Роль народного искусства в духовно-нравственном развитии ребенка
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Барышникова Светлана Владимировна

 

   «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; народные обычаи и устои семейные; родной дом. Верно в народе говорят: «Только дурная птица свое гнездо не бережет». Если вдуматься, только тем и можно жить по-хорошему, по-людски».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnogo_v_duhovno_-_nravstvennom_razvitii_rebenka.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

          Роль народного искусства в духовно – нравственном развитии

ребенка.

    Что означает утверждение «народное искусство – обязательный компонент школьного образования»? Непременным условием включения народного искусства в учебные предметы в школе является:

  1. определение целей освоения народного искусства как части культуры;
  2. раскрытие методических условий преподавания народного искусства как особого типа художественного творчества.

Определение целей, связанно прежде всего с воздействием народного искусства на формирование особых качеств личности, обусловленных духовной ценностью народного искусства как бытия.

    В раскрытии методических условий включено определение содержания, форм, методов и методических приемов. В них учитывается многофункциональность народного искусства (духовная, культурная, созидательная, социальная, эстетическая, утилитарная, праздничная, сувенирная, коммуникативная, экологическая), как самостоятельной художественной системы, которая входит в систему национальной культуры и в систему мировой культуры.

     Изучая историю Отечества  и северного края, я с тревогой думала  о том, что уходят с нашей земли один за другим древние памятники. Еще больше беспокоит то, что они уходят из наших умов и сердец. Уходят, оставляя темные провалы в исторической памяти, тревогу в душе, напрочь отделяя нас от наших корней, от чистых источников рода нашего русского.

    Работая с детьми, я видела, как порой не хватает в их цепочки бытия этого связующего колечка. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, память формирует духовную крепость человека. От малого соприкосновения со своими корнями загораются глаза и вспыхивают сердца детей. Только малыми встречами дела не поправить. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыта людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее. Очень хотелось, чтобы история родной страны со всеми обычаями традициями, во всей красе и многогранности  пришла к детям на урок. Да, на урок – тогда, когда их глаза и уши, умы и сердца готовы воспринимать, думать, творить. Еще Ушинский обращал внимание взрослых на факт: если птичка посидит на ветке молодого деревца, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень много нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Наше настоящее – наглядный пример этому. Вот почему так важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам наши прадеды, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение. Для чего? Я отвечу словами народного мастера из старинного северного города Вельска Е.М.Дружинина, которые он сказал на одном из фестивалей «Жемчужина Севера»: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; народные обычаи и устои семейные; родной дом. Верно в народе говорят: «Только дурная птица свое гнездо не бережет». Если вдуматься, только тем и можно жить по-хорошему, по-людски».

    Народное искусство Русского Севера белоснежным жемчугом сияет в венце самоцветов народной культуры России. Это бесценное наследство является неисчерпаемой копилкой народной мудрости бытия, нравственных устоев, духовного богатства и ненаглядной красоты. Испокон веку в мирное время люди как бы забывали о нем, стремясь к новым жизненным вершинам. Но доброе солнышко народного творчества незримо присутствовало, освещая путь любому доброму началу. Попробуй, начни искать истоки великих свершений, непременно найдешь их в народной мудрости бытия. А в лихую годину, в горе и печали, в житейской неустроенности люди всегда обращались к своим истокам, надеясь найти там добрый совет, поддержку, силу. И щедро поило народное искусство своим живительным соком, помогая подняться упавшему, очиститься грешнику, увидеть смысл жизни ослепшему, почувствовать силу слабому, порадоваться опечаленному, ощутить себя счастливым несчастному. В этом великая сила народного искусства.

    Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, критерии нравственности, люди вновь и вновь обращаются к мудрости народного искусства. Стараются устоять, выдержать, не растерять то разумное, доброе, вечное, что несет человечество через века. Как сохранить в это нелегкое время чистые детские души, чтобы не разучились дети радоваться солнышку, видеть во взрослых любовь, доброту и заботу? Как научить их быть смелыми, сильными духом, справедливыми, чтобы росли они добрыми тружениками на земле-матушке себе на радость, другим на погляденье? Ответы на эти вопросы можно найти припадая к многочисленным родникам народного искусства. Нынешнее поколение русских людей надо просвещать, напоминая и уточняя, откуда они родом. Просвещать, показывая безмерное море творчества прадедов наших, раскрывать истоки обычаев и традиций. Верным помощником в этом деле станет народное искусство, что накрепко связывает прадеда и внука, поколение с поколением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка.

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка....

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Роль продуктивного мышления в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Духовность - один из важнейших критериев целостного развития человека, его индивидуальности. Доклад на районной педагогической конференции "Учитель и инновации: идеи, опыт, практика"...

Роль социальных проектов в духовно-нравственном развитии учащихся

Данная статья содержит описание педагогического опыта, направленного на развитие нравственных  качеств учащихся: любви к ближнему, уважению к природе, Родине, своему городу, району. Социальный пр...

Статья " О месте и роли предмета ОРКСЭ в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников"

Статья может быть использована учителями ОРКСЭ для подготовки к родительскому собранию....

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...


 

Комментарии

Познавательный материал. Мне поможет на уроках декоративно прикладного искусства

Миленченко Алла Федоровна

Спасибо за познавательный материал!