Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.
статья по теме

Попова Ирина Алексеевна

Размышления о формировании личности ребенка через духовно-нравственное воспитание, и положительные результаты в этом аспекте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Попова И.А.

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для становления личности имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Таким образом, личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - не только личность, но и организм. Поэтому личность - это человек как носитель сознания.

В значительной мере качества формируется под влиянием семьи и общества и это формирование начинается с самого рождения ребенка.

Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Происходящие несколько лет назад в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащихся. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;

- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию;

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих обществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями и ориентировано на создание условий для гармонизации двух составляющих личности – духовности и нравственности. Предпосылками интеграции духовного и нравственного воспитания стали взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность», духовных способностей и нравственных качеств личности, духовного состояния человека и его деятельности, необходимость модернизации нравственного воспитания средствами духовного в соответствии с требованиями времени.

Сейчас, уже на протяжении нескольких лет ведется большая работа по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся на разных уровнях. Проводятся семинары, в школах области и страны внедряются программы. И чтобы не растекаться по древу, мне хотелось бы остановиться на проблеме формирования личности учащихся в рамках духовно-нравственного воспитания в нашей школе.

Система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет наряду с общеобразовательной школой и, по-моему, в большей степени, значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования. Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации. Поэтому дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Второй год школа работает в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся, многие виды деятельности приобщены к этой теме. Есть специальные разработки, программы по этой проблеме, основанные на срезе педагогических, психологических, социальных и общественных аспектов. Все это очень хорошо помогает понять духовно-нравственный вакуум, оценить этот процесс и профессионально и органично использовать при направленном внедрении в целостное воспитание учащихся. Но я сегодня хотела бы остановиться на повседневной жизни преподавателей школы и то, как их ежедневный труд влияет на формирование личности наших учащихся.

Уже то, что мы преподаватели школы искусств воспитываем музыкантов и художников само по себе выделяет наших учащихся из общей массы подростков по более позитивным личностным качествам. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь успехам, болея их невзгодами, ребенок становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее.

По большому счету духовно-нравственный аспект воспитания пронизывает взаимодействие преподавателей и детей по всем специализациям как на индивидуальных занятиях, так и в групповых и коллективных формах.

Наиболее благоприятная обстановка создается на индивидуальных уроках (обучение игре на инструменте). Воздействие на духовно-нравственную сферу учащихся оказывает сама личность преподавателя, его духовно-нравственный потенциал и профессиональная культура. Для постоянного тонуса личности преподавателя на отделах школы проводится насыщенная методическая работа, повышение квалификации, самообразование. Воздействие на ученика происходит через разные виды деятельности на уроке: общение, развитие учащегося, творческая деятельность (подготовка к концертам, внеклассным мероприятиям), приобщение к мировым образцам классического и современного искусства, воспитание культуры поведения, развитие у ребенка потребности в творчестве, предоставление ему самостоятельности в выборе собственных действий.

В групповых формах работы на занятиях сольфеджио, музыкальной литературы,  занятиях на художественном отделении воздействие преподавателя направлено на развитие гуманных отношений между детьми. В коллективных формах учебной деятельности, на занятиях хора, оркестра, а также в процессе конкурсов, фестивалей, концертов, выставок, праздников развивается духовно-нравственный аспект, который способствует взаимопознанию, взаимопониманию и взаоимопереживанию. Преподавателей, учащихся и родителей. Таким образом, в повседневном учебном процессе у ребенка невольно формируются такие качества его личности как индивидуальность, креативность, самостоятельность, темперамент, внимательность, настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Еще одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушение нравственных представлений о семье, повреждение устоев семьи, утрачивание восприятия родительства и детства, деформация семейного воспитания, явления многочисленных проблем детства (чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения).

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. В современном мире и для  мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей порой не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

В нашей школе накоплен значительный опыт взаимодействия преподавателей и родителей для повышения качества воспитательного процесса, который оказывается более продуктивным, когда его организаторы – преподаватели и родители хорошо себе представляют, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Используются разные формы связи – встречи и беседы, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки для родителей, отчетные концерты, совместное проведение мероприятий, контакты по телефону. Тем самым решается вопрос не только с информационной точки зрения, но и невольно меняется быт семьи. Даже очень занятые или безразличные родители под воздействием комплексной организации системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д.

И еще одной немаловажной проблемой воспитания личности учащегося в нашей школе, является организация групп раннего эстетического развития. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. С позиции современных социокультурных образовательных тенденций произошло понимание самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. Программы, реализующиеся в группах раннего эстетического развития синтетичны, они комплексны и ориентированы на следующие принципы: приобщение к музыкальному и изобразительному искусству, воспитание эстетического отношения к окружающему, формирование интересов, потребностей, вкусов, коммуникативных способностей, обогащение духовного мира ребенка, воспитание речевой культуры, подготовка ребенка к школе, воспитание дисциплины, самоконтроля.

Обучение детей 3-6 лет нацелено на развитие умения оценивать и воспринимать (характер, эмоции, чувствительность). Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному и художественному искусству. В процессе такого воспитания получение этих навыков, знаний и умений не являются самоцелью. На первый план выдвигается формирование  предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения культурой. Если в процессе художественной деятельности будет сформировано эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Таким образом, из моих слов можно сделать вывод о том, что на формирование личности учащегося и лучших ее качеств через духовно-нравственное воспитание в нашей школе целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.

Литература.

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

6. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

7. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

8. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

9. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.

10. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6

11. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

12. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.

13. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969-126с.

14. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979- 461с.

15. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986.- 371с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".

Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...

"Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности"

В настоящее время большая опасность в нашем обществе - разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учител...

"Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности"

В настоящее время большая опасность в нашем обществе - разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учител...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание-основа формирования личности будущего специалиста

Главной целью педагогов было и остается воспитать каждого студента культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личностью. Стать личностью – значит осознать себя человеком чел...

Духовно-нравственное развитие и воспитание основа формирования личности гражданина и патриота России

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализов...