Главные вкладки

    Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
    статья по истории по теме

    Парамонова Оксана Владимировна

    Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной педагогки, экскурсионной работы в воспитаниии подрастающего поколения с примерами, фотографиями практической деятельности музейного комплекса школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon школьный музей70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.

    О.В.Парамонова- учитель истории и обществознания,

    руководитель школьного музейного уголка.

    Неоспорима роль школьного музея для формирования патриотического самосознания подрастающего поколения, решения педагогических задач по изучению родного края. Школьный музей имеет одну важную особенность – здесь дети сами собирают материалы в процессе общения с живыми людьми или документами, самостоятельно создают экспозиции и проводят экскурсии. Поэтому и процесс воспитания протекает глубже, а формируемые ценности становятся более устойчивыми.

    В МОУ СОШ  № 92  с недавнего времени работает школьный  музейный уголок с интересным названием «История школы в истории города». Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Музей увековечил память об учителях-ветеранах школы, началась активная работа по сбору материала об истории школы и города. На базе музея продолжилось активное сотрудничество с советом ветеранов квартала. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.

    Музейный уголок осуществляет свою работу по  авторской программе дополнительного образования, которая включает в себя основы музееведения, этнологии, археологии, а также истории становления и развития образования в Волгограде.

    Основная работа  направлена на создание музея истории школы, то есть того самого учебного заведения, в котором учатся и занимаются воспитанники, учились некоторые родители учеников. Учитывая, что музеев развития педагогики, образования, образовательных учреждений в городе Волгограде немного, то работа над созданием такого музея, узкоспециализированного на базе родной школы,  представляет большой интерес и значение для участников объединения, действующего на базе школьного музейного уголка,  для района, для школы.  Основной акцент сделан на формирование способностей у учеников вести музейную документацию и экскурсии. Важным дополнением является тот факт, что фиксирование значимых вех школы  осуществляется не только путем создания и хранения материальных памятников, но и с помощью видеоаппаратуры школы, используя ресурсы школьного телевидения.

    Основными направлениями деятельности школьного музейного уголка являются : поисково-собирательная работа;  экскурсионная;  образовательная, культурно-просветительская; участие в конкурсных программах.

      Первоочередной  задачей любого создающегося музея является, конечно, поисково-собирательная работа – составление, систематизация материалов в экспозицию и учет всех экспонатов, документирование всех сведений.

    Ежегодно Совет музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. Разрабатываются памятки с рекомендациями по его выполнению. В качестве актуальных заданий выделяются три направления: семья, школа, родной край. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребёнка к активной жизни в обществе[1]. Многие ученики школы и без всяких заданий активно врываются в поиск, творчество, сборы и несут в музейную комнату свои находки,  поделки,  работы, желая оставить свой след в истории школы, музея.

    Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т. е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из Совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции.  Музейный уголок школы № 92 может гордимся тем, что в фонде есть фотографии  нашего района до появления здесь школы, здания старой и новой школы,  школьной жизни 1960-1970 – х гг., памятные медали, книги, посвященные нашей школе, городу. Есть в нашей коллекции радиола,  фотоаппараты, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается Совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем квартале и работает над созданием серии видеофильмов «Живые голоса истории». Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работающих в нашей школе. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы. Музейными экспонатами стали книги, документы, подаренные, ветеранами ВОВ, родственниками погибших в Афганской войне, грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.

    В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива[2].

    Мы активно сотрудничаем со многими общественными организациями  города (музей “Патриоты Отечества” (Пост №1), мемориально-исторический музей г. Волгограда, музей детского движения (ГДЮЦ), библиотека № 6 им. В.В. Маяковского, Совет ветеранов ВОВ Краснооктябрьского района г. Волгограда, Волгоградская региональная общественная организация матерей и семей воинов, погибших и пропавших без вести в Афганистане, организация ветеранов «Боевое братство», музей истории завода « Красный Октябрь», ДЮЦ Краснооктябрьского района г. Волгограда, школьные музейные комплексы г. Волгограда), при участии которых организуются встречи, акции, экскурсии. Материал, полученный на таких мероприятиях, активно способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему отечеству.

    Другим видом экскурсии является экскурсия по  экспонатам  уже нашего музейного уголка.   Ребята сами разрабатывают  тематику экскурсий, изучают краеведческую специальную литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы, ищут подходящий материал в просторах интернета, готовят презентации и виедеофильмы. На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов направляются в классы, где проводят беседы с использованием музейных материалов.

     В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экспозиции и экскурсии по ним «История создания школы»,  «Директора, учителя школы и их деятельность», «История ВОВ в истории школы и района», «История пионерско-комсомольской организации школы», «Спорт в истории школы», «История театра школы», «История создания СМИ в школе», «ТСО, школьные принадлежности, книги 1980-х годов». В этом году появилась передвижная экспозиция  ко дню  70-летия Сталинградской битвы «Вечен огонь героизма», с которой ученики участвовали  в региональном конкурсе « Сталинград – земля героев»   и заняли  1 место в номинации «Экскурсия в музее». Экскурсии с удовольствием посещают ученики школы всех возрастов, младшие школьники приходят сюда с восхищением и мечтают поучаствовать, внести свой вклад в школьную историю. Так же посетителями являются многочисленные гости школы – бывшие учителя и выпускники школы, ветераны ВОВ, ученики других школы района.

    Ещё одно направление деятельности музейного комплекса: образовательная, культурно-просветительская работа.

     Музейный уголок школы № 92  находится ещё в стадии создания. Тем не менее, мы очень стараемся интегрировать его в учебно-воспитательный процесс. Уже сейчас школьный музейный уголок стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр  презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края.  Работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, ИЗО, географии и природоведения. Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать больше об истории и природе родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности.

    Под руководством педагогов и актива музея ко всем знаменательным датам, в  традиционные недели истории  проводятся торжественные классные часы по параллелям – где ребята выступают перед учащимися и гостями с театрализованными и литературными композициям, видеопрезентациями, передвижными музейными экспозициями и выставками.

    Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой[3].

    В этом году прошла серия незабываемых для ребят мероприятий, посвященных военнослужащим – героям, погибшим в ВОВ, а также нашим землякам-военнослужащим нынешнего поколения. В апреле прошло торжественное открытие экспозиции, посвященной воинам – героям, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане.

    Важным направлением в работе музея является участие в различных конкурсных программах. Участвуя в них, музееведы школы иногда добиваются неплохих результатов

    В этом году, благодаря творческой работе наших ребят, музейный уголок «История школы в истории города» в очередной раз принимал участие в  районном   литературно-художественном конкурсе презентаций  «Свое бессмертие вам Родина вручила. И не забыты ваши имена» с презентаций  «Три брата, три судьбы», посвященной землякам, жителям Краснооктябрьского района, участникам ВОВ.

    Участвуя в региональном конкурсе ведеороликов «Край, в котором я живу»  с фильмом «Волгоград – самый лучший город на земле», ученики заняли 1 место. Уже который год члены кружка «История школы в истории города»  участвуют в городском конкурсе кинороликов «Волгоград – многонациональный», снимают потрясающие минифильмы, в процессе создания которых сближаются, отрабатывают навыки киноискусства, учатся взаимоуважению, толерантности и занимают призовые места.  

    Проводятся конкурсы и  в своей школе, музее.  Например, конкурс на лучшее сочинение о войне, конкурс на лучшую открытку для ветерана, на лучший рисунок «Я рисую войну», на лучший экспонат для музея, на лучший ГИМН музея, школы, эмблему школы. Участие в такой работе формирует чувство хозяина своей школы, причастности к общему делу, способствует воспитанию уважения к старшему поколению, развитию творческих способностей.[4] Примечательно, что в конкурсах участвуют родители школьников.

    Результаты активной работы школьного музейного комплекса находят свое отражение в средствах массовой информации школы: газете «92 параллель»,  школьных новостях на сайте www.92 tv.ru .

    Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение наших учеников к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят младшего возраста. Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать.

    Школьный музей- это уникальное место, которое может существовать, и как самостоятельная форма организации краеведческой деятельности, и как научное общество учащихся, и как поисково-собирательный клуб.[5] 
    Роль его в деле духовно-нравственного воспитания школьников неоценима. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители района, города. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.

    Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.


    [1] Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985. С.; 12. www.museum.ru

    [2] Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. С. 5.

    [3] Музейное образование: история и современные концепции. СПБ.: СПБГУКИ, 2004. С. 23. www.volgogradmuseum.ru

    [4] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)

    [5] Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проспект, 2003. С.  4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

    Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

    Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании

    Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...

    Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

    Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...

    Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся

    Доклад представлен на  педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...

    Роль музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся.

    В статье говорится о роли значении музеев в духовно-нравственном и патриотическом обучении....

    Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

    Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

    Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся

    Выступление  на  педагогическом  совете  школы "Духовно-нравственное направление,  развитие  личности учащихся  в  условиях  ФГОС"...