Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
материал по теме

Афанасьева Наталья Сергеевна

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов работы по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе является организация музеев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Современному государству нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

Проблема военно-патриотического воспитания является актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов работы по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе является организация музеев.

В нашей школе основано два музея: «Музей истории ОМОН» и музей «Память имени В.И. Мартенс».

Основные методы работы:

 

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
  • экскурсии по музейным выставкам;
  • экскурсионная деятельность;
  • подготовка экскурсоводов;
  • шефство над ветеранами войны и труда;
  • круглые столы;
  • оформление тематических выставок, проведение общешкольных линеек, посвященных памятным датам.

Центром работы в школе по возрождению духовной культуры и патриотическому воспитанию учащихся стал музей истории и памяти ОМОН.

Музей открыт 23 февраля 2005 года в честь 10-летней дружбы школы с отрядом ОМОН города Новокузнецка.    25 февраля 1995 года при выполнении служебного долга в Чечне погибли 11 бойцов Новокузнецкого ОМОН,  четверо контужены, 6 человек получили ранения разной степени тяжести. Среди них был выпускник, а позже учитель нашей школы Андросов Алексей Васильевич.

По инициативе командного состава ОМОН на здании школы была открыта мемориальная доска памяти Андросова А.В.

Спустя 10 лет в школе открыт музей "История ОМОН". Направляющие экспозиции музея: "ОМОН: будни, тревоги, война", "Горячие командировки", "Верность долгу". В музее сосредоточены материалы, отражающие основные моменты в жизни отряда: задержание особо опасных преступников, охрана общественного порядка на улицах города, командировки в "горячие точки" страны, уничтожение взрывных устройств и предметов. В музее находятся личные вещи погибших бойцов, ветеранов ОМОН. Оформлен стенд о ветеранах и их деятельности.

Музей организует встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда и тружениками тыла, с офицерами и бойцами ОМОН. Бойцы проводят с учащимися школы часы общения, профориентационные беседы, делятся своими достижениями, планами. Участвуют в ежегодном митинге, посвященном памяти погибшим бойцам, проводят военизированные эстафеты, выставку оружия, дружеские встречи по волейболу и баскетболу.

Учащиеся школы - желанные гости на базе ОМОН. Они участвуют в соревнованиях экипажей. Проводят дружескую встречу по футболу. Результатом этих встреч является награждение, праздничный стол и вкусный пирог. 

 В программе включены: обращение к событиям, явлениям, проблемам, информация подается через знакомство с людьми – ветеранами войны, жителями блокадного Ленинграда, бойцами отряда особого назначения и теми, кто вроде бы не оставил особого следа в истории, но запомнился своим современникам добросовестным служением делу, добротой и честностью. Такой подход позволяет осуществлять “ненавязчивое” воспитание, т.е. воспитание, понимаемое гуманистической педагогикой, как создание благоприятных условий для развития лучших качеств человека. Содержание программы реализуется основными социальными институтами и субъектами военно-патриотического воспитания обучающихся: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50», Совет ветеранов района, семьи обучающихся, учреждения дополнительного образования (ДДТ №1, ДЮСШ №5, военно-спортивный центр Патриот), на базе которых осуществляется включение обучающихся в конкурсное движение по военно-патриотическому направлению, спортивные клубы и секции на базе школы, средства массовой информации, государственные органы, осуществляющие патриотическое воспитание.

Данная программа включает организационные формы и методические средства, обеспечивающие условия для проявления духовных качеств ребенка и подростка:

Участие в районных и городских конкурсах, акциях, играх военно-

патриотической, спортивной, художественно-эстетической направленности на разных уровнях:

Школьный уровень:

Конкурсы:

•  литературного творчества (конкурсы чтецов)

•  литературно-музыкальных композиций по направлениям деятельности

•  рисунков

•  открыток для ветеранов

•  плакатов

•  патриотической песни

•  спортивные конкурсы и соревнования

Соревнование ГТЗО

• Учебные сборы

Муниципальный уровень:

•  День допризывника

•  Спортивная эстафета, посвященная Дню Победы

•  Спортивная эстафета, посвященная 23 февраля

•  Конкурс экскурсоводов школьных музеев

• Соревнование ГТЗО

• Учебные сборы

•  Акция «Я выбираю спорт»

          Также стоит отметить союз МБОУ «СОШ №50» и  совета ветеранов. Так, например, были проведены следующие мероприятия:

  1. Воено-историческая игра «Патриот», к юбилею Отечественной войны 1812 для 5-8 классов (ветераны входила с состав жюри)
  2. Ветераны проводят часы общения и уроки мужества. На уроках мужества своими воспоминаниями поделились ветераны войны и труда Жуков В. Н, Жирнова А. Д, блокадница Ленинграда Орлова В. П., узница концлагеря Стафеева А.М., полковник в отставке Щербаков А.М., ветеран педагогического труда Сохарева Е. Ф. и другие.
  3. 1 сентября 2012 г ветераны провели часы общения «Кемеровская область в годы Великой Отечественной войны», посвященная 70-летию Кемеровской области.
  4. Конкурс – смотр пионерских отрядов, посвященный 90-летию пионерской организации, где ветераны выступали в роли жюри и поведали современным школьникам о своем пионерском прошлом.
  5. Была проведена викторина, посвященная 70-летию Кемеровской области, которая была организована благодаря члену совета ветеранов района – Андросовой Г.Я.
  6. В феврале в школе прошло мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы, в которой приняли участие обучающиеся 5-8 классов, а совет старшеклассников выступил в роли организаторов.

Наряду с музеем истории ОМОН школа активно сотрудничает с музеем «Память имени Мартенс Валентины Ильиничны» под руководством Пенкина В.Г.

 Начало формирования школьного музея относится к 70-ым годам 20 века. Работу по организации музея возглавила Богомолова Антонина Яковлевна, большой энтузиаст просветительской деятельности, историк-предметник. Содержание музея сразу же определилось выбранным профилем - музей боевой и трудовой славы. С уходом Богомоловой А.Я. на пенсию музей временно прекратил свою деятельность.

    В 80-ые годы музей вновь возрождается, руководит им историк-предметник Прокопьева Татьяна Николаевна. На втором этапе существования профиль музея не изменился, но значительно обогатились формы его просветительской деятельности (слёты, фестивали, краеведческие чтения и т.д.) и их содержание.

    На рубеже 80-90х годов 20 века тенденция к стихийному разрушению старого привела к повсеместному закрытию школьных музеев. Музей школы №50 также был закрыт, из музейной коллекции многое было утрачено.

    На третьем этапе музей изменил свой профиль, он стал более соответствовать историко-краеведческому аспекту.

Выявление экспонатов по разделам для экспозиции, подготовка экспозиционного оборудования начинались в 2002 году. Официальное открытие музейной экспозиции состоялось в сентябре 2003 года. Руководитель музея - Шадрина Альбина Степановна, выпускница Иркутского государственного университета, историк, проработавшая 40 лет в государственных музеях Сибири. Шадрина А.С. успешно приобщила к музейно-краеведческой деятельности ребят младшего школьного возраста (3-4 классы) и учащихся 5-8 классов. Кроме пополнения коллекции музея, проводились историко-краеведческие викторины, лекции, экскурсии, встречи с ветеранами войны и учителями-ветеранами школы № 50, велась научно-исследовательская работа, разработка экскурсионных материалов. Основные разделы коллекции музея: выпускники школы, ветераны школы в документах и фотографиях, история школы № 50 и улицы Шункова, ветераны Кузнецкого района, история памятников Кузнецка.

С уходом Шадриной А.С. научно-исследовательская работа в школьном музее приостановилась.

 В 2007-2008 учебном году музей находился на реконструкции, обновлялись стенды выпускников, экспозиционные материалы, шла подготовка к празднованию 60-летнего юбилея школы.

 

  Осенью 2008 года состоялось новое открытие музея, который переименован в  музей «Память" имени Мартенс Валентины Ильиничны.  Руководитель музея - Пенкин Виктор Гурьянович. 

Работа данной организации направлена на изучение жизни людей, которые посвятили себя служению Родине. Данный музей также оказывает необъятную помощь в организации патриотического воспитания. Данный музей ведет поисково-исследовательскую деятельность. Школьники поднимают архивы, исследуют их, встречаются с ветеранами, изготавливают стенды с биографиями.

В совет музея входит боле 20 человек, которые разделены наследующие группы: группа поиска, группа оформителей, группа экскурсоводов-лекторов, группа ведущих культурно-массовых мероприятий и группа тимуровцев. Данная команда работает не только в рамках своей школы, но и активно сотрудничает  другими школами, только за первое полугодие музей «память» посетили около 500 человек.

Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача школьного музея и краеведения – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. А это и есть патриотическое воспитание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания МБОУ «СОШ №50»

Слайд 2

В оспитание любви к родному краю, к родной культуре , к родному городу, к родной речи –задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать . Н о как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории , его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Слайд 3

Понятие «патриотизм» очень объемно, на методологическом уровне патриотизм реализуется как нравственный принцип ; на эмоционально-психологическом- как моральное чувство , на поведенческом - как интегративное нравственное качество .

Слайд 4

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Слайд 5

В МБОУ «СОШ №50» основано два музея: «Музей истории ОМОН » и музей « Память имени В.И. Мартенс ».

Слайд 6

В стречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн; Экскурсии по музейным выставкам; Э кскурсионная деятельность; П одготовка экскурсоводов; Ш ефство над ветеранами войны и труда; К руглые столы; О формление тематических выставок, проведение общешкольных линеек , посвященных памятным датам. Основные методы работы

Слайд 15

Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача школьного музея и краеведения – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. А не это ли и есть патриотическое воспитание…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся

Доклад представлен на  педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...

Тезисы из выступления "Роль учителя словесника в системе гражданско-патриотического воспитания"

Данные тезисы показывают насколько важна роль учителя словесника в формировании гражданско-патриотических чувств....

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...