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

§7-8 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

§13 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. (документы).

§6 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. (документы). Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §2, задания по выбору на стр.25-30.

Компьютерная презентация, плакаты, выставка рисунков и репродукций.

4.

II.Древнерусские княжества и земли в XII- XIIIвв.

Меч и дипломатия Александра Невского.

Патриотизм.

Формирование национального самосознания.

Духовность.

Социальная солидарность.

Героическое и возвышенное в ратных подвигах русских людей в Невской битве и Ледовом побоище. Александр Невский – образец служения Отечеству.

Понятия: подвиг, патриотизм, самоотверженность, народное ополчение.

Урок – дискуссия: «В годы Великой Отечественной войны советское правительство учредило орден, которым награждались офицеры, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость, а также за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой урон. Как вы думаете, почему этот орден носил имя Александра Невского?»

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

§13 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

§22 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. (документы).

§23 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. проблема №7, стр.196. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §4, задания по выбору на стр.47 - 54.

Компьютерная презентация.

5.

Дмитрий Донской.  «Московское государство родилось на Куликовом поле…» (Ключевский).

Формирование национального самосознания.

Становление национального государства.

Нравственный выбор.

Личность в истории. Национальный подъем.

Литературные памятники «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

Понятия: государство, свобода, единство, героизм.

Урок  решения познавательных задач:

1.Почему литературные памятники, рассказывающие о Куликовском сражении, называются «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»?

2. С какой целью князь Дмитрий посетил Троицкий монастырь?

3. Можно ли утверждать, что с победой русских войск на Куликовом поле прекратилась власть Орды над Русью?

4. Согласны ли вы с утверждением В.О. Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты».

5. Какие причины сделали неизбежным открытое военное столкновение Москвы и Орды?

6. Почему княжение Дмитрия Донского открывает новый этап в истории Московского княжества?

Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями.

§18 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. вопр.№2

§27  «История России» 6 класс. Черникова Т.В. вопр.№1.

§27 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Вопр.№4-8. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §6, задания по выбору на стр.82 - 92.

Компьютерная презентация.

6.

Русские «чудотворцы».

Представление о вере, ценностях религиозного мировоззрения.

Высоконравственная духовность.

Толерантность.

Особенности великорусского сознания. Феофан Грек, Андрей Рублев, Сергий  Радонежский.

Понятия: вера, мировоззрение, толерантность, духовность. Чудотворец.

Урок-конференция по теме: « Духовная и политическая деятельность русских «чудотвоцев».

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

§28  «История России» 6 класс. Черникова Т.В. документы на стр 160-163.

§26 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §3, задания на стр.37 - 42.

Компьютерная презентация.

7.

III. Русь Московская. XIV-XVIвв.

«Собирание русских земель».

Национальная консолидация.

Закон и порядок.

Верность своей стране.

Иван III. «Государь всея Руси». Создание национального государства.

Понятия: централизованное государство, закон.

Урок-исследование по проблеме: «Существуют различные точки зрения на процесс объединения русских земель. В.О. Ключевский писал, что «завершение территориального собирания северо-восточной Руси Москвою превратило Московское княжество в национальное Великорусское государство». А историк Н.И. Костомаров называл процесс объединения не «собиранием», а «забиранием». В чем разница позиций двух историков? Какая позиция вам ближе? Свой ответ обоснуйте.

Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

§20 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

 §29  «История России» 6 класс. Черникова Т.В. вопр.№6-7 на стр 181.

§30 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §11, задания по выбору на стр.156 - 162.

8.

Византийское наследство.

Сбережение и распространение христианства.

Межконфессиональный диалог.

Нравственный выбор.

Россия. Символы России. «Москва – третий Рим». Особая роль России в христианском спасении человечества от зла.

Понятия: Россия, православный государь, доктрина, династические браки.

Документальный практикум-решение проблем: «Почему Московское княжество стало именоваться Россией, а символом великокняжеской власти стал двуглавый орел?

Объясните  слова старца Филофея: «Два Рима пали, а третий стоит, и четвертому не бывать…» В чем видится предназначение Русского государства, Русской церкви и русского народа?»

Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше».

§30-31  «История России» 6 класс. Черникова Т.В. вопр.№4 на стр 181; вопр.№ 1 на стр.235.

§32 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §7-9, задания по выбору.

9.

Русская православная церковь в 15 веке: Обретение самостоятельности.

Социальная солидарность.

Духовность.

Гуманизм.

Духовный мир человека.

Святитель Стефан Пермский. Преподобные Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский – служители государства и народа.

Понятия: собор, монастыри, благотворительность, синодики, нестяжатели, иосифляне, старец.

Анализ документов и обсуждение вопросов:

1.Почему именно 14-15 века стали временем расцвета русской святости? В чем это проявилось?

2. Как на расцвет русской святости повлияли личности преподобных?

 3. Какие  личные качества были присущи русским подвижникам 14-15 веков?

Понимание и поддержание нравственных устоев семьи, таких категорий, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.  Духовная, культурная и социальная преемственность  поколений.

§22 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

§29 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В.

«История России» 6 класс. Черникова Т.В. документы «Религиозные споры»  на стр 228-231. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §8 -10, задания по выбору.

10.

Общество Московской Руси.

Стремление к личной и национальной свободе.

Свобода совести и веры.

Целеустремленность.

Толерантность.

Нравственный выбор.

Складывание единой нации. Религиозное вольнодумство. Переосмысление прошлого страны, ее места в мировой истории. Максим Грек. Иван Пересветов. Андрей Курбский.

Понятия: публицистика, Четьи минеи – церковно - литературные энциклопедии, «Домострой».

Урок - ролевой игры по темам:

Быт и нравы Московской Руси.

Иноземцы в Москве.

Челобитные Ивана Пересветова  юному Ивану Грозному.

Спор Ивана Грозного и Андрея Курбского.

«Поп – невежа» Сильвестр пишет письмо опальному князю Семену Ростовскому.

Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;  готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам.

§26 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. документы «Общественно-политическая мысль»  на стр 223-235.

Компьютерная презентация.

11.

Культура и быт Московской Руси: переосмысление традиций.

Эмоциональная и идейная наполненность творчества.

Красота, гармония.

Духовный мир человека.

Сохранение нравственных ценностей.

Яркие образцы достижений в архитектуре, живописи, скульптуре, прикладном искусстве.  Изменения быта русских людей.

Понятия: летописание, жития, иконопись, кремль, киноварь.

Урок-экскурсия:

«С середины 13 века наступил упадок русской культуры, в 14 веке – ее оживление, а в 15 веке произошел ее расцвет. С какими историческими событиями это было связано?

Какие христианские подвиги совершили деятели культуры того времени (Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублев и др.)»

Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни  многонациональной России.  Наполнение конкретным содержанием таких  понятий, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля».

§26-27 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

§33 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В.

§40 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §13, задания по выбору.

12.

Итоговое занятие.

Особенности великорусского сознания.

Служение Отечеству.

Национальная консолидация.

Справедливость, милосердие.

Уважение к труду, созиданию, творчеству.

Свобода личная и национальная.

Забота о семейных традициях.

Защита групповых проектов по выбранной теме:

  “Не в силе Бог, но в правде”

  Спасители Отечества и подвижники духа .

  Красота глазами человека Древней Руси.

  Что значит жить по “Домострою” .

  Русь какой ее видели иноземные путешественники.

  “Слава вам, братья, славян просветители”.

Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Реализация концепции духовно-нравственного воспитания на уроках литературы

В данной статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 Жирковой А.А. Основной акцент сделан на использование на уроках литературы...

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России....

«Педагогические технологии на уроках истории в основной школе: особенности, реализация, эффективность».

В статье рассматриваются педагогические технологии на уроках истории в основной школе...