Программа воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся 10 «А» класса «Ступени совершенства» на 2019-2020 уч. год
методическая разработка (10 класс)

Как организовать процесс воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у старшеклассников.? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.

         Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я представляю  программу воспитательной работы «Ступени совершенства».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Губкин, Белгородская область

Программа воспитания

духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств

учащихся 10 «А» класса

«Ступени совершенства»

на 2019-2020 уч. год

Автор:

Немцева Любовь Викторовна

учитель математики

высшей  категории

2020

Содержание

1.Постановка проблемы и условия разработки программы

2.Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовая основа

2.2 Характеристика класса.

2.3.Цель программы. Задачи.

2.4 Направления программы.

2.5.Подходы к воспитанию.

2.6. Принципы построения воспитательной системы.

2.7 План поэтапной реализации программы воспитания.

3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности.).

  1. Постановка проблемы и условия разработки программы.

Всего один раз живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других  - бесцельное, бессмысленное времяпровождение в барах и подворотнях, бесконечная погоня за вещами, которая в конечном счете приводит к духовному краху… В концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность,   нравственность, самостоятельность, инициативность и др.

      Отсутствие духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения, ведение нездорового образа жизни, неуважение к культурным и семейным  ценностям и традициям своего народа вызывают огромную тревогу в современном обществе. Видеоролики в социальных сетях Интернета, многие компьютерные игры, телевизионные передачи переполнены агрессией, жестокостью и насилием. Современные средства массовой информации рекламируют образцы бескультурья, распущенности, эгоизма, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков и молодежи  искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме и гражданственности. А ведь именно нынешней молодежи предстоит строить наше будущее, стоять у «руля» нашего государства, приумножать  и продолжать то хорошее, что оставили в наследство наши деды и прадеды. И сделать это можно только тогда, когда ты осознаешь себя гражданином России, веришь в нее, чувствуешь личную ответственность за Отечество перед будущими поколениями, заботишься о преуспевании единого многонационального российского народа, готов противостоять глобальным вызовам современной эпохи.

     В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».    

        Духовно-нравственное воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

                Как  в связи с поставленной проблемой организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.

                 Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я представляю  программу воспитательной работы «Ступени совершенства»,  в старшей школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании как необходимом средстве  сохранения и дальнейшего развития общества. Данная программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных  и гражданско-патриотических ценностей старшеклассников, подготовке их к самостоятельной жизни; на обновление содержания и структуры воспитания на основе передового педагогического опыта. Программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у старшеклассников  духовности и патриотизма.

2.Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовая основа

 Нормативно-правовой и документальной основой  Программы воспитания старшеклассников «Ступени совершенства» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт общего образования,  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ «СОШ №16» города Губкина Белгородской области, Устав и программа развития общеобразовательного учреждения, с учётом запросов обучающихся и их  родителей.

 Процесс воспитания интегрирован в урочную и внешкольную, деятельность обучающегося и его родителей.

2.2 Характеристика класса

В классе 24 человека: 8 мальчиков и 16 девочек. Возраст учащихся 15-16 лет. В основном все дети из полных и благополучных семей, шесть обучающихся из неполных семей. Большинство детей класса  проживают в одном микрорайоне, что способствует поддержанию дружеских отношений  учащихся во внеурочное время.

 Анализируя психофизическое здоровье  класса, можно отметить, что 6 человек имеют отклонения зрения и рекомендации обучения за 1 и 2 партами,  Есть дети, которые отличаются частыми случаями нестабильного артериального давления и головными болями. Эти дети  нуждаются в пристальном внимании учителей - предметников. Из-за частых пропусков уроков по причине болезни у них и возникают проблемы с успеваемостью.

         В классе дети с высокой учебной мотивацией. Хотя есть и ученики с недостаточной ответственностью к учебе. У этих учеников преобладающее качество в подготовке уроков –лень.

 Не смотря на активное заполнение компьютерными технологиями свободного времени школьника, учащиеся в классе читают художественные книги. Своим любимым делом в свободное время они считают чтение книг. Многие дети способны самостоятельно, без посторонней помощи готовить доклады и презентации, проекты по иностранному языку. Все это показатели высокого уровня работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Несмотря на третью ступень обучения, максимальную загруженность учебной деятельностью обучающиеся 10 «А» класса  посещают различные кружки и секции. 2 человек в классе посещают вокальный кружок, что позволяет этим детям свободно держаться на сцене, выразительно читать стихи. Они являются постоянными участниками школьных и муниципальных концертов. Класс всегда принимает активное участие во всех спортивных и оздоровительных мероприятиях. Многие дети имеют грамоты и дипломы об успехах в тех или иных спортивных региональных, Всероссийских турнирах.

 В классе есть обучающиеся, которые имеют высокие показатели в сдаче норм ГТО. Они обладатели серебряных и золотых значков ГТО.

Это образец прилежания, скромности, ответственности, доброты. Класс не разделен на группировки.  Коллектив сплоченный.  В десятый класс пришли пять человек их других школ города, но они очень коммуникабельны и легко были приняты в коллектив класса. Все дети дружны и сплоченны. Многим учащимся присуща доброта и отзывчивость, умение отличать хорошие и плохие поступки свои и товарищей. Характер общего эмоционального климата в коллективе положительный.

2.3.Цель программы:

- совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания у старшеклассников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья школьников

- создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие

 задачи программы:

- воспитание личности гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому пролому России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

- создание условий для патриотического и духовно- нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического потенциала;

- формирование у старшеклассников активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;

- формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе.

-формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

-развитие нравственных взаимоотношений в семье;

-воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.  

2.4 Направления программы.

Духовно- нравственное

Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко- краеведческое

Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско- патриотическое

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально- патриотическое

Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно- патриотическое

Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно- патриотическое

Направлено на развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. 

2.5. Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания  «Ступени совершенства» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

        - развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

2.6. Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности (по В.А. Сластенину);

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности.

2.7. План поэтапной реализации программы воспитания

Сроки реализации (продолжительность, начало и окончание)

сентябрь 2019 года- май 2021 года.

При реализации программы учитываются возрастные особенности детей: для старшего звена – это лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции, музейные уроки, спортивные состязания  и т.д.

На всех стадиях  формирования  гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление.

Программа  духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  школьников призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.

3.Содержание программы.

3.1. Для успешной реализации воспитательной работы использую различные формы работы со старшеклассниками:

Групповые (педагог-группа учащихся) – творческие группы, органы ученического самоуправления (выборы в органы самоуправления класса, составление плана работы на четверть активом класса, оформление газеты к празднику)

Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом и др. (посещение учащихся на дому, анкетирование)

Массовые (педагог - несколько групп, классов) – конкурсы, походы, экскурсии многодневные ,спортивные соревнования и т.д.

3.2.

План работы на сентябрь

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

Оформление классного уголка

Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников.

 1 неделя

Сектор печати

Духовно-нравственное воспитание

Встреча с духовным наставником школы  «Не верю»

2 неделя

Немцева Л.В

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города (ярмарка «Дары осени», сбор лекарственных трав и плодов)

2. Акция «Внимание, дети!»

3 неделя

В течение месяца

Немцева Л.В

Немцева Л.В

Профориентация и трудовое воспитание  

Участие в проекте «Макулатуру собираем – природу охраняем»

Последняя неделя месяца

Трудовой сектор

Эстетическое воспитание

1.Праздничная линейка, посвященная Дню Знаний.

2. Городская выставка цветов

3 Украшение кабинета ко Дню города

4. Участие в выставке поделок из природного материала  «Золотая осень».

5. Участие в ярморке «Золотая осень»

1 сентября

1 неделя.

1 неделя

Последняя неделя месяца

2 неделя

Немцева Л.В

Родительский комитет

Культ- массовый сектор класса

Культ- массовый сектор класса

Культ- массовый сектор класса

Работа с родителями

1.Организационное родительское собрание.

(Выбор родительского комитета класса

Час общения  по информационной безопасности

« Родительский контроль - в действии» (о контроле посещаемых сайтов обучающимися)»

 О безналичной системе оплаты питания

1 неделя

Немцева Л.В

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1. Формирование списков участников сдачи комплекса ГТО.

2.Профилактика простудных заболеваний. Аргументация пользы прививок против гриппа.

Немцева Л.В

Немцева Л.В

Кладченко И.В., медсестра ДИО родитель

Развитие ученического самоуправления

1.Выбор актива класса

2.Оформление классного  уголка

1 неделя

1 неделя

.

Учащиеся класса

Сектор печати

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

1.Организация занятости в кружках учащихся

2. Составление социального паспорта класса.

3 Классный час « Суицид среди подростков»

1 неделя

4 неделя

Немцева Л.В

Немцева Л.В

План работы на октябрь

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

 Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников.

В течение месяца

Немцева Л.В.

Духовно-нравственное воспитание

1. Тематический классный час «Безопасность в сети Интернет». Классификация Интернет - угроз, овладение способами противодействия Интернет - рисками.

2. Поездка в город Казань, место явления Казанской иконы Божье матери.

1 неделя

4 неделя

Немцева Л.В.

Немцева Л.В

Родительский комитет

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. Классный час  «Пути противодействия

терроризму и экстремизму в молодежной среде»

2.Беседа класса  по адаптации.10 класса.

2 неделя

2 неделя.

Немцева Л.В.

Школьный психолог

Профориентация и трудовое воспитание  

1. Сбор макулатуры. Создание экрана соревнований по сбору макулатуры.

2.Оформление кабинета по системе 5 С.

 В течение месяца

Трудовой сектор.

Немцева Л.В.

Трудовой сектор

Эстетическое воспитание

Посещение Дня открытых дверей БГТУ им. Шухова

08.10

Немцева Л.В.

Работа с родителями

1.Разъяснительная беседа с родителями о важности регистрации на сайте «Гоуслуги» с целью незатруднительного просмотра электронного дневника обучающихося..

В течение месяца

Немцева Л.В.

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1. Участие в проекте «Стройный здоровый ребёнок», организация утренней зарядки перед первым уроком «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

ежедневно

Немцева Л.В., спортивный сектор

Развитие ученического самоуправления

1 Участие в Дне самоуправления на  День Учителя.

04.10.

Актив класса

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

Беседа о недопущении пропусков без уважительной причины.

1 неделя

Немцева Л.В.

План работы на ноябрь

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

1. Классный час «День народного единства»  

 2 неделя

Немцева Л.В.

Духовно-нравственное воспитание

1.Создание поздравительных открыток  ко  Дню матери.

2. Час общения «Какие опасности подстерегают в социальных сетях»

4 неделя

3 неделя.

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1.Встреча с работниками правоохранительных органов

2.Посещение музея  регионального поискового отряда «За родину»

В течение месяца

 

На каникулах

Немцева Л.В.

Немцева Л.В., директор музея Юдин А.Н.

Профориентация и трудовое воспитание  

1.Посещение курсов «Электромонтер» и «Повар» с целю приобретения второй профессии

В течение месяца

Родительский комитет.

Эстетическое воспитание

1  Поездка в город Казань

Осенние каникулы

Немцева Л.В.

Родительский комитет

Работа с родителями

1 Мероприятия по проекту «Повышение правовой грамотности родителей в сфере обеспечения имущественных прав несовершеннолетних».

В течение месяца

Немцева Л.В.

Социальный педагог.

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1.День здоровья

2. «Стройный здоровый ребёнок», организация утренней зарядки перед первым уроком «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

4 неделя

Спортивный сектор

 Немцева Л.В.

Развитие ученического самоуправления

1. Организация досуга во время осенних каникул.

4 неделя

Родительский комитет класса

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

1. Анкетирование «Неформальные объединения»

2. Операция «Каникулы»

1 неделя

каникулы

 Немцева Л.В., психолог школы.

Родительский комитет класса

План работы на декабрь

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

1.Беседа  в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДОм.

2. Конкурс  «Ученик года» (1 тур- классный)

3. ТБ. Огни на новогодней елке.

1 неделя

1 неделя

Школьный фельдшер

Немцева Л.В.

Духовно-нравственное воспитание

1. Круглый стол  «Телесное и духовное здоровье, как найти единство»

2. «Безопасное детство»

Единый урок по безопасности в сети Интернет

3 неделя

3 неделя

Духовный наставник школы,

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. День правовых знаний

2. Выпуск тематических газет «Я и закон»

2 неделя

Социальный педагог. Немцева Л.В.

Сектор печати

Профориентация и трудовое воспитание  

1. Сбор овощей  для животных зоопарка  в Чудо-Юдо-граде

2. Мероприятия по проекту «Макулатуру собираем – природу охраняем»

В течение месяца

2 неделя

Немцева Л.В.

Родительский комитет

 Трудовой сектор

Эстетическое воспитание

1.Выпуск Новогодней газеты.

2..Выставка «Новогодняя игрушка».

3..Новогодний праздник-дискотека

4 неделя

Последняя неделя

4 неделя

Сектор печати

Культмассовый сектор

Культмассовый сектор

Немцева Л.В.

Работа с родителями

1. Проведение лекториев для родителей

« Неформальные молодежные объединения. Как сделать правильный выбор»

2. Индивидуальная работа с родителями учащихся.

3 Помощь родительскому комитету в организации новогоднего праздника.

В течение месяца

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1. Зимний День здоровья

. 4 неделя

Немцева Л.В.

Сектор спортивный

Развитие ученического самоуправления

1. Организация досуга во время зимних каникул.

2. Организация и проведение праздничных мероприятий

4 неделя

Культмассовый сектор,

Немцева Л.В.

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений,

Анкетирование учащихся  «Факторы  риска немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ  среди учащихся»

1 неделя

Социальный педагог

План работы на январь

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

1. Конкурс «Ученик года» . (2 тур – школьный)  

4 неделя

Учебный комитет класса

Духовно-нравственное воспитание

1. Православные праздники в зимнем календаре ( Рождество Христово и Крещение Господне) беседа со священником.

2. Круглый стол по профилактике насилия над детьми

3 неделя

Священник Немцева Л.В.

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. Экскурсии в Губкинский краеведческий музей.

2. Участие в проекте  «Школа дорожной безопасности». Встреча и инспектором ГПДД

4 неделя

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Профориентация и трудовое воспитание  

Изготовление кормушек для зимующих птиц

В течение месяца

 Трудовой сектор

Эстетическое воспитание

1. Конкурс рисунков и фотографий «Морозные узоры»

3 неделя

Сектор печати

Работа с родителями

1.Родительское собрание по итогам 2 четверти.

4 неделя

Немцева Л.В.

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

2. День Здоровья «Зимние забавы».

4 неделя

Спортивный сектор

Немцева Л.В.

Развитие ученического самоуправления

 1. Организация досуга во время зимних каникул.

2. Организация и проведение праздничных мероприятий

4 неделя

Культмассовый сектор,

Немцева Л.В.

Культмассовый сектор,

Немцева Л.В.

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

 Посещение неполных семей

Классный час « Суицид среди подростков»

1 неделя

4 неделя

Социальный педагог

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

План работы на февраль

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

Конкурс чтецов, посвящённый  Дню защитника Отечества.

2 неделя

Немцева Л.В.

Актив класса

Духовно-нравственное воспитание

1. Экскурсия в храм Святой блаженной Ксении Петербуржской.  Беседа со священником.

2. Акция «Покормите птиц».

06.021 неделя

В течение зимнего периода

Священник

Немцева Л.В.

Актив класса

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. Встречи с ветеранами и участниками локальных войн.

2. Смотр строя и песни

2 неделя

3 неделя

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Профориентация и трудовое воспитание  

1 Трудоустройство несовершеннолетних 2.Тренинг «Совпадают ли мои желания с возможностями при выборе профессии?»

1 неделя

Немцева Л.В.

Немцева Л.В.

Эстетическое воспитание

1.Классный час «День освобождения  Белгородской территории»

2 неделя

Немцева Л.В.

Работа с родителями

1.Родительское собрание, посвященное предварительным результатам 3 четверти

В течение месяца

Немцева Л.В.

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1.КТД «Я со спортом дружу- за здоровьем слежу!»

а) «А ну-ка, парни!»;

б) День здоровья

2. «Папа, мама, я – спортивная семья»

В течение месяца

Последняя неделя

Немцева Л.В.

Сектор спортивный

Немцева Л.В.

Сектор спортивный

Развитие ученического самоуправления

 Смотр строя и песни

4 неделя

Немцева Л.В.

Сектор спортивный

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления ПАВ

 Посещение неполных семей

1 неделя

Социальный педагог

План работы на март

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

 Конкурс фотографий «Папа, мама, я- читающая семья»

1 неделя

Актив класса

Духовно-нравственное воспитание

1. КТД «Восславим имя – женщина!»

а) «А ну-ка. Девочки!»

б) Праздничный концерт, посвященный 8 марта.

1-3 неделя

Немцева Л.В.

Культмассовый сектор

2. Экскурсии по святым места (поездка в Сухорево «Новый Иерусалим»)

В течение месяца

Немцева Л.В.

Культмассовый сектор

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. Посещение школьного музея. Новинки музея. 2.Поездка в город Сочи.

3 неделя

Шестакова С.Н.

Профориентация и трудовое воспитание  

1. .  Мероприятия по проекту «Макулатуру собираем – природу охраняем»

2.Создание альбома «Профессии моих родителей»

3 неделя

Соц. педагог

Немцева Л.В.

Актив класса

Работа с родителями

1. Привлечение родителей к организации весенних каникул.

2. Родительский лекторий: «  Духовно-нравственное воспитание в семье и школе».

3 неделя

4 неделя

Немцева Л.В.

родительский комитет

Немцева.Л.В.

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1. День здоровья

На каникулярной неделе

Немцева Л.В.

Спортивный сектор

2. Классный час «Береги глаз как алмаз» с участием врача- окулиста

1 неделя

Немцева Л.В.

Развитие самоуправления

 1.Выпуск поздравительной газеты к 8 марта

До 8 марта

Сектор печати

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

1. Классный час «Проблема зависимости от психоактивных веществ среди молодежи»

Демонстрация фильма «Нет наркотикам»

4 неделя

Немцева Л.В.

План работы на апрель

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

1.КТД «Зелёный дом»

а) Защита проектов;

б) конкурс творческих работ учащихся (сочинение, литературное творчество, рисунки, поделки).

В течение месяца

Немцева Л.В.

Духовно-нравственное воспитание

Посещение ветеранов

Актив класса

1. Экскурсии по святым местам Белгорода

В течение месяца

Немцева Л.В.

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. Конкурс  фотографий «Алая гвоздика»

4 неделя

Актив класса

Профориентация и трудовое воспитание  

1. Субботник по уборке школьной территории

3 неделя

.Немцева  Л.В.

Трудовой сектор

2. Экологический десант.

По погоде

Трудовой сектор

Эстетическое воспитание

1.  Выставка рисунков на экологическую тему.

2 неделя

Сектор печати

Работа с родителями

1.Индивидуальное собеседование по итогам года.

В течение месяца

Немцева Л.В.

2.Родительские собрания по организации ремонта.

4 неделя

Немцева Л.В.

Актив класса

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1. День Здоровья

3 неделя

Немцева Л.В.

Актив класса

2. День защиты детей.

3.Меролприятия по проектам «Стройный здоровый ребёнок», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

3 неделя

ежедневно

Немцева Л.В.

Спортивный сектор

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

Мероприятия по проекту «Повышение правовой грамотности родителей в сфере обеспечения имущественных прав несовершеннолетних».

4 неделя

Немцева Л.В.

План работы на май

Направление деятельности

Содержание и вид деятельности

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Учебно-познавательная и проектная  деятельность

 1.Тематический классный час, посвященный  Дню Победы в ВОВ.

2.Промежуточная аттестация по предметам

06.05.

Немцева Л.В

Немцева Л.В

Духовно-нравственное воспитание

1. Посещение ветеранов ВОВ и работников тыла.

1-2 неделя

Немцева Л.В.

Актив класса

2. Экскурсии в город Москва.

17.05

Немцева Л.В.

Родительский комитет

Гражданско -  патриотическое и правовое  воспитание

1. КТД «Не забывается такое никогда»

а) выпуск тематической газеты

б) конкурс сочинений «Мне поведали деды».

в) просмотр художественных фильмов патриотической тематики.;

г) возложение цветов к памятникам героев.

В течение месяца

Немцева Л.В.

Актив класса

Профориентация и трудовое воспитание  

1. Формирование банка данных о выборе будущей профессии. «Письмо в будущее»

В течение месяца

Немцева Л. В

Эстетическое воспитание

1 Классный час « Экологические проблемы»

2. Конкурс военной песни

14 мая

До  9 мая

Немцева Л.В.

культмассовый сектор

Работа с родителями

1. Организация летнего оздоровительного лагеря.  

В течение месяца

Немцева Л.В.

Актив класса

Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование ЗОЖ

1. День туриста

4 неделя

Немцева Л.В.

Спортивный сектор

Развитие самоуправления

1. Творческий отчет актива класса.

3 неделя

Актив класса

Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ

Организация занятости и досуга учащихся группы риска в летнее время, трудоустройство обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию

4 неделя

Немцева Л.В.

Воспитательная работа в классе - это одно из звеньев общешкольной воспитательной системы.

Ежегодно провожу мониторинг социальной зрелости учащихся:

- изучаю уровень воспитанности, развитие познавательных интересов у школьников 

- создаю социальный паспорт класса; 

- исследую микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку учащихся;

осуществляю мониторинг участия учеников в различных конкурсах и олимпиадах;

провожу анкетирование с родителями;

Кроме того осуществляю диагностику успешности воспитательной работы в классе. Данная работа помогает мне правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значит вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации, поставленной мною цели, а именно: воспитание гармонично развитой личности.

Развитие ученического самоуправления - одна из моих задач воспитания.  Важнейшим показателем высокого уровня правовой культуры является отсутствие правонарушений среди учащихся класса. Это является закономерным результатом правового воспитания через систему, в которую входят регулярно проводимые «Дни права», встречи с социальным работником школы,  индивидуальная работа с учащимися и деятельность правового лектория для родителей.

3.4. Развитие самоуправления в классе.

         Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.

 Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

         Общее классное собрание выбирает старосту класса, который  руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.

 На общем собрании выбирается также актив класса.

По завершении реализации  программы ожидаются следующие результаты:  

-реализация программы в намеченные сроки.  

-стремление к духовному обогащению и развитию;

-сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

-формирование позиций гражданина-патриота России;

-стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

готовности к защите Отечества;

- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности

-гуманистическое отношение к окружающему миру.

-волонтерское  движение ;

-историко-патриотические стенды и выставки;

-оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.

- уважение к родителям

- участие в ежегодных школьных проектах.

Не нужно говорит нравоучительные речи: так надо делать, а вот так не надо. Эффективнее несколько фраз, сказанных между прочим, возможно даже на уроке, а не на классном часе несколько примеров выдающихся личностей.

Обратимся, к примеру, к М.В. Ломоносову: муегамозг своего времени и современности. Но, однако, мало кто обращал внимание на тот факт, что воспитан он на чтении Псалтири в глубочайшей вере.

Это ему принадлежат слова, что плох тот псаломщик, который думает, что на Псалтири можно познать химию, но и плох тот математик ,который считает, что циркулем можно измерить волю Божью. Все должно быть во взаимодействии.  Так, может, потому ему и открыто было Богом многое, что сначала он ставил духовное на первое место, а только  потом научное.            

Великий русский полководец А.В.Суворов говорил, «Без молитвы ничего не начинай»

 Петр Первый говорил : «Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при всей своей работе не будет иметь успеха.

Федор Михайлович Достаевский, Николай Васильевич Гоголь великие классики литературы совершали по бездорожью паломнические поездки в Оптину Пустынь к духовнику для исповеди и духовного наставления.

Обратимся к истории. Дмитрий Донской перед сражением пришел к преподобному Сергию Радонежскому  за благословлением и молитвой. И вот результат- победа воска на Куликовсой битве.

Вот примеры великих талантливейших людей,которые  писали произведении, открывали законы, защищали Родину жили с глубокой верой в Божью помощь. Вот пример неразрывной связи патриотизма и духовности.

Приоритетным направлением в формировании гражданско-паириотических и духов-норнавственных чувств у своих подопечных считаю организацию экскурсий.Первым нашим открытием была  Курская  Коренная Рождество-Богородичная  мужская пустынь. Интересно было все: история обретения  чудотворной иконы «Знамение», восстановление разрушенного монастыря святые источники, но больше всего поразила ребят монастырская трапезная: то радушие и забота, с которым  накрывали для нас стол. Угощали просто:  гречневая  каша с луком, соленые огурцы, испеченный здесь, в монастыре, хлеб, компот из боярышника. Казалось бы, разве этим удивишь современных детей? Но все остались очень довольны, говорили, что такого вкусного обеда у них давно не было. Выспрашивали у батюшки поварские секреты. Он, смеясь, отвечал, что весь секрет в особом духе этого святого места. Покушать там - словно принять причастие. Вот из таких простых житейских вещей рождается у детей желание стать лучше, умнее, чище. Разве это не духовное воспитание?!

Следующим местом, куда мы отправились на экскурсию, был Свято - Троицкий Холковский монастырь. Он, по преданию, был основан на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославовича с братом Всеволодом перед походом  на половцев, о котором повествует «Слово о полку Игореве». Монастырь вырублен в меловых пещерах. Глядя  на это, думаешь, какими же человеческими качествами должны были обладать люди, проделавшие такой титанический труд? Здесь все необыкновенно: в монастырском храме – уникальный иконостас, керамический, чтобы известь не портила, наверху холма  - часовня, до которой ведут триста ступеней,  по числу грехов человеческих. Недалеко от ворот монастыря возвышается величественный памятник Святославу Храброму. Он будто и сейчас в дозоре, охраняет  землю русскую от вражеских набегов.

Обращаясь к «Словоу о полку Игореве», возвращаешься  мыслью к этой поездке. Увиденное и услышанное в ней было живой иллюстрацией к изучаемому материалу. Страницы истории, судьбы русских воинов и князей  уже не кажутся  далеким и непонятным прошлым. Это реальные герои ! Русичи,  достойные славы и памяти! Вот где связь времен, связь истории и литературы, патриотизма и духовности.

 Большой  и искренней радостью и для детей и их родителей стала поездка в город Курск. Нам довелось побывать в Знаменском Соборе в то время, когда в нем находилась подлинная Курск-Коренная икона Божьей матери « Знамение», которая была привезена после долгих лет из США. Мои  ученики смогли прикоснуться  к святыне, к которой люди ехали из разных уголков нашей страны!.

Находясь на третьем ратном поле, на Прохоровском поле, гудит колокол. и кажется в что  в это время гудит не колокол, а вырывается из земли медленный  стон. Может быть это так вздыхают, те солдаты которых не смогли похоронить, кто –то сгорел дотла в тане, кого –то глубоко закатало в землю. и действительно пробегает мелкая дрожь от этих слов, от осознания происходящего здесь.

 Услышать эти слова от ребенка-дорогого стоит. Значит  будут помнить, будут чтить.

Наверняка найдутся люди, которые скажут но ведь не всем интересны  эти поезди и дети некоторые едут ради предки с классом, ради впечатления экскурсии. Когда мы стоим у костра, мы его видим, греемся от него и мы начинаем пахнуть дымом от костра. Так и здесь. Само присутствие на святом месте, хочешь ты этого или не хочешь, оно своею благодатью делает тебя чище. 

Все путешествия были насыщенными, интересными, а главное – они давали детям «пищу для души». Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно, из каждой выносили что – то свое, особенное. Благодаря этим путешествиям, они учмились чувствовать неразрывную связь веков, относиться к истории не как к чему-то абстрактному и отвлеченному, а  как естественному жизненному процессу, в который вовлечены судьбы реальных людей, убеждались в  ее тесной связи с литературой, музыкой, живописью.  Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, понимая теперь, что за этим стоят не выдуманные сказочные персонажи, а живые люди, ребята учились у них быть добрыми, милосердными, нравственно уравновешенными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей. Это огромный результат духовного роста.

Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои  плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Дети берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение,  отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания.

Любой человек, если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, станет благовоспитанным, красивым душой. Наше духовно – нравственное становление формирует беззаветную любовь к родителям, к своей малой родине и нашей великой России. И тогда можно смело говорить, формируется гармонично-развитая личность.

Литература

  1. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы; Глобус - М., 2015. - 256 c.
  2. Воспитание школьников во внеурочное время; Просвещение - М., 2017. - 192 c.
  3. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества; МПСИ - М., 2017. - 311 c.
  4. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника; Просвещение - М., 2016. - 176 c.
  5. Микрюков В. Военно-патриотическое воспитание в школе; ВАКО - М., 2015. - 12 c.
  6. Творогов О. В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическом воспитании; Знание - М., 2016. - 32 c.
  7. Тисленкова И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры; Учитель - М., 2015. - 176 c.

8.   Студеникина, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов  России. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2012

9. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

Приложение.

Классный час:

«Семья – это то, что с тобой всегда!»

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

  1. формирование нравственного долга детей перед родителями;
  2. определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
  3. развитие способностей коммуникативного общения;
  4. развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Оборудование: 2 листа ватмана, фломастеры, бумага, ручки.

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.

Плакат, на котором изображено желтое солнце с 7-ю лучами, в центре 7-я, рядом тучка.

Высказывания великих людей:

  1. «На родителях … лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанности же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства».

             В. Белинский.

  1. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Себастьян Брандт.

  1. «Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливает меня от дурных поступков».

А. Нащокин (из письма к А.С. Пушкину)

Ход:

Здравствуете!

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Сейчас я прошу вас разбиться на две команды, 2 семьи. Теперь, выберите главу семьи.

У каждого человека есть свой дом. Слово «Отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Задание 1.

Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

Командам дается время на подготовку, глава семьи выбирает, кто будеьт отвечать.

Задание 2.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семья? Как распределяются обязанности с вашей семье?

Командам раздаются листы бумаги с заданиями:

мама

папа

дети

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

После выполнения задания детям предлагается посмотреть, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.

Вывод:

Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит».

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.

В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Задание 3.

Закончи пословицы:

Дом вести – не …. (бородой трясти).

Дом  построить – не … (шапку на голову надеть).

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали сладость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, теть и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Многие из вас составляли родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратиться в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «Сто у него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Скажите честно и откровенно:

- Знаете ли вы откуда вы родом?

- Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

- Пишите ли вы письма, шлете поздравительные открытки вашим родственникам, которые живут далеко?

Задание 4.

Вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.

Всегда ли в доме «хорошая погода»?

Может ли быть семья идеальной?

Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре дается следующее определение конфликта: это столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

Задание 5.

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?

Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения.

Кл. Руководитель читает легенду: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слова о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличивала, император спросил у старейшины семьи: «как удается вам жить в мире и согласии, не сорясь и не обижаясь друг на друга?». В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (терпение).

Ребятам предлагается отгадать это слово.

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами?  Задумывались ли вы над этим вопросов?

Задание 6.

Мудрые советы родителям.

Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?

Какая у вас семья?

С – счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.

Е – единая, единственная и т.д.

Мь – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я    - яркая, ясная…

Задание 7.

Ребятам раздаются листы, фломастеры и дается задание нарисовать эмблему своей будущей семьи.

На доске на лучах солнца написать:

Семья – это счастье, крепость, забота и т.д.

В лучах нужно написать: Что же такое семья?

Заключение. Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом от нас самих. Разгоним тучи над нашим домом!

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо».

Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Не случайно 2008 год был объявлен годом семьи!

Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

Видите ребята, как много зависит от вас?

Сегодня когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанье печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Классный час, посвященный  Дню Матери

 «Самый добрый урок»

Цели: воспитать добрые и бережные чувства к матери, познакомить с тяжелой долей, выпавшей на женские плечи во время Великой Отечественной Войны..

Дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас на вечер, посвященный Вам. Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Сегодня мы хотели бы подарить минусы радости сидящим в нашем классе, милым и ласковым мамам.
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его: Мама!

Мама, мамочка… Сколько тепла таит это маленькое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа - скоро, что надо заживлять самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели,
Не сводил с нее взгляда, покуда
Дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына -маленького Христа на страдание и муку. Радость славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Руки мамы качали нас в колыбели. Это она согревала нас своим дыханием и убаюкивала своей песней.
Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама Все тревожится за нас.
Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.

(Песня «Колыбельная»)
С широко раскрытыми глазами,
Сладкий сон, стараясь превозмочь,
Я лежу и думаю о маме,
Нет ее, она дежурит в ночь…
Мамочка, любимая, родная!
Предо мной твой образ дорогой,
Я тебя веселой вспоминаю,
Молодой, красивой и простой.
Ты уже немного поседела,
Но глаза по-прежнему блестят,
Ты берешься за любое дело -
Молодо, как много лет назад.
Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,
Наверно за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу и светлому дню.
За что, тебя я, родная, люблю?
За небо, за ветер, за воздух вокруг,
Люблю тебя, мама. Ты - лучший мой друг!

Много обязанностей у наших мам. Но, наверное, самая главная - быть «Добрым солнышком» семьи, нести свет и тепло детям, стать их задушевным другом. О том, как это важно и как нужно, хорошо говорят наши строчки анкеты.

(Зачитываются ответы анкеты из классной газеты)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это - мама, мама, мама!

(Песня «В этом слове солнца свет»)
Вышивала мама, вышивала,
Создавая счастье и уют.
Вечерами так она певала,
Как теперь, пожалуй, не поют…
Вышивала мама долго-долго,
В песню душу силилась вложить.
Не жалела маленького сердца,
А другим прощала все грехи -
Спать пойдет, когда на полотенце
Красные проснуться петухи.
То по голове погладит дочку,
То заглянет в люльку: «Спи, сынок!»
И на песне так поставит точку,
Будто бы завяжет узелок!

О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк.
В городке над самой кручей
Знаю всех наперечет.
Для меня нет места лучше -
Мама здесь моя живет!
К ней приду я с неудачей -
Все обсудим до утра,
И предстанет жизнь иначе
На свету её добра.
Маме, веруя, как чуду,
Никого роднее нет!
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добра свет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то…
Поругает сына мама,
Пожалеет, как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Всё о маме все она! (Скрипка)

Малышей родители любят безоглядно. Это спустя годы приходит сдержанность, строгость. Но и тут есть свой смысл. Ведь если маме не всё равно, с кем мы дружим, с кем гуляем, значит, она нас любит и печётся о нас. Она может нас поругать, немного «попортить» нам нервы - ну и пусть. Это для нашей же пользы. И это понятно к4аждому умному человеку.

Стихотворение «Снегопад» В. Гиенко.
Здравствуй, мама! Опять мне снится песня твоя.
Здравствуй, мама! Светла, как память, нежность твоя.
Этот мир не от солнца такой золотой, -
Он заполнен до края твоей добротой.
Ты слабеешь - в меня уходят силы твои.
Ты стареешь - в меня уходят годы твои.
Всё равно, несмотря на любые годы,
Будешь ты для меня молодой навсегда.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало.
И всё-таки лучше всех на земле-
Мама. Моя мама.

(Песня «Мама, милая мама, как тебя я люблю»)
Мама плачет, в доме пахнет валерьянкой…
Мы часто мать по пустякам тревожит:
У друга заночуешь иногда,
А мать не спит
И думает, быть может,
Что с сыном приключается беда,
Она не спит.
Минута, словно вечность,
Проходит перед нею, как вопрос.
Заплачет мать,
И ей как будто легче…
А если у неё не хватит слёз?
Чтобы жизнь не жгла нас сквозь года,
Чтобы от раскаянья не плакать,
Вовек нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать!

В сложных жизненных обстоятельствах люди вспоминают мать. И бывает так, что нежное сердце буквально разрывается от нахлынувших чувств вины, жалости, любви и слова произнести нелегко. А каждая мама ждёт этих слов. Послушайте, какие находят слова для своих матерей поэты. Столько нежности хранят эти строки, что в почти физически ощущаешь исходящее от них тепло.

Стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»
О, Бергольц, из блокадного Ленинграда.
Я берегу себя, родная,
Не бойся, очень берегу:
Я город наш обороняю
Со всеми вместе, как могу.
Я берегу себя от плена,
Позорнейшего на земле.
Мне кровь твоя, чернее в венах,
Диктует - гибель, но не плен!
Не бойся мама, я не струшу,
Не отступлю, не побегу.
Взращённую тобою душу
Непобеждённой сберегу.

Песня «Письмо к матери» («Тихо на границе»)
Красивые мамы - на свете вас много,
В глаза вы глядите, открыто и прямо…
В какую бы даль не звала вас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает…
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо..
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.
О, вера наших матерей,
Во век не знающая меры.
Святая трепетная вера
В нас, подрастающих детей
Её, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей,
Уж матери - такой народ -
Вздохнут,
Вас долгим взглядом смеря:
«Пусть пробесятся. Пройдёт»,-
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни,
Взыскательно и терпеливо.
И некрикливые они,
Не почитают это диво.
А просто нипочём года
Их вере трепетной и нежной,
Вот только мы - то не всегда
Оправдываем их надежды.

Песня «Мама» («Руки усталые»…)
Мама, милая мама…
Гладит волосы тёплый ветер.
Я люблю тебя, мама,
Больше всех, больше всех на свете.
Хочешь, мама, я в поле пойду?
Полевых там цветов найду.
Хочешь, мама, я стану такой,
Чтоб гордиться могла ты мной,
Как горжусь я сейчас тобой!
Сколько ты танцевал,
По припомни, хоть раз.
Ты когда-нибудь звал;
Свою маму на вальс?
Пусть сейчас
Кружит вас
Мамин вальс,
Мамин вальс.
И года, что прошли,
Вдруг окликнут вдали журавли.
Пусть вернёт её на час
20 лет этот вальс,
Мамин вальс.
Много вальсов, звеня,
Пролетало над ней.
Но склонялась она
Над кроваткой твоей.
Пусть сейчас
Кружит вас
Мамин вальс,
Мамин вальс,
И года, что прошли,
Вдруг окликнут вдали журавли.
Пусть вернёт ей на час
20 лет этот вальс,
Мамин вальс.
Как в былые года,
Что-то шепчет река,
И опять как тогда,
В небе спят облака.
Пусть сейчас
Кружит вас
Мамин вальс,
Мамин вальс,
И года, что прошли,
Вдруг окликнут вдали журавли.
Пусть вернёт ей на час
20 лет этот вальс,
Мамин вальс.

(Танец с мамой)
Не прадедовский дом -
Стандартная квартира,
Но столько зим прошло,
А значит, всё равно
Есть угол у меня
Средь яростного мира
Средь тысяч окон
Родимое окно!
Что ж, здравствуй, мама, встречай,
Давай согреем чаю.
Я крепким сном засну -
Как сладок этот сон!
Гори, не угасай, мерцающий огонь!
Я - мальчик, отрок, сын,
И я таким останусь,
Покамест мать кладёт
Мне на висок ладонь.

Мы взрослеем, но место мамы в нашей жизни остаётся особым, исключительным. Если мы несём ей свою боль и радость, то всегда находим понимание.
Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Всё, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То - сердце, матери.
Оно Так нежно, верно!
Суждено Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей.

Материнство - это целый мир. Счастье матери - это счастье её детей. Мать - первый учитель и друг ребёнка, причём самый близкий и верный.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина, с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Гак она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!

(Песня «Добрая сказка»)

Слова ведущего (стихи Р. Газматова)   Подарки мамам.

Классный час

«Будьте добрыми и человечными!»

Цели:1.Просвещение учащихся с целью выработки собственных         нравственных взглядов, суждений оценок.

        2.Критическое осмысление и анализ собственных нравственных         поступков, а так же поступков сверстников.

        3.Развитие нравственных  личностных качеств таких, как доброта,         желание помогать другим людям, умений признавать свои ошибки,         анализировать и делать выводы, умений прощать и быть прощенным,         умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

        Особенность этого классного часа в использовании новых форм работы с детьми, предложенных известным российским педагогом Н, Е, Щурковой. Духовное состязание « Добрый след», игры « Шанс и выбор»

        Добрые чувства проявляются у детей в детстве: это человечность, доброта, внимательность, доброжелательность, сочувствие, Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира.

        Древнегреческий философ Демокрит сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться». Доброта без разума пуста. Недаром поэт С.Я. Маршак призывает: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».

        Мы говорим «Добрый, доброта, …». А что же такое доброта и что значит быть добрым?...Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… добрый – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…

        Можно на эту тему припомнить несколько устойчивых словосочетаний. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. А еще часто говорят ... Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память.

        Ребятам предлагается припомнить употребление вежливого обращения со словом доброта .

1.Будьте добры - форма вежливого обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните позже».

2. «Доброго вам здоровья!» - приветствие с пожеланием благополучия.

3. « В добрый час»!- пожелание удачи.

4. « В добрый путь!» - пожелание успеха в каком-либо начинании.

5. От доброго сердца - из добрых побуждений, без злого умысла.

6. Поминать добром (добрым словом) - вспоминать, хорошо с благодарностью отзываться, говорить, думать и т. п.

7 Добро пожаловать - приветствие, вежливое обращение зайти.

О добре и добрых поступках сложено немало пословиц и поговорок.        

Русские пословицы и поговорки о добре.

Добро не лихо, бродит по миру тихо.

Добро не умрёт,  а зло пропадёт.

Доброе дело и в воде не тонет.

Доброе дело само себя хвалит. Доброта без разума пуста.

До доброта, как до ярма, до зла , как до меду.

Доброе братство дороже богатства.

Добрые чувства – соседи любви.

Добрый гость всегда в пору.

Добрый пастух не о себе печётся - о скотине.

Добрым словом и бездомный богат.

Добра ищи , а худо само придет.

Добро помни, а зло забывай.

Доброго  чти. А злого не жалей.

Добрым делом не кори.

Добрый Иван-и людям ,и нам, худой Иван- ни людям ни нам.

От добра добра не ищут.

        А теперь давайте поработаем творчески. Наше состязание мы назовем « Добрый след». Объединитесь по творческим группам. Представителей от каждой группы прошу подойти ко мне. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами. Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания – три минуты. Победителем становится творческая группа – обладатель большего количества добрых дел. Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающим. (Слова для творческих групп: бумага, кабинет, книга, память.)

        Всегда помни о тех, кто тебе сделал добро, будь благодарным. Чувство благодарности - показатель интеллигентности и доброты человека.

        Самое главное человеческое качество – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости, и не только человеку. « Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» ( А.П Чехов).А разве не бывает жалко сломанную и брошенную цветущую яблоневую ветку, сорванный и брошенный цветок, раненую птицу, хромающую собаку, любое больное животное? Добрый человек все это замечает. Причем не только глазами, но и сердцем, сердце вообще причастно ко всем человеческим поступкам.

        «Зрячее только сердце. Самое главное глазами не увидишь» (А. Экзюпери)

        Каждый человек судит о людях по-своему, по себе. Добрые люди считают всех добрыми, а недобрые видят только плохое.

        

Знай, мой друг вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживаюсь правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

                                        Р. Гамзатов.

«Доброе слово и кошке приятно»- гласит народная мудрость, а как часто мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное, злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть. Даже ошеломить.

        Доброе слово тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, а может обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань.

        Словом можно изранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнение, им можно творить улыбки и слезы, заронить веру и неверие. С помощью слов можно даже вести боевые действия и подтачивать основы государства.

        Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза товарищу, увидите там боль или отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами. Вежливые слова, подкрепленные добрыми поступками, согревают душу, спасают от уныния.

        Когда ты хочешь молвить слово,

        Мой друг, подумай- не спеши.

        Оно бывает то сурово,

        То рождено теплом души.

        Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.

        Покуда слово сам не взвесишь,

        Не выпускай его в полет.

        Им можно радости прибавить

        И радость людям отравить.

        Им можно лед зимой расплавить

        И камень в крошку раздробить.

        Оно одарит иль ограбит,

        Пусть ненароком, пусть мутя.

        Подумай, как бы им не ранить

        Того, кто слушает тебя.

                                 В. Солоухин « Слово о словах»

        Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легко, когда вы рядом.

        Друзья мои!

        Внушайте людям веру!

        И чаще говорите « Добрый день!»,

        И следуйте хорошему примеру:

        Продляйте добрым словом жизнь людей!

                                                        В.Боков.

        Человек, как большой корабль, плывет по морю жизни, Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Посмотрим на себя.( раздаются нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ.) А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос вашей совести. ( корабли прикрепляются к листу ватмана.)

        Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Шанс- это вероятность осуществления чего-либо. Жизнь часто нам предоставляет шанс, но мы не всегда его используем. Предлагаю вам игру « Шанс и выбор».

        В этом лукошке карточки с ситуациями, тот, кто берет карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.

        Ситуации:

  1. Из сумки впереди идущего человека падает кошелек.
  2. К тебе пришла одноклассница поздравить с днем рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.
  3. У тебя есть деньги , а на углу продаются первые весенние цветы.
  4. Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.
  5. Товарищ жалуется, что с ним никто не дружит. Ты знаешь, что это так.
  6. В общественном транспорте  вам на ногу наступили.
  7. Во время урока кто-то грубым словом обидел учителя.

        Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шанс всать на дорогу добра и идти по ней.

У меня в руках свеча. Она символизирует мою жизнь. Что я понял сегодня?..

        Каждый зажигает свечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений " 2024год

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств  учащихся посредством литературных произведений"...