Реализация концепции духовно-нравственного воспитания на уроках литературы
статья по литературе по теме

Жиркова Анастасия Александровна

В данной статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 Жирковой А.А. Основной акцент сделан на использование на уроках литературы русских рок-песен в качестве средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_publikatsiya.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Жиркова Анастасия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара

Статья

«Реализация концепции духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы»

«Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Такое подробное определение воспитательному идеалу дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Эпитет «высоконравственный», выдвинутый на первое место, определяет базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчеств, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1].

Идеалы высокого нравственного поведения заложены в литературных произведениях всех школьных программ. Традиционно русская классическая литература считается мощнейшим воспитательным средством.  Однако отдалённость художественных произведений, созданных в XVIII и XIX веках, от реалий современной жизни мешает школьникам понять их актуальность.  Преодолеть временную дистанцию позволяют уроки литературы, построенные по принципу «диалога культур» или «содружества искуссв» на основе интертекстуальных связей произведений русской классической литературы и произведений современной культуры.  Подобные интертекстуальные связи находим в произведениях русской рок-поэзии (рок-песнях).

Интертекстуальные связи могут быть выражены разными способами:

  1. прямое цитирование (поэзия А. Башлачёва, которая содержит цитаты из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С.Грибоедова, Н.А. Заболоцкого и др.);
  2. аллюзии (роман А.С. Пушкина «Дубровский» и песня Б.Гребенщикова «Дубровский», роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и песня Б. Гребенщикова «Комната, лишённая зеркал», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и песня Константина Кинчева «Дождь»);
  3. общность тематики и проблематики произведений (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» и песня Ю. Шевчука «Питер», стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и песня Ю.Шевчука «Дождь» и др.).

Русская рок-музыка как факт современной культуры вызывает живой интерес у школьников благодаря экспрессии. В то же время поэтическая составляющая рок-песен в настоящее время является объектом литературоведческого исследования.. Г.В. Шостак в своей статье «Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла» отмечает: «Жанр рок-музыки является разновидностью массовой молодежной культуры и в то же время находится в оппозиции по отношению к ней, поскольку основными качествами рока являются глубокая содержательность, социальная направленность, проблемность, искренность, честность, обращение к личности» [5]. Таким образом, в произведениях рок-поэзии важнейшее место занимают нравственные чувства такие, как совесть, добро, свобода, любовь, дружба, патриотизм и другие, на основе которых сформулированы цели и задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1].  

Исходя из вышеизложенного цель уроков, построенных по принципу диалога культур, – актуализация произведений русской классической литературы путём их сопоставления с произведениями современной культуры (рок-песнями), духовно-нравственное воспитание личности. Актуальность данной работы определяется её соответствием требованиям современных Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

Ведущий метод на уроках литературы, построенных по принципу диалога культур, – полный или частичный сопоставительный анализ произведений. Приведём в качества примера  такой работы фрагменты уроков «Образ Владимира Дубровского в одноимённом романе А.С. Пушкина и в современной песне» в 6 классе и «Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"» в 7 классе.

Фрагменты урока

«Образ Владимира Дубровского в одноимённом романе А.С. Пушкина и в современной песне» (6 класс)

Данный урок классифицируется как урок обобщения по теме «Роман А.С.Пушкина "Дубровский"».  Урок построен по принципу «диалога культур» («содружества искусств»): литературы, музыки и кино. Песня современного рок-музыканта Бориса Гребенщикова вводится в урок через просмотр видеоклипа, содержащего фрагменты чёрно-белой экранизации романа 1936 года.  

Ведущий метод на уроке – сопоставление образов главных героев двух одноимённых произведений: романа А.С. Пушкина и песни Б. Гребенщикова. Полный сопоставительный анализ осуществляется через ряд заданий, направленных на характеристику персонажей, с использованием приёмов беседы, работы с цитатами, заполнением сравнительной таблицы.

Воспитательная цель урока – на материале песни Б. Гребенщикова «Дубровский» раскрыть мотив прощения, затронутый в романе А.С. Пушкина, показать актуальность его для современного человека.

Варианты заданий.

1. Заполнение сопоставительной таблицы на рабочих листах. По ходу выполнения задания учащиеся шестиклассники повторяют содержание романа А.С. Пушкина «Дубровский», обращают внимание на художественные детали. На основании наблюдений учащиеся приходят к выводу, что Дубровский в романе и Дубровский в песне Бориса Гребенщикова – разные образы.

Вставьте пропущенные слова в цитаты из романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Ответьте на вопросы по тексту песни Б. Гребенщикова «Дубровский»

  1. «Бедному ____________, каков он [Владимир Дубровский], лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки» (дворянину).

  1. «Приметы Владимира Дубровского <…> От роду _____  года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой» (23 года).

  1. «Владимир Дубровский воспитывался в _____________ корпусе и выпущен был _______________ в гвардию» (Кадетский корпус, корнет).

  1. «В ** появились _____________ и распространили ужас по всем окрестностям <…> имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а не кто другой, предводительствовал отважным злодеям» (разбойники).

  1. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то ____________________» (великодушием).

  1. Есть ли в тексте песни указания на происхождение, воспитание и образование Дубровского?

_____________________ (информация отсутствует)

  1. Есть ли в тексте песни указания на возраст героя?

_____________________ (человек без возраста)

Из леса выходит старик, а глядишь - он совсем не старик,
А напротив, совсем
молодой красавец Дубровский

  1. Кем предстаёт Владимир Дубровский в песне?

________________________ (утешитель народа)

Не плачь, Маша, я здесь;
Не плачь -
солнце взойдет;
Не прячь от Бога глаза,
А то как Он найдет нас?

Вывод: в романе А.С. Пушкина «Дубровский» автор подробно характеризует главного героя, называет его предводителем разбойников.

Вывод: в песне Б. Гребенщикова «Дубровский» создан условный образ народного утешителя.

  1. Характеристика образа Дубровского в песне Б. Гребенщикова «Дубровский»  с постановкой проблемного вопроса (беседа). В качестве проблемного вопроса перед школьниками ставится вопрос о переосмыслении образа главного героя романа А.С. Пушкина современным автором Борисом Гребенщиковым. Учитель формулирует вопрос таким образом: «Почему  разбойник Дубровский из одноимённого романа А.С. Пушкина превращается в народного утешителя в песне Б. Гребенщикова?» Чтобы ответить на поставленный вопрос, учащимся предлагается внимательно прочитать текст песни. Необходимо обратить внимание на время и место действия песни, наличие в тексте других персонажей романа А.С. Пушкина, объяснить непонятные слова, правильно подобрать цитаты.

Беседа с примерными ответами школьников.

Ученики: Дубровский помогает своей возлюбленной Маше, героине романа А.С.Пушкина, утешая её, вселяя в неё надежду на то, что беды закончатся.

Не прячь от Бога глаза,
А то как он найдет нас?

Дубровский призывает верить в Бога.

Ученики: Дубровский вселяет надежду не только в Машу, но и в народ, целые города, которые нуждаются в помощи.

Проснись, моя Кострома, не спи, Саратов и Тверь,
Не век же нам мыкать беду и плакать о хлебе…

Учитель: Какие слова помогают вам понять смысл призыва Дубровского?

Ученики: Помогает понять смысл призыва Дубровского упоминание о Небесном граде Иерусалиме.

Учитель: Что такое Небесный Иерусалим?

10 ученик (опираясь на сноску в распечатке текста песни, знания, полученные на уроках по мировой художественной культуре, истории): Небесный Иерусалим – это город, в котором будут жить праведники после второго пришествия Иисуса Христа. Это своего рода рай на Земле, то есть место, где нет страданий.

Учитель: Почему Дубровский упоминает Небесный Иерусалим?

Ученики: Дубровский говорит о том, что Небесный Иерусалим вокруг нас, то есть он уже на Земле. Город ждёт людей.

И вот он стоит вокруг нас,
И ждет нас, и ждет нас...

Учитель: Ребята, как называют человека, который, подобно герою песни «Дубровский», призывает людей верить в Бога и вселяет в них эту веру?

Ученики: Такого человека называют проповедником.

Учитель: Как вы думаете, почему автор песни увидел проповедника именно во Владимире Дубровском?

Ученики (ИТОГ): В романе А.С. Пушкина Дубровский стал разбойником, потому что хотел отомстить за разорение и смерть отца Кириле Петровичу Троекурову, но из-за любви к Маше, дочери своего врага, смог простить его. А, как известно, Иисус Христос учил прощать. Значит, Дубровский смог приблизить себя к Богу, к этому он призывает других людей.

Он бросил свой щит и свой меч, швырнул в канаву наган,
Он понял, что некому мстить, и радостно дышит

Нравственный урок, к которому приходят школьники, заключается в том, что если каждый человек научится прощать, научится помогать нуждающимся, он приблизит себя к Богу, и тогда жизнь на Земле будет лучше. Таким образом, на данном занятии у школьников формируется положительное отношение к таким базовым национальным ценностям, как вера (традиционные российские религии), человечество, литература, искусство (музыка, кино).

Актуальность произведения А.С. Пушкина позволяет подчеркнуть домашнее задание, заключающее в написании сочинения-размышления «Каким я вижу Дубровского в наше время»

Успешное проведение урока обеспечивают информационно-коммуникационные технологи. Проектор и интерактивная доска создают атмосферу кинотеатра, активизируя познавательную активность учащихся. Электронная презентация позволяет наглядно продемонстрировать в виде конспекта подготовленное сообщение о Борисе Гребенщикове и задания, выполняемые на рабочих листах.

Фрагмент урока литературы на тему

«Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"» (7 класс)

На данном уроке, на этапе обобщения, учащимся предлагается прослушать песню Ю. Шевчука «Питер» и сформулировать общность тематики и проблематики двух произведений, их патриотическую направленность, отметив актуальность поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», то есть выполнить частичный сопоставительный анализ.

  1. Вопросы для работы по тексту песни Ю. Шевчука «Питер».

  • Найдите в тексте  приметы Санкт-Петербурга, обосновав название песни (залив (Финский залив), три сотни лет (возраст города), белая ночь, проспект (Невский проспект), коммуналки, корабли).
  • Как ощущает себя лирический герой (автор) в Санкт-Петербурге? (оборотень, «Неопознанный сбили объект»)
  • К чему призывает автор? («Сохрани этот город для нас»)
  • Как автор относится к Санкт-Петербургу?
  1. Что объединяет поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» и песню Ю. Шевчука «Питер»?  (любовь к Санкт-Петербургу; тема маленького человека в большом городе: и в поэме А.С. Пушкина, и в песне Ю. Шевчука Петербург может уничтожить человека)
  2. В чём заключается патриотическая направленность произведений? (Стремление сохранить Санкт-Петербург)
  3. В чём заключается актуальность поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?  (так же, как и А.С. Пушкин, современные люди восхищаются красотой Санкт-Петербурга, но в любой исторический период маленький человек может быть морально раздавлен в большом городе)
  4. Какой нравственный урок вы вынесли из обсуждения поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»?

Нравственный урок: несмотря на подавляющее воздействие на человека большого города, необходимо сохранить Санкт-Петербург – красивейший город мира, культурную столицу России, составляющую богатство нашей родины. Таким образом, у школьников формируется положительное отношение к патриотизму как к базовой национальной ценности.

ИКТ представлено в виде диска с записью песни и электронной презентации с фотографиями Санкт-Петербурга, позволяющие максимально задействовать все системы восприятия школьников «вижу-слышу-чувствую», развить их воображение.

В заключение отметим, что введение в урок литературы рок-песен помогает разнообразить учебный процесс, актуализировать произведения русской классической литературы для современных школьников и способствует их духовно-нравственному воспитанию и развитию, что соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту.

Интернет-источники

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. http://u.to/Hnz_Bw 
  2. Ивлева Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова. http://u.to/3VX_Bw
  3. Козицкая Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока. http://u.to/RFr_Bw
  4. Михайлова В.А., Михайлова Т.Н. Пушкинские реминисценции в петербургских текста Юрия Шевчука. http://u.to/5Fr_Bw 
  5. Маврина Н.А. ИКТ на уроках русского языка и литературы. http://u.to/9nD_Bw
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://u.to/Wlz_Bw
  7. Шостак Г.В. Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла. http://u.to/Wlv_Bw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного  общества непосредственным образом зависит от гражданс...

Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания

Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...