Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
статья на тему

Попова Татьяна Анатольевна

Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Татьяна Анатольевна

учитель истории и обществознания

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Любинского района Омской области

«Большаковская средняя общеобразовательная школа»

Роль школьного музея

в духовно-нравственном воспитании обучающихся

    В наше время роль школьного музея значительно возрастает. Это связано в первую очередь с тем, что направления работы школьного музея достаточно обширны, что позволяет активно включать и использовать его в целостный образовательный, а также в воспитательный процесс.

    Хочется отметить, что на сегодняшний день актуальным и важным стал вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

    Модернизация духовно-нравственного воспитания в системе образования направлена на решение таких задач:

-формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

-интегрирование духовно-нравственного содержания воспитания;

-реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительностью;

-подготовка педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания;

-охрана исторических памятников, восстановление культурного наследия родного края через работу школьных музеев;

-совместная деятельность с Епархиями в рамках компетенции, установленной законодательством об образовании и положении Епархиального управления МП РПЦ.

    Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. И вот здесь, важным звеном для решения данных задач, становятся как раз школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

    В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

    Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

    Деятельность историко-краеведческой музейной комнаты МКОУ «Большаковская СОШ»

Целью музейной комнаты является:

-эффективное использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся.

Музейная комната работает по следующим направлениям:

-духовное (религиозное);

-патриотическое;

-краеведческое;

-экскурсионное;

-исследовательское.

Основные экспозиции:

-Земля, на которой мы живем;

-Культура и быт села;

-Духовно-нравственная жизнь;

-Военно-патриотическое дело.

    Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.

    Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.

    Для этого организуются поисковые экспедиции «Тайны бабушкиного сундука», «Подвигу жить в веках», поездки по святым местам, духовно-просветительские работы с детьми, знакомства с православными праздниками, духовными традициями русской семьи,  выпуск школьных газет, выставки духовной литературы, попечения о людях инвалидах, одиноких и  престарелых, исследовательские работы, оформление экспозиций в школьном музее. Участие в НОУ, этических чтениях, сетевых телекоммуникационных проектах.  Все это дает богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музейной комнаты. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию.

    Активисты музейной комнаты участвуют не один год в проведении «Дня музеев», где представляют свой отчёт о проделанной работе. Награждены дипломами. На базе нашей музейной комнаты проводился районный семинар руководителей музеев и музейных комнат.

    Давняя связь и добрые отношения сложились у нашей музейной комнаты с советом ветеранов войны и труда. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России. Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным материалом. Исследовательская работа учащихся тоже связана с краеведением. Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музейной комнаты. 

    Ребята с большим удовольствием посещают нашу музейную комнату.  А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами. Из этих активистов составляется совет музейной комнаты, обновляемый каждый год, так как уходят выпускники. К проведению экскурсий привлекаются ребята, начиная с 5-6 классов. Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты  интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музейной комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Обобщение опыта на районных педагогических чтениях  «Мы – твои наследники, Победа!». Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...

Роль музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся.

В статье говорится о роли значении музеев в духовно-нравственном и патриотическом обучении....

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся

Выступление  на  педагогическом  совете  школы "Духовно-нравственное направление,  развитие  личности учащихся  в  условиях  ФГОС"...