Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.
статья по истории по теме
Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИВЛЮШКИНА Ю.А.
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения особо выделяется такая значимая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.
Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи с этим школа, все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Заметную роль в решении данной задачи может сыграть школьный музей.
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу обратить внимание именно на общественную деятельность. Ведь какой бы тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному, музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, так как школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты.
В МОУ «Гимназия №29» имеется хорошая база по патриотическому воспитанию учащихся – комплекс «Сыны Отечества», состоящий из 2-х музеев: «Пламя», музей имени Игоря Васильевича Косарева и памятник «Воинам-интернационалистам».
Патриотическое воспитание в гимназии является одним из ведущих направлений в воспитательной работе с учащимися. Перед педагогическим коллективом МОУ «Гимназия №29» стоят следующие воспитательные задачи:
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- воспитание готовности к защите своей Родины;
- создание условий для творческой самореализации учащихся;
- приобщение к духовным ценностям;
- воспитание ответственности, гражданской активности.
Педагоги стараются выполнить поставленные перед ними задачи. Проводят уроки мужества в музеях, классные часы, открытые мероприятия по патриотическому направлению.
Главной особенностью школьных музеев является их учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музеи всей своей деятельностью способствуют улучшению учебно – воспитательной работы в школе. Экспонаты в музеях – это уже готовые учебно – наглядные пособия для уроков.
Хочется поделиться опытом, накопленным в ходе работы нашего музея имени Игоря Васильевича Косарева.
И.В. Косарев был участником Великой Отечественной войны. Он был призван на фронт в начале 1943 года. Геройски погиб в марте 1943 года на Брянском направлении, близ села Букань, Людиновского района, Калужской области. Награжден Орденами Отечественной войны I и II степеней.
12 апреля 1985 года в нашей школе был основан музей имени Игоря Васильевича Косарева.
Программа деятельности музея имени Игоря Васильевича Косарева состоит из следующих направлений:
- поисковое направление («Летопись Великой Отечественной войны», «Моя родословная», «Дети войны», «Летопись в судьбах учителей-ветеранов»);
- творческое направление (конкурсы авторских стихов, песен, посвященных И. В. Косареву, Великой Отечественной войне, Родине);
- традиции (торжественная линейка, посвященная И. В. Косареву, праздник для первоклассников «Посвящение в гимназисты», классные часы «Сыны Отечества», уроки истории, литературы);
- экскурсии (экскурсии для учащихся гимназии, других школ города, ветеранов войны и труда, гостей гимназии, родителей).
Экспозиция музея состоит из следующих разделов:
- «Бессмертен твой подвиг солдат»
- «Летопись Великой Отечественной»
- «Людиновские орлята»
- «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»
- «Во имя жизни на земле»
- «Навечно в памяти нашей»
- «Почетные граждане гимназии»
Фонды музея: основной (подлинные памятки); вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией.
Основной фонд состоит из 280 экспонатов. Предметы основного фонда делятся на три группы:
а) вещественные памятники (археологические находки, предметы быта, военные принадлежности солдат, награды, атрибуты пионерской и комсомольской организаций);
б) письменные и печатные материалы (документы, газеты, книги, письма);
в) изобразительные материалы (рисунки, открытки, фотографии, графические материалы).
К материалам вспомогательного фонда в музее относятся схемы, диаграммы, макеты, фотокопии.
Любой музей ценится богатством своего основного фонда, поэтому его комплектование - главная задача, причем сбор материала ведется постоянно и не прекращается на протяжении всего времени существования музея.
Пути сбора материалов различные. Основным из них является систематический сбор материалов через систему поисковых краеведческих заданий в процессе учебы, экскурсий, встреч, путем переписки с учреждениями, организациями и отдельными лицами.
На базе музея проходят встречи с участниками Великой Отечественной войны, вдовами погибших солдат, очевидцами тех страшных событий (например, детьми блокадного Ленинграда).
В музейном деле важным моментом является наличие постоянного актива учащихся, которые под руководством учителя ведут систематическую работу по комплектованию фонда, учету, хранению, показу и пропаганде материалов музея.
Такой актив учеников в нашей гимназии в настоящее время состоит из двенадцати человек 10 и 11 классов.
Они проводят экскурсии по экспозициям музея. Экскурсоводы музея хорошо владеют всем материалом для проведения экскурсий, выступают перед различными возрастными группами школьников, участвуют в презентациях научно - исследовательских работ. Например, «Солдатская слава живет» - исследование, которое привело к выявлению малоизученных фактов из жизни героя – Игоря Васильевича Косарева. На примере героического подвига Игоря Косарева учащиеся стараются воспитать в себе гражданско – патриотические качества, которые сегодня необходимы каждому гражданину России.
Большое значение в нашей гимназии придается сохранению, поиску, созданию и отработке традиций, связанных с деятельностью музея. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, ветеранами-педагогами, концерты, экскурсии в их честь, линейки, посвященные И. В. Косареву.
Также уделяется огромное внимание творческому направлению. В гимназии проводятся конкурсы рисунков, плакатов, авторских стихов, песен, посвященных И. В. Косареву, Великой Отечественной войне, Родине.
Педагоги стремятся к тому, чтобы организация мероприятий, их содержание были просты, понятны учащимся и приняты ими, а также значимы по смыслу и по воспитательному эффекту.
Совместная работа педагогов и учащихся дает свои положительные результаты и способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, настоящего защитника Отечества.
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М., 2011.
2. Вяземский Е.Е. Модернизация школьного исторического образования в России. Ответы на вызовы времени // Историческое образование в современной школе, 2004. № 2. С.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов рабо...
Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся
Обобщение опыта на районных педагогических чтениях «Мы – твои наследники, Победа!». Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...
«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...