Главные вкладки

    Материал на тему:
    Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка.

    Костышина Галина Николаевна

    Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semeynyh_cennostey_v_duhovno.docx19.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль семейных ценностей в духовно-нравственном  развитии личности ребёнка.

    Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

    Но на современном этапе социального развития в условиях глобализации, открытости общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и сферу семейных отношений. «Проблемы семьи перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально – психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства» Но все же социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций, как условие национальной безопасности государства.

    Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья – это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»  

    Кризисные явления в жизни семьи многообразны

    1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
    - почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
    - супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

    2. Повреждены устои семьи:
    - фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
    - традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

    3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
    - культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
    - продолжает снижаться рождаемость по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
    - растет численность совершенных абортов, (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
    - увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

    4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
    - на установление духовной общности с детьми; - не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
    - прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
    - утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от неверных поступков . - представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

    5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
    - чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
    - нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
    - духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; - у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
    - в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

    6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи - тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах, - в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности" Мы этот пробел ликвидировали 2 года назад, когда вели курс в 9 классе «Культура семьи»
    7.   Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Безнравственная идеология современного общества, (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), может привести к окончательному подрыву семейных устоев. И опыт показывает, что семья не всегда может справиться с кризисными проявлениями, т.к. чаще всего она бывает некомпетентна в вопросах воспитания. Мною в процессе сотрудничества с родителями при опросе установлено следующее суждение: «Далеко не все родители сами разбираются во многих жизненных или семейных проблемах, а в школе работают специалисты». В частности, родители упоминают таких работников школы, как психолог, социальный педагог, учитель – предметник, завуч по воспитательной работе, которые могут участвовать в воспитании их детей. Не для кого не секрет то, что многие родители приходят решать проблемы семьи, воспитания детей в школу ищут ответы на свои вопросы в педагогике, но признаются, что не всегда могут разобраться в советах и рекомендациях.

    Воспитание в семье и школе можно рассматривать, как взаимодополняющие друг друга и не в коем случае, как противоречащие.  

     Не случайно введён новый курс «основы православной культуры», изучать который могут и некоторые родители.  Данный курс осуществляется в нашей школе до 6 класса включительно, включая в себя и народную культуру.

    Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции прежде всего на ценностях русской культуры и православия. Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия школы и семьи, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей.

    В нашей школе это направление реализуется  через программу « Мостик»  Его основные разделы «Будем знакомы», «Школа будущего 1-ка», «Учимся вместе», «Содружество», «Школа психологических знаний», «Семья и общество». Все названия говорят за себя. И мы их реализуем путём ведения тематических родительских собраний по формированию семейных ценностей с приглашением психологов и  представителей церкви (родительское собрание с приглашением отца Рустика),  проведение семейных конкурсов и праздников, например конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Семья года», «Моя родословная».  Позвольте остановиться на конкурсе «Семья года», ежегодно проводимом в нашей школе. Большая роль в этом направлении отведена  классным руководителям, которые осуществляют регулярный мониторинг для выявления уровня благоприятного микроклимата в семье. По результатам  мониторинга составляется социальный паспорт класса,  школы, на основании которого и строится дальнейшая работа с конкретной семьёй, и осуществляется этот мониторинг на основании посещения семей классными руководителями, которые фиксируются в специальном журнале учёта посещений, проводимых не реже 2 раз в год.

    Целью таких новых форм  является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.

    В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

    Целью моего выступления все же было –  расширить границы  конкурса «Семья года»  в школах нашего района. Поверьте, работа трудная, но эффективная. Даже его однократное проведение принесет свои плоды.

    Костышина Галина Николаевна

    учитель истории МБОУ Шамординская ООШ

    Жуковского района  Брянской области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

    статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

    базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

    Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

    Роль народного искусства в духовно-нравственном развитии ребенка

    «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; н...

    Приоритеты семейного воспитания в духовно-нравственном становлении подростка.

    В определении проблемы взаимодействия образовательного учреждения и семьи лежит основная идея о том , что за воспитание детей несут ответственность родители ...

    Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

    В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

    Роль продуктивного мышления в духовно-нравственном развитии личности учащихся

    Духовность - один из важнейших критериев целостного развития человека, его индивидуальности. Доклад на районной педагогической конференции "Учитель и инновации: идеи, опыт, практика"...

    Роль социальных проектов в духовно-нравственном развитии учащихся

    Данная статья содержит описание педагогического опыта, направленного на развитие нравственных  качеств учащихся: любви к ближнему, уважению к природе, Родине, своему городу, району. Социальный пр...