Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся
статья по музыке

Плоскова Елена Анатольевна

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – это уроки музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности. В статье предлагаются различные формы организации музыкальной деятельности и творчества учащихся в общеобразовательной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_muzykalnogo_iskusstva.docx30.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Плоскова Елена Анатольевна

учитель музыки, искусства, МХК

педагог дополнительного образования,

МАОУ «Средняя общеобразовательная щкола»

                                                                                  с. Летка, Прилузский район

Контакты автора:

pea1065@yandex.ru

          Часто, наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте,  мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как и кто воспитывает таких детей?  

Сегодня подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. С чем это связано, почему у большинства современных детей материальные ценности доминируют над духовными. Сегодня у наших детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Можно не знать математическую теорему, химическую формулу, закон физики, но быть культурным, нравственным и духовно-богатым человеком, любить Родину — это должно стоять первоочередным в воспитании личности малыша, а значит формировать человека, способного сохранять и развивать в себе нравственные ценности и идеалы семьи, общества и человечества, демонстрируя их своим повседневным поведением и общением в жизни.

 Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся в образовательных организациях обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в экономической и общественной жизни России и является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной страны. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества.    

         Поэтому очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. И одним из действенных средств в школьном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – это уроками музыки и организации внеурочной музыкальной деятельности.

       Еще со времен Аристотеля музыкальное искусство, признавалось и признается одним из важных средств воспитания ребенка. С ранних лет средствами музыки в ребенке воспитываются способности к эмпатии и эмоциональному переживанию музыки, как способности в будущем сопереживать другому человеку.  Приобщение к музыке и музыкальному искусству формирует отношение к собственной жизни на основе общечеловеческих и духовных ценностей: любви, красоты, истины. Музыка – носитель эстетических идеалов и сама по себе - ценность, объект эмоционального познания мира, а человек – субъект, постигающий нравственные ценности. Слушая музыку, исполняя вокальные или инструментальные произведения, учащийся пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом он сравнивает, сопоставляет свои чувства и переживания с переживаниями автора произведения, пытается понять, может ли он пережить чужую боль. И, как ни кстати, здесь можно вспомнить слова педагога В.А.Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека...». В связи с вышесказанным, мы формулируем такие задачи для уроков музыки и внеурочной музыкальной деятельности, как:

- формирование духовно-нравственных идеалов и патриотических качеств личности учащегося средствами музыкального искусства;

- открытие преобразующей силы музыкального искусства и его влияние на формирование внутреннего мира человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

        Результатами воспитывающей деятельности на уроках музыки в рамках системы духовно-нравственного воспитания должны стать:

- уровень воспитанности, социальная адаптация обучающихся;

- осмысление отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности ее духовного исторического пути;

- изменение духовно- нравственных ценностей воспитанников;

- проявление ответственности, инициативы, милосердия в поступках учащихся;

- эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами культуры.

        На уроках в школе художественно-эстетического цикла (музыка, искусство, МХК), содержание которых пронизано идеями духовности и нравственности, ребята соприкасаются с миром прекрасного, с традициями своего народа и многонациональным культурно-историческим музыкальным наследием России. В содержании концепции программ рассматриваемых предметов в приоритете ставятся вопросы формирования и воспитания общечеловеческих ценностей, стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

         Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, различные формы уроков (урок-путешествие, урок-игра, урок-проект, урок-исследование, урок-конференция, и т.д.), самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал: духовно-нравственные образы используемых художественных произведений, образцы нравственных поступков тех или иных героев и персонажей музыкальных и художественных произведений. На уроках учитель музыки постоянно подводит учеников к осмыслению его отношения к человеку, к природе, к обществу, историческому наследию, представленному в искусстве.

Например, в произведениях русского народного музыкального творчества отразились веками формировавшиеся представления о мироздании, гармонии и красоте, складывающиеся на основе художественных традиций многих поколений. В народных песнях, танцевальных мелодиях воплощены главные качества человеческой души: доброта, чувство любви к природе почитание предков, а яркие музыкально-поэтические образы их способствуют усвоению нравственных норм. Почитание земли, родной природы, связь с природными циклами нашли отражение в календарно-обрядовых песнях. Трудовые песни объединяли общую работу единым ритмом, воспитывали чувство товарищества и ответственность за результаты труда. Былины и исторические песни воспитывают такие качества, как  высокую нравственность, патриотизм, показывая любовь русского человека к Родине и силу его духа. Лирические песни, проникнутые любовью и нежностью, воспитывают в детях заботу, доброту, сочувствие. Таким образом, обращение учителя музыки к русскому музыкальному фольклору позволяет раскрывать отражение национальных ценностей и ориентирует на воспитание духовно-нравственных качеств в своих учениках.

         Русская православная музыка является одним из крупнейших пластов отечественной музыкальной культуры. В произведениях духовной музыки отражены философские идеи о смысле человеческой жизни и смерти, отношении к окружающему и самому себе, о страдании и терпении, через которые формируются соответствующие нравственные качества. На уроках музыки мы стараемся обращаться к разным жанрам церковной музыки, песнопениям, использующихся в богослужении, во время православных праздников.

         Огромным потенциалом и средством воздействия на нравственную сферу ребенка обладает русская композиторская музыка. В произведениях М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина отражена история русского государства, героические подвиги защитников страны – это и Александр Невский, князь Игорь, Михаил Кутузов… Надо видеть, как ребята в полной тишине слушают историю и музыку Д.Д.Шостаковича, звучавшую в блокадном Ленинграде или повествование о последних минутах жизни и переживаниях Ивана Сусанина, отдавшего жизнь во имя Отечества.

Внутренний мир человека, стремление к счастью, образы русской природы нашли отражение в различных жанрах - от вокальных сочинений до крупных творений Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова. Русское классическое искусство наполнено такими   общечеловеческими ценностями, как Родина, человек, природа, семья, труд и связанные с ними патриотизм, милосердие, благородство, готовность к труду, бережное отношение к окружающему.

       Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа в области музыкально-творческого воспитания. В нашей школе на протяжении почти четверти века ведут музыкально-творческую деятельность вокально-хоровые коллективы – детский хор «Синяя птица» и вокальная группа «Лирика», которые участвуют в торжественных мероприятиях, музыкальных проектах, фестивалях патриотической направленности.

В репертуаре коллективов -  избранные высокохудожественные музыкальные произведения о Родине, о дружбе, о школе, о мире. Массовое вокальное искусство является одним из важнейших компонентов нравственного становления личности, оно обладает великой силой эмоционального воздействия на духовный мир человека, формирует у него гражданско-патриотические качества. Содержание, заключенное в песнях, порой убеждает сильнее, чем информация, полученная другим путем, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности.

Песни, которые в состоянии глубоко затронуть душевный внутренний мир человека, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, являются действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма у учащихся. Вокальная группа «Лирика», уже как состоявшийся и признанный в районе детский коллектив, исполняет репертуар, наполненный патриотическим содержанием. Коллектив является Лауреатом и дипломантом многих вокальных конкурсов и фестивалей различного уровня, в том числе принимают участие в российских праздниках и праздниках Прилузского района, связанных с народными, духовными традициями («Пасха», «Масленица», «Афанасьевские  чтения», «Юбилей православного прихода», музыкальные проекты районного Центра ИииПТ), День Победы, встречи с ветеранами, День пожилого человека, День инвалида, концерты в детском приюте, психоневрологическом интернате…).

В 2018 году вместе с коллективом мы получили опыт выступления на сценических площадках города-курорта Анапы, исполняя наш региональный репертуар на коми языке - песню «Зарань», что стало одной из форм познакомившей людей другого региона с «изюминками» музыкальной национальной исполнительской традиции Республики Коми. Группа ребят приняла участие в республиканском турнире «Музыка на службе Отечества», проводимом Сыктывкарским гуманитарно-педагогическим колледжем им. И.А. Куратова, и отмечена  Диплом 2 степени.

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие ребят в исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Совсем недавно мы приняли участие  и стали призерами в республиканском конкурсе на лучшее знание государственной символики, изучив гимны России и родного Прилузского района. Традиционными в нашей школе стали торжественные смотры песни и строя, целью которых ставится формирование патриотизма, дисциплинированности, готовности к защите Отечества.

        Для целенаправленного воспитания гражданско-патриотических качеств средствами музыкального искусства необходимо внедрять в учебно-воспитательную практику различные формы организации музыкальной деятельности и творчества учащихся: конкурсы и фестивали, тематические концерты, музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции, общение участников и зрителей в интерактивном режиме посредством интернет-технологий.

        В современных условиях в целях развития общества актуально обращения школы к музыкальному  искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Пусть во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в их социокультурном пространстве благодатными всходами прорастают те зерна нравственности, которые мы сеем.

    Закончить статью хочется словами композитора Д.Д.Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее». Высказывание классика красной нитью пронизывает рассматриваемые нами вопросы духовно–нравственного воспитания средствами музыки и музыкального искусства в общеобразовательной школе и  формулирует миссию учителя музыки в современной школе.

                                                   Литература

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3.Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. – 2000. - № 1.

4. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народного искусства в духовно-нравственном развитии ребенка

«Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; н...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»

Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...

Программа воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся 10 «А» класса «Ступени совершенства» на 2019-2020 уч. год

Как организовать процесс воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у старшеклассников.? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...