Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание личности"
статья (11 класс) по теме

Красникова Наталья Борисовна

В докладе описывается работа над духовно-нравственным воспитанием личности на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnvpechat.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Красникова Н.Б.

                               Духовно-нравственное воспитание личности.

      Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

     Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.

«Учителя обладают такой властью, о которой

премьер-министр может только мечтать».

            Уинстон Черчилль

      Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

      Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

      Духовность - это доброта, любовь, чуткость и гуманность.

      Иностранный язык:

  •   осуществляет коммуникацию между      людьми, представляющими разные страны и народы;
  •  формирует нравственный облик ребенка, затрагивая нравственные проблемы;
  •  позволяет формировать навыки критического мышления;
  •  дает возможность соотнести свои взгляды с нормами общественной морали;
  •  воспитывает позитивное отношение к диалогу культур.

    Перед нами встаёт вопрос: «Как учить английскому языку с учётом воспитательного компонента?»

   Ответ:  необходимо    формировать ключевые коммуникативные компетенции как  средство развития духовно-нравственного потенциала личности в контексте «вечных  ценностей»

    На занятиях мы обсуждаем следующие темы:

  • Толерантность.
  • Проблемы современной семьи.
  • Благотворительность.
  • Будущее цивилизации.
  • Экологические проблемы.
  • Материализм и национальная культура.
  • Роль президентов в жизни страны и др.

   Нравственному воспитанию студентов способствуют коллективные формы взаимодействия: парная, групповая работа, ролевая игра.

    Парная и групповая работа позволяют:

  • Взаимодействовать друг с другом
  • Обсуждать проблемы со всех возможных точек зрения
  • Предоставляют возможность выбора
  • Вызывают необходимость принятия решения

   Ролевая игра как форма коллективного взаимодействия способствует нравственному воспитанию студентов:

  • Каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
  • Предоставляется возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения.
  • Нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.

  Театральные постановки, изучение и исполнение песен, стихов на английском языке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию студентов, приобщению их к культуре страны изучаемого языка. При подготовке к открытому уроку на тему «Книги в нашей жизни.  Мой любимый писатель» студенты инсценировали отрывок из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», видеозапись этой инсценировки используется при изучении данной темы в других группах.

   Тематика занятий по английскому языку даёт большие возможности для духовно-нравственного воспитания студентов:

  • Моя семья. Семейные отношения.
  • Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
  • Книги в нашей жизни.
  • Роль средств массовой информации.
  • Человек и природа. Экологические проблемы.
  • Россия и её национальные символы.
  • Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций.
  • Отношения внутри коллектива.
  • Этикет и дресс-код.
  • Телефонные переговоры.
  • Деловой обед.
  • Искусство и культура и др.

     Внеурочная деятельность также способствует духовно-нравственному воспитанию студентов. Ежегодно проводятся недели иностранного языка, а с 2014 года английского и немецкого языков  отдельно. Раз в 5 лет, в юбилейный год она всегда посвящается Великой победе над фашизмом. В 2009-2010 учебном году. проводилась неделя на тему «65 лет Великой Победе над фашизмом», в 2010-2011 – «Наш дом - Россия», 2013-2014 – «Литературная Британия». В прошлом году в рамках недели на тему: «70летие Великой победы над фашизмом » была выпущена стенгазета «Союзные войска в ВОВ», проведено открытое внеклассное мероприятие на тему «Победа союзных войск в ВОВ. Крах фашистской Германии» в форме международного телемоста. С 2014 года ежегодно мы проводим олимпиады по английскому языку среди студентов нашего техникума. Студентам очень нравятся дни иностранного кино,  проводимые в рамках недели.

     Каждый месяц при кабинете английского языка проводятся внеклассные мероприятия: круглые столы, беседы, конкурсы сочинений, стихов, кроссвордов, рефератов,  проектов, выпуск стенгазет, просмотры учебных фильмов, праздники и т.д. В этом году в сентябре был проведён конкурс сочинений «О себе», в октябре – Выставка творческих работ на тему «Halloween», в ноябре круглый стол на тему «Великие учёные России. М.В. Ломоносов», в декабре планируется беседа на тему «Новый год и Рождество в разных странах», в январе викторина «Что вы знаете о Великобритании?», в феврале выпуск стенгазеты тему «День Святого Валентина» и т.д.

       При кабинете английского языка работает поисково-творческая школа «Первые шаги в науку», результатом которой является ежегодное участие студентов в конференции «Ступени роста». С 2009 по 2011год студенты работали над темой «Выдающиеся писатели Англии», в 2013-2014 учебном году– «Использование традиционных форм обращения в английском языке», с этой работой  студенты Щенников В. и Громов А. принимали участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Галактика знаний», а также в конкурсе исследовательских работ, который проводился  интернет-изданием «Профобразование», в 2014-15 -  исследовательский проект на тему«Заимствования в английском языке»

     В проектном исследовании учитель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию студентов.

      Все участники проектов - и педагог, и студенты работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Студенты с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу.  Студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества. 
       Я думаю, что участие в конкурсах и олимпиадах всероссийского и международного уровня создаёт условия для воспитания чувства ответственности, гордости за своё учебное заведения, приобщает студентов к активному участию в жизни техникума. Я курировала шесть участников всероссийских олимпиад и международного конкурса, из них четверо заняли призовые места.

    Студенты группы 12-03ИС Богданов А. и Юртова Н. получили дипломы 1 и 2 степени в международном конкурсе «Молодёжное движение» в январе 2015 года.

     Студент гр. 13-04ИС Савин Д. принял участие во Всероссийской олимпиаде по английскому языку для студентов ОО СПО в декабре 2014.

     Студент этой же группы Любимцев А. получил диплом 2 степени во Всероссийской олимпиаде по английскому языку «Вот задачка» в апреле2015 г., а Разживин Д. занял 2 место в олимпиаде «Вот задачка» 25ноября 2015 года.

      Английский  язык как учебная дисциплина  может быть действенным фактором приобщения студентов к духовным ценностям, т.к. даёт большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры, что способствует объединению, сближению и доброму отношению к людям, живущим на земле.