«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»
статья по краеведению

Набиуллина Хамида Назимовна

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s19.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация  проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности.. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, изучать факты и др

Научить учащихся работать над созданием письменных исследований очень сложно. В первую очередь из-за критериев, которые предъявляются к творческим работам. Поэтому на уроках выполнить такие работы практически не реально. В помощь внеурочная работа в школьном музее. Над исследовательскими работами веду работу с 2014 года, как была назначена руководителем музея. Первую работу , которую мы выполнили с ребятами это была работа «Детство –опаленная войной». В нашей школе хорошо налажена «Тимуровская работа» и мы с ребятами пошли поздравлять пожилых односельчан  и узнать не нуждаются ли они в нашей помощи. В ходе обхода дети задавали вопросы им об  их детстве . Так мы узнали что детство многих приходится на годы Великой Отечественной войны и у нас зародилась идея собрать сведения о наших земляках детей военного времени и создать альбом.  Активисты школьного музея начали работать над исследовательской работой. Прежде обратились с сельсовет за сведениями о людях  1927-1945 годов рождения, проживающих в селе. И начался сбор информации о их жизни , о их трудовой деятельности и как они выживали в военное время. На сегодняшний день многих из них уже нет в живых, но сохранились их воспоминания благодаря данному исследованию.  

В музее у нас хранится очень большое количество фотоматериала

идея работы над вторым проектом зародилась именно с фотографии полковника Ахтяма Бахтизина. Для сбора материалов для этой работы были использованы устные источники, опрос родственников, переодическая печать и изучили книгу Вагиза Исхакова «Кахарман Бахтизин» краеведов, очень большую помощь оказали редактор газеты «Игенче» села Чекмагуш Хайдар Басыров, его сын,  руководитель историко- краеведческого музея Айдар Басыров посещение музея Ахтяма Бахтизина в селе Верхний Аташ. Работая над этой работой мы узнали,  что Ахтям Бахтизин не только участник Великой Отечественной войны и был командиром 323 стрелковой дивизии, но и был организатором партизанского движения в селе Верхний Аташ Чекмагушевского района , который потом примкнул к отряду Чеверева.  Началась работа над исследовательской работой «Трагедия минувшего века или эхо гражданской войны» Мы с ребятами посетили места сражений и братскую могилу Чевревцев,  и начался сбор материала. Посетили  историко- краеведческий музей и  архив г. Дюртюли, в районной библиотеке нашли книги посвященные Чевереву- командиру красногвардейцев. Встретились с потомками,  красных партизан села В.Аташ. В работе оказали помощь  воспоминания родственников и краеведа Ягфаровой Анисы.

Тема Великой Отечественной войны никого не оставляет равнодушным и велико её значение в воспитании чувство патриотизма. Султановой Еленой было проведено исследование о вкладе Дюртюлинского края в Великую Победу и так появилась работа «Все для фронта, все для Победы. Дюртюлинский район в годы Великой Отечественной войны» где было собран большой материал о тружениках тыла села. Большую помощь в этой работе оказали работники архива и историко- краеведческого музея г. Дюртюли.

Детям очень интересна исследовательская деятельность. Они изучают историю своей семьи . На данную тематику написаны работы Гарифуллиной Рианы на тему «Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда Габдрахманова Хайфуллы Габдрахмановича» Хусаиновой Азалии «Приказы не обсуждаются». Султановой Елены «Войной испепеленные года» Набиуллиной Дияны «История семьи в истории страны» Гафаровой Айгуль «Игра длиною в жизнь». Где дети при написании работ изучали фото материалы, вещественные источники, черпали сведения из военного билета своих родственников из сохранившихся грамот, справок, газет, личных дневников  и воспоминаний родственников

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

    Работы выполненные активистами школьного музея пополняют фонд музея.

Также фонды  музея ежегодно пополняются новыми экспонатами, ради которых активисты музея отправляются в экспедиции по селу, посещают старожилов села.

В нашем школьном музея насчитывают более двух тысяч  экспонатов: предметов археологии, нумизматики, быта и труда, фото и документов, костюмов и изделий домотканого производства, редкие книги, предметы истории, скульптура, изделия прикладного искусства.

Ежегодно музей посещают 110-120 человек. Музей проводит активную пропаганду знаний по истории и культуре края, внедряя в практику неординарные формы работы с посетителями: дифференцированное экскурсионное обслуживание, проведение всевозможных конкурсов, викторин, тематических вечеров, вечеров встреч  с ветеранами  войны и труда.

Музей активно сотрудничает с Дюртюлинским историко-краеведческим музеем по данным об основании района, с целью сбора материала о знаменитых земляках: писателях, поэтах, композиторах, актерах, певцах и  с текущим  архивом администрации с. Семилетка для  сбора материалов о тружениках тыла, о участниках боевых действий в локальных войнах.

В рамках музея создан поисковый отряд «Легенда» ,который активно сотрудничает с поисковым отрядом района «Молодая гвардия» с целью  установления обнаружения останков воинов, оставшихся в стихийных захоронениях, а также не погребенных на местах сражений, поиск по установлению имен погибших в архивных учреждениях и других работ, связанных с увековечением памяти защитников Отечества.

При выполнение исследовательских проектов раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся учатся видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, применять методы научного исследования, оформлять и представлять результат исследования другим ребятам.

         Раскрытие индивидуальности через создание специальным образом организованной творческой среды, раскрытие творческой одаренности,   при выполнение исследовательских работ – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности.

Достичь этой цели, я считаю, помогут историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной истории, так как это настоящая школа познания, воспитания историей и культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей – важная ступенька в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Наша школа одна из старейших в районе. Она славится своими традициями, достижениями, накопленным опытом учителей и учеников. Педагоги и учащиеся занимаются поисковой деятельностью, в результате которо...

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....

Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям

Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...