Роль социальных проектов в духовно-нравственном развитии учащихся
статья (8 класс) на тему

Зайцева Ольга Аркадьевна

Данная статья содержит описание педагогического опыта, направленного на развитие нравственных  качеств учащихся: любви к ближнему, уважению к природе, Родине, своему городу, району. Социальный проект "Твори добро ради жизни на Земле" опробирован на учащихся МАОУ СШ №151 г. Н. Новгорода и имеет немало результатов. Об этапах работы над проектом, целях, задачах и результатах рассказывает данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_2015.odt12.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль социальных проектов  в  духовно-нравственном развитии учащихся

Зайцева Ольга Аркадьевна

МАОУ СОШ №151 с углублённым изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода

        Нравственное начало, способность сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности — это качества, которые ценились в людях всегда. Сегодня в нашем сложном и, порой, жестоком мире они особенно важны, поэтому одним из приоритетных направлений современного педагогического процесса является духовно-нравственное развитие , что  представлено в  требованиях к ФГОС. В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России сказано, что «воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося отех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка".

        Семья, природа, окружающий мир, общество, по-мнению авторов-разработчиков ФГОС, являются базовыми нравственными ценностями, а значит, гражданско-патриотическое,  трудовое, экологическое воспитание, формирование у школьников  осознания ответственности за жизнь своей  школы, страны, планеты и будущее своих детей могут считаться обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного молодого человека. Еще в школе ребенок должен готовиться к выполнению гражданского долга, формировать чувство гражданской ответственности, стремиться участвовать в общественной жизни.

                Одним из наиболее интенсивных методов воспитания является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Социальный проект дает учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные на уроках и во внеурочной деятельности, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, страны, планеты. Позитивной чертой социального проектирования является и то, что учащиеся могут увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме проекта.

        Как классный руководитель и  учитель биологиии, я уже четвёртый год совместно с учащимися  8 класса реализую воспитательную систему «Мы и планета», направленную на формирование у учащихся    активной гражданской позиции, а также экологического мировоззрения.

   Одним из этапов реализации данной системы является работа над социальным проектом класса.

    Наш проект «Твори добро ради жизни на Земле»  разработан с целью реализации нравственного, экологического, патриотического, трудового направлений воспитательной системы.

           В задачи проекта входит:

- воспитание у детей эмпатии к окружающим (участие в различных добрых делах);

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности;

- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры,  высокого морального поведения учащихся (защита проекта на публичном отчёте школы, экологические, гражданско- патриотические беседы с учащимися начальной школы).

        Стоит сказать, что данный проект является продолжением реализуемого с 2008 по 2011 гг социального проекта  "Чистый город, чистый дом - залог здоровья души и тела", имеющего сугубо экологическую направленность. В этот проект были вовлечены не только учащиеся нашего класса (ныне уже студенты), но и все желающие. Наш сегодняшний проект "Твори добро ради жизни на Земле" охватывает не только естественнонаучные интересы ребят, но  удовлетворяет их любопытство к проблемам города, страны, планеты в целом, позволяет рассмотреть актуальные проблемы многогранно (например, проблему пробок мегаполиса можно рассмотреть с разных сторон: экологической, социальной, психологической, проблему различных видов вооружения - с политической, экономической, экологической и т.д.). Данный проект также вышел за пределы интересов ребят класса: к нам присоединяются учащиеся всей школы.  

 Ожидаемые результаты проводимой работы :

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

- формирование интереса к политическим, социально значимым  событиям своего района, города, страны;

- формирование активной гражданской позиции;

- повышение уровня заинтересованности  ребят в защите и сохранении природной среды; культурного облика своего города;

- повышение нравственной культуры учащихся;

-  укрепление здоровья учащихся;

- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

     Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, поэтому эта проблема  особенно актуальна в воспитании подростков. Охрана и защита природы, помощь слабым и обездоленным, оказание внимания пожилым людям позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость,  свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Какие этапы работы над проектом можно выделить?

1. Проведение учащимися анализа социально-экономических, экологических проблем своего района, города, страны, планеты (проблемы взаимоотношения народов, толерантности, уважения к старшему поколению, проблемы  пробок, социально незащищенных категорий населения, чистоты водоемов и окружающего воздуха, качества пищи, перенаселения Земли, гуманного отношения к животным и др.)

2. Выбор методов исследования, сбор информации из различных источников.

3. Оформление проекта. Создание демонстрационной части проекта.

4. Защита проекта. Обоснование логики и эффективности своих действий.

   Какие мероприятия проводились в рамках реализации данного социального проекта?  

     1. Всестороннее изучение проблем своего города и его жителей, посещение подшефного детского сада, семей ветеранов, посещение мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы, сотрудничество

Участие в экологических беседах на тему «Глобальные проблемы Земли»     ( открытые уроки в рамках Всероссийской акции «Сделаем мир чище» 2011 — 2014 г), сотрудничество с организацией "Дронт",  "Зеленый парус", центром защиты животных г. С.Петербурга "Вита".

2. Проведение гражданско-патриотических, экологических бесед с учащимися младших классов, передача опыта.

3. Участие в практической части акции «Сделаем мир чище»: очистка р.Ковы - 2012г ,  очистка парка Кулибина — 2013 год, очистка парка Пушкина - 2014 год, ежегодное участие в акции "Час Земли".

4. Участие в  Межрегиональном сетевом проекте «Нам жить на этой земле» (2013 год), Международном конкурсе  защиты прав цирковых животных "Вам весело? А им нет!"

5. Создание красивых кормушек для птиц (2012 год) и размещение их на территории детского сада №30 Советского района г. Н. Новгорода и на территориии зоопарка "Лимпопо" (2014 год).

6. Проведение дискуссий по проблемам наркомании (2013- 2015 год).

7.Организация концерта для ветеранов ВОВ к 9 мая, помощь многодетным и малоимущим семьям (2013- 2014 год): сбор детских вещей и игрушек для нуждающихся из г. Балахны совместно с региональным благотворительным фондом «Серафима».

8. Создание роликов социальной рекламы для школьного конкурса по проблемам гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к учителю,   охраны окружающей среды (2012-2015 гг).

9. Демонстрация своего опыта, проведение экологической пропаганды (защита соцпроекта на публичном отчёте МАОУ СОШ №151 перед жителями микрорайона «Полтавский») - ежегодно в мае.

        Подведём итоги нашей работы.  Сами школьники проявляют большой интерес к участию в масштабных акциях, фотографии с мероприятий размещают в социальных сетях, оставляют комментарии, как будто чувтвуют свою причастность к решению глобальных проблем человечества. Своими впечатлениями ребята делятся с окружающими: на сайте «В контакте» , на сайте экологической организации «Зелёный парус» (http://www.greensail.ru/node/364); ученица 11а класса Ражева Ксения публикует статьи со своими впечатлениями о  работе в газете «Зелёный парус».

Учащиеся стали осознавать свою ответственность за судьбу своего города, страны планеты.  Это можно понять по результатам анкетирования (39 ребят из 41 опрошенных участников проекта были удовлетворены результатами своей работы, выразили желание продолжать работу  в рамках проекта).Учащиеся научились решать некоторые социальные,  экологические проблемы самостоятельно и узнали, как не создавать их. Учащиеся научились помогать другим, стали терпимее друг к другу и передают свой опыт младшим. Так, выпускники 11 класса Намаконов Никита, Киляков Данил, ученица 9 класса Барыльник Мария (также участники проекта) стали участниками проекта "Нескоромный театр", где выступают с благотворительными концертами для тяжелобольных детей.

Итак, учащиеся развили свои творческие, коммуникативные способности, укрепили межличностные взаимоотношения.

     Таким образом, можно признать выбранное педагогическое направление приоритетным в реализации данной воспитательной системы и достаточно эффективным в духовно-нравственном развитии учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Роль продуктивного мышления в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Духовность - один из важнейших критериев целостного развития человека, его индивидуальности. Доклад на районной педагогической конференции "Учитель и инновации: идеи, опыт, практика"...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию "Времен связующая нить"

Проект предусматривает приобщение обучающихся к культурным национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям направлен на поддержку становления и развития высоконравственног...