Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание-основа формирования личности будущего специалиста
статья по истории на тему

Омельченко Евгения Николаевна

Главной целью педагогов было и остается воспитать каждого студента культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личностью. Стать личностью – значит осознать себя человеком человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом.  Вовлечь эти ценности, как  созидательную силу, в трудовую, социально значимую деятельность,  в общественную жизнь,  в человеческие отношения, в повседневный быт.

            Личность – это гражданин, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу. Воспитательный элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику. Духовно-нравственное мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

Доклад на тему:

Духовно-нравственное воспитание-основа  формирования личности будущего специалиста

Заслушан на заседании педагогического совета 21.02.2017 г.

Из опыта работы преподавателя общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин,

куратора группы 11К, специальность 38.02.04

 Коммерция (по отраслям)

Омельченко Е.Н.

Моршанск  2017 г.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; на оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, а также на создание условий для  самореализации. Стержнем этой работы является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных  интересов, гражданской помощи студентов.

        Общество, в котором мы живем, чрезвычайно сложно,  динамично, противоречиво. Социальные перемены затрагивают и политику, и экономику, и духовную жизнь. Все это приводит к ломке ранее сложившихся идеалов и ценностных представлений. Молодежь, попадая в такую ситуацию, испытывает неопределенность в отношении своей будущей жизни, работы.

        Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения.

        Безнравственность и бездуховность порождают у молодежи апатию, безразличие к себе и другим. Этому способствуют дефицит любви и взаимопонимания в семье, безработица и социальная невостребованность.

        Главной целью педагогов было и остается воспитать каждого студента культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личностью. Стать личностью – значит осознать себя человеком человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом.  Вовлечь эти ценности, как  созидательную силу, в трудовую, социально значимую деятельность,  в общественную жизнь,  в человеческие отношения, в повседневный быт.

        Личность – это гражданин, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу.

        В формировании личности будущего выпускника среднего специального учебного заведения дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла занимают ведущее место. Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность,  обладающую высокими нравственными и гражданскими качествами.

        Воспитательный элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику.

        «Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай ее и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их», - эти слова великого писателя, мыслителя, педагога Л.Н.Толстого можно с уверенностью положить в основу преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла.

        Особое место в формировании личности принадлежит истории. История – это проявление души народа, его золотой запас. А.С.Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему -  вот черта, отличающая образованность от дикости».

        Духовно-нравственное мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества.

        Владеть исторической памятью – значит усвоить концентрированный позитивный опыт борьбы предшествующих поколений за счастливую жизнь для всех и сделать его орудием дальнейшего совершенствования жизни, увеличения человеческого в человеке. Известный писатель Белов справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Эта мысль восходит к Пушкинской:

        Два чувства дивно близки нам,

        В них обретает сердце пищу:

        Любовь к родному пепелищу,

        Любовь к отеческим гробам.

        На них основано от века

        По воле бога самого

        Самостоянье человека,

        Залог величия его.

        В истории нашего народа – уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственно-эстетические силы, неисчерпаемые душевные россыпи и энергия творческого ума.

        Лучшие черты народного характера – это безграничная любовь к Отчизне, чувство гражданского долга перед ней,  самоотверженность в труде, социальный оптимум, неизбывная вера в могущество человека, высокий пафос познания окружающего мира и энтузиазм в его совершенствовании, способность к сопереживанию жизни других  людей и деловая готовность прийти на помощь, обостренная совесть.

        В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов нашей страны в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий отечественной истории открываются широкие возможности для формирования исторического сознания, чувства гордости за свою Отчизну, нравственного воспитания студентов.

        В суровые годы Великой Отечественной войны писатель Л.Леонов в статье «Слава России», обращаясь к советским воинам, писал: «С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовом бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить».                

Важной формой духовно-нравственного воспитания является краеведческая работа, которую осуществляют студенты, члены исторического кружка. Для этих  студентов характерны глубокая увлеченность, настойчивость и трудолюбие, а их поисковая работа имеет большую общественную и гражданскую значимость. Она развивает интерес у студентов к изучению прошлого нашего края, пробуждает у них чувство гордости за нашу страну, ответственность перед старшим поколением, отстоявшим в кровопролитных боях честь, свободу, независимость нашей Родины.          Материал, собранный студентами, обрабатывается, оформляется. Студенты готовят на его основе доклады, рефераты, с которыми потом выступают на уроках истории, на классных часах.

        Ежегодно комиссия общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин проводит предметные недели.        В рамках недели проводятся следующие мероприятия, воспитывающие у студентов духовно-нравственные чувства: конкурсы газет на духовно-нравственную тематику, конкурсы докладов, рефератов студентов, олимпиады, деловые игры, литературно-музыкальные композиции, тематические вечера. Например,  внеклассные мероприятия  в форме  устных журналов: «Моршанск - город на Цне», «Духовные святыни родного края», «Герои - моршанцы на фронтах Великой Отечественной войны».        

Тематические часы: «Герои в памяти народной», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Лишь память сердца говорит». 

Конференции: «Тамбовчане – Герои Советского Союза и России», «Достопримечательности родного края»,  «Во славу Отечества», «Российский флаг, его история» и т.д. 

Конкурсы творческих проектов  студентов следующей тематики: «Наш край родной»,  «Год культуры на Тамбовщине», «Историко-культурное наследие родного края».

        Студенты  под руководством преподавателя Омельченко  Е.Н. подготовили исследовательские работы для участия в межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»: «Выдающийся российский государственный и военный деятель граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков» и мультимедийная презентация «Родовое имение графа Воронцова-Дашкова в селе Новотомниково Тамбовской области».

Приняли участие в областной научно-практической конференции «Слава Великой Победы – вечная память поколений» в номинации «Судьбы, опаленные войной».

Приняли участие во Всероссийском конкурсе творчески работ «Историко-культурное наследие родного края»

В настоящее время духовно-нравственному воспитанию  уделяется все больше внимания и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности является создание условий, обеспечивающих физическое, духовное и социальное благополучие студентов.                           

Преподаватель  Омельченко Е.Н.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"

Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт....

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Доклад на тему "Духовно – нравственное воспитание средствами изобразительного искусства"

Этот материал представляет опыт работы по теме Духовно - нравственое развитие на уроках изобразительного искуства и во внеурочной деятельности. Доклад содержит задачи морально-нравственных ориент...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание личности"

В докладе описывается работа над духовно-нравственным воспитанием личности на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности....

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».

Духовно -  нравственное развитие и  воспитание  учащихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...