Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
    статья по теме

    Баженова Татьяна Владимировна

                Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие  чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности

       С. 1    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие  чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие.

        С.2   Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова:  добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).

            Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими  в    общественном сознании и поведении:

    - увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа не обучающихся и не работающих подростков.

    - наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью; 

    -  в условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию;

    - прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

          Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. Для характеристики  духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

           Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

           Большое значение для становления личности имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

             Уже на протяжении нескольких лет ведется большая работа по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся на разных уровнях. Проводятся семинары, внедряются программы.

            Сегодня я хотела бы остановиться на повседневной жизни педагогов дополнительного образования  и  то, как их ежедневный труд влияет на формирование личности наших воспитанников.

           Система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

           С. 3-11     (ФОТО С ЗАНЯТИЙ)

          Воздействие на ученика происходит через разные виды деятельности.

          На занятии:  это общение, развитие учащегося, творческая деятельность (подготовка к концертам, внеклассным мероприятиям), приобщение к мировым образцам классического и современного искусства. Педагоги рассказывает о быте, нравах и обычаях того или иного народа, о том как возникло и развивалось хореографическое, вокальное, театральное искусство. Узнавая это участники коллективов  пополняют свои знания по истории и культуре. Например в сюжетных постановках,  дети могут примерить к себе тот или иной образ  (образ человека пережившего ужас войны – танец «Эхо войны», «Погоня», «Медсестрички»,  мифического существа -  танец «Нимфы», беспризорников – танец «Гавроши»).  Чтобы хорошо исполнить произведение, нужно в него вжиться, а для этого надо немало узнать о нем.  Для этого руководители рассказывают об эпохе в которой жил композитор, автор или герой,  историю создания произведения, просматривают фильмы с определенной тематикой.  Сострадая героям художественных произведений, радуясь успехам, болея их невзгодами, ребенок становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Таким образом, в повседневном учебном процессе у ребенка невольно формируются такие качества его личности как индивидуальность, креативность, самостоятельность, темперамент, внимательность, настойчивость, дисциплинированность.

            С. 12   Еще одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. В современном мире и для  мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей порой не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.  Родители должны знать, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Наши педагоги используют разные формы работы с родителями – встречи и беседы, открытые уроки для родителей, отчетные концерты, совместное проведение мероприятий, посещение выступлений детей в школе и на площадках города. Родители помогают в пошиве костюмов, приобретении аксессуаров,  в создании сценического образа перед выходом на сцену. Тем самым решается вопрос не только с информационной точки зрения, но и невольно меняется быт семьи. Даже очень занятые или безразличные родители под воздействием комплексной организации системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д.

            В коллективных формах учебной деятельности, на занятиях хора, хореографии, театрального искусства, а также в процессе конкурсов, фестивалей, концертов,  праздников развивается духовно-нравственный аспект, который способствует взаимопознанию,  и взаоимопереживанию педагогов, учащихся, классных руководителей и родителей.

      Слайд   13   

          На протяжении многих лет воспитанники творческих коллективов участвуют в  мероприятиях  проводимые для людей   с ограниченными возможностями здоровья,  пожилых людей и ветеранов труда.  Данная работа реализуется в рамках социального проекта «И я могу быть волшебником» (рук.  Баженова Т.В.) Учащиеся школьных творческих коллективов  концертируют на различных площадках города. Участвуют в разнообразных акциях, в том числе и благотворительных,  направленных на проявление милосердия, доброты к людям нуждающихся в помощи и поддержке.  Данная работа проводится  с социальными  партнерами  среди которых КДК «Метро», «Феникс», комплекс «Жемчужина».  

    С. 14, 15 Все  творческие коллективы нашей школы в 2015 году приняли участие в благотворительном концерте  «Твори добро»  в КДК «Метро»,   собранные  средства от которого были переданы  на лечение онкобольных детей города.  С большим желанием дети принимают участие в тематических концертах  для пожилых людей.  Мы уверены, что такое сотрудничество приносит обоюдную пользу. Во время концертов мы видим благодарные, восторженные и полные слез глаза людей. Мы также видим трепет и волнение, сопереживание и сострадание наших воспитанников перед выходом на сцену и во время исполнения произведений. Для ребят - это моменты высшего духовного и нравственного становления и формирования их характеров.

       

      С.16, 17. 18, 19    Следующие  мероприятия, способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся   гражданско-патриотические  мероприятия,   посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим, традициям школы,  города и страны. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Это  традиционные школьные мероприятия: многочисленные концерты - День знаний.  День учителя, День матери, Фестиваль «Дружба народов», 23 февраля, День Победы, День  семьи, День защиты детей,  Здесь наши воспитанники не только поют, танцуют, но и пробуют свои силы в качестве актеров в спектаклях в качестве ведущих мероприятий различной тематики.

    С. 20 Стали традиционными ежегодные выездные поздравительные концерты ансамбля «Веснушки» для шефов нашей школы «КАТКОнефть».

          С.21, 22   Особое внимание педагоги дополнительного образования уделяют тому, чтобы создать для обучающихся ситуацию успеха, привлекая как успешных так  и «проблемных» детей. Этому способствует социальный проект «Дети играют для детей» театральной студии «Зеркало» (руководитель Ахматова М.А.).Ребята этого объединения   совместно с командой ЮИД  ведут  работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  среди  дошкольников через проведение бесед и организацию подвижных игр.  В 2014-2015 учебном году был показан спектакль «Чудеса на виражах» по правилам дорожного движения в детских садах «Росинка», «Золушка», РЦ «Радуга Надежды», подготовлено выступление в рамках акции «Осторожно, дети!» учащимися 6 класса  «Б»  и показано в детских садах «Золушка» и «Росинка».

         С. 23 (таблица)  Таким образом через различные формы деятельности педагоги нашего объединения  формируют у учащихся основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, но при этом - способный к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи, любящий свою Родину. Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, предоставить  возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – танцора, вокалиста, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей,  найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

          И конечно нельзя не сказать о результатах деятельности педагогов дополнительного образования и их воспитанников.

        С. 24, 25   В прошлом 2014-2015 учебном году, как и в предыдущие, творческие объединения приняли участие в муниципальных, региональных и всероссийских очных и заочных конкурсах. Воспитанники хора «Улыбка» рук. Баженова Т.В. приняли участие в городском конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей «И славим мы тот самый май Победный» (2 место);  в городском конкурсе детского творчества  –  Лащенко Т.В. 2 и 2 место, Баженова Т.В. 1 место; Алиева Д.Ф. 2 м.;  и 2 мая 2015 г.   Ребята стали  участниками   праздничного концерта в КДК «Янтарь» «Весна Победы длиною в 70 счастливых мирных лет» и 9 мая выступили на городской площади в составе сводного хора образовательных учреждений,  а вечером  со своими сольными номерами.

    С. 26, 27    15 марта 2016г состоялся городской конкурс исполнителей песен под гитару "И славлю в песне я Отечество моё", посвящённого "Году детства" и месячнику гражданско-патриотического воспитания в МАОУ ДОД ""Дом Детского Творчества". В этом году наша школа представляли два коллектива под руководством учителей музыки Блонской Л.Х. и Лащенко Т.В., Все номера, которые подготовили ребята были отмечены по достоинству: Малетин Владимир - 1 место, Спынаки Анна - 2 место, Ансамбль "Веснушки" - 3 место, Галимарданова Валерия - 3 место, а выступление Старочкиной Марии поразило многих зрителей, в том числе и жюри, она была отмечена главной наградой - Гран - при.

    С. 28   17 марта хореографический коллектив «Серпантин» и ансамбль «Веснушки» приняли участие и стали дипломантами международного фестиваля «Медвежий угол», С. 29, 30, 31   9  апреля  на  городской конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей,  наши коллективы заняли 2 призовых места - ансамбль  «Веснушки» 2 место, хор «Улыбка» 3 место.  Конечно, такие успехи не могут нас не радовать.

            Воспитание Души – это самое важное и, пожалуй, самое трудное в воспитании, это извечная проблема. Душу можно воспитать, только затронув самые тонкие ее струны.

            И главное: человека со светлой Душой может воспитать только духовный человек, человек, имеющий высокий Дух. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача – подниматься по духовной лестнице и вести за собой воспитанников.

     

           Хочется верить, что наши ученики внесут свой вклад в процесс формирования культурного, интеллигентного, неравнодушного поколения.

                С. 32                 В жизни по-разному можно жить,

                                    В горе можно и в радости.

                                    Вовремя есть, вовремя пить,

                                    Вовремя делать гадости.

                                    А можно и так:

                                    На рассвете встать

                                    И, помышляя о чуде,

                                    Рукой обнаженной до солнца достать

                                    И подарить его людям.

      



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

    Размышления о формировании личности ребенка через духовно-нравственное воспитание, и положительные результаты в этом аспекте...

    Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".

    Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...

    "Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности"

    В настоящее время большая опасность в нашем обществе - разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учител...

    "Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности"

    В настоящее время большая опасность в нашем обществе - разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учител...

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

    Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности" август 2015 г.

    Разрабатываемая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»является обновлённым вариантом, ранее принятых государственных программ патриотическ...

    Патриотическое воспитание, как основа формирования личности.

    Патриотическое воспитание является  одим из приоритетных направлений в воспитательной работе с детьми....