Главные вкладки

    выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
    материал

     Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет  отношение к детям. То, что мы заложим  в душу ребенка сейчас, проявится  позднее, станет его и нашей жизнью. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_2020.docx30.73 КБ
    Файл pedsovet_2020.docx30.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГБОУ «Демидовская школа- интернат»

    Доклад на тему:

    «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

    Доклад подготовила:

    Кулешова Ю.В.

    2020г

     Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет  отношение к детям. То, что мы заложим  в душу ребенка сейчас, проявится  позднее, станет его и нашей жизнью. 

      «Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».


     Основные задачи нравственного воспитания:

    1. формирование нравственного сознания;
    2. воспитание и развитие нравственных чувств;
    3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

           Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
    - нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм);
    - нравственый облик (терпение, милосердие, кротость);
    - нравственные  позиции (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);

    - нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
    - нравственное поведение (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

    Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

    Конечно, трудно сейчас перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но эти качества необходимо закладывать сегодня. Мы должны научить детей видеть хорошее в человеке, стать добрыми к людям, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей нас природы, бережно относиться к ней, помочь обрести чувство любви к своему отечеству, к своим корням, к своим традициям.

    Каждый педагог должен помнить, что воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека духовно-нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

    Для формирования нравственных качеств необходимы различные методы и формы .

    Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

    Исходя из целей и задач нравственного воспитания, его методы принято классифицировать на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания.

    К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения.

    Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности : учебной, общественно - полезной, трудовой, игровой и т. д.

    Особое место в работе с детьми с нарушением интеллекта занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.

    У учащихся  формируются чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину; успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного. Необходимо воспитывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и др.

              Формы организаций и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы.

     Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка.

    Учащиеся с интеллектуальным нарушением имеют существенные отклонения в личностных проявлениях.

    1.У них  существенно страдают волевые процессы. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий.

    Ученикам свойственно неумение противостоять воле другого человека. Но прибегают  к  хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.

    2. Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Свойственные детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.

    Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев — неадекватные. У третьих — не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

    3. В сложной структуре формирующейся личности учащихся существенное место занимает мотивационно-потребностная сфера. Под понятием мотивы обычно имеется в виду все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности. У наших детей преобладают физиологические потребности. Отсутствие правильного осознания своего социального статуса,  самооценки и уровня притязаний. А ведь это является одним из самых главных нравственный качеств личности.

    4. Самооценка и уровень притязаний учащихся нашей школы  часто бывают не вполне адекватными. Многие дети переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки.

    В данный момент я являюсь классным руководителем 5 класса. Этих детей я взяла 1сентября 2020г.

    Нельзя выделить определённые часы для воспитания нравственности. Оно происходит во всех режимных моментах - на уроке, перемене, в общении с ребенком, на прогулке,  во внеурочное время.

     Для формирования волевых качеств я в своей работе использую метод беседы как фронтальной, так и индивидуальной. Я требую от каждого ребенка выполнения режима школы,  провожу беседу о правилах поведения в школе-интернате. В течении года запланированы здоровьесберегающие классные часы: «Как вырасти здоровым?», « Профилактика гриппа», « Здоровое питание».

              В целях формирования доброжелательного отношения между одноклассниками будут  проведены  классные часы:

    • О сквернословии;
    • О толерантности;
    • « Мы все такие разные»
    • О правилах личной гигиены.

    Мои дети зачастую не осознают свою принадлежность к социальному статусу. Для этого я провела беседы «Права и обязанности ученика», «Поведение на уроке, на внеклассном мероприятии».

    Также я запланировала такие классные часы, как:

    Что такое хорошо, что такое плохо?

    Что значит быть ответственным.

    Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

    Ты и твои друзья.

    Добро и зло вокруг нас.

    В этом году мне дали факультатив в 5 классе «Шаги в большую жизнь». Здесь тоже проходит много бесед на нравственное воспитание. Такие как :

    Я ученик, зачем нужны перемены, новичок в классе, и др.

    В школе- интернате проходит много интересных, ярких мероприятий и поэтому я хочу, чтобы мои дети как можно активнее участвовали в школьных мероприятиях. Положительные эмоции хорошо влияют на доброжелательные отношения между  детьми, а это необходимо для поведения в быту и для социальной адаптации.

    Завершая свое выступление могу сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания.  

    Специфика работы в нашей школе – это совместная работа учителя и воспитателя. Поэтому подготовку и проведение мероприятий проводим согласованно и взаимосвязанно. Только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках, на самоподготовке, на внеклассных мероприятиях способна ввести наших ребят в мир человеческого общения.

    Т.О.  проводя такую работу, мы стараемся формировать у детей нравственные качества, которые готовят ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.

    Ни одна даже самая малая возможность донести  понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами .



    Предварительный просмотр:

    СОГБОУ «Демидовская школа- интернат»

    Доклад на тему:

    «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

    Доклад подготовила:

    Кулешова Ю.В.

    2020г

     Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет  отношение к детям. То, что мы заложим  в душу ребенка сейчас, проявится  позднее, станет его и нашей жизнью. 

      «Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».


     Основные задачи нравственного воспитания:

    1. формирование нравственного сознания;
    2. воспитание и развитие нравственных чувств;
    3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

           Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
    - нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм);
    - нравственый облик (терпение, милосердие, кротость);
    - нравственные  позиции (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);

    - нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
    - нравственное поведение (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

    Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

    Конечно, трудно сейчас перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но эти качества необходимо закладывать сегодня. Мы должны научить детей видеть хорошее в человеке, стать добрыми к людям, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей нас природы, бережно относиться к ней, помочь обрести чувство любви к своему отечеству, к своим корням, к своим традициям.

    Каждый педагог должен помнить, что воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека духовно-нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

    Для формирования нравственных качеств необходимы различные методы и формы .

    Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

    Исходя из целей и задач нравственного воспитания, его методы принято классифицировать на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания.

    К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения.

    Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности : учебной, общественно - полезной, трудовой, игровой и т. д.

    Особое место в работе с детьми с нарушением интеллекта занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.

    У учащихся  формируются чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину; успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного. Необходимо воспитывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и др.

              Формы организаций и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы.

     Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка.

    Учащиеся с интеллектуальным нарушением имеют существенные отклонения в личностных проявлениях.

    1.У них  существенно страдают волевые процессы. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий.

    Ученикам свойственно неумение противостоять воле другого человека. Но прибегают  к  хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.

    2. Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Свойственные детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.

    Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев — неадекватные. У третьих — не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

    3. В сложной структуре формирующейся личности учащихся существенное место занимает мотивационно-потребностная сфера. Под понятием мотивы обычно имеется в виду все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности. У наших детей преобладают физиологические потребности. Отсутствие правильного осознания своего социального статуса,  самооценки и уровня притязаний. А ведь это является одним из самых главных нравственный качеств личности.

    4. Самооценка и уровень притязаний учащихся нашей школы  часто бывают не вполне адекватными. Многие дети переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки.

    В данный момент я являюсь классным руководителем 5 класса. Этих детей я взяла 1сентября 2020г.

    Нельзя выделить определённые часы для воспитания нравственности. Оно происходит во всех режимных моментах - на уроке, перемене, в общении с ребенком, на прогулке,  во внеурочное время.

     Для формирования волевых качеств я в своей работе использую метод беседы как фронтальной, так и индивидуальной. Я требую от каждого ребенка выполнения режима школы,  провожу беседу о правилах поведения в школе-интернате. В течении года запланированы здоровьесберегающие классные часы: «Как вырасти здоровым?», « Профилактика гриппа», « Здоровое питание».

              В целях формирования доброжелательного отношения между одноклассниками будут  проведены  классные часы:

    • О сквернословии;
    • О толерантности;
    • « Мы все такие разные»
    • О правилах личной гигиены.

    Мои дети зачастую не осознают свою принадлежность к социальному статусу. Для этого я провела беседы «Права и обязанности ученика», «Поведение на уроке, на внеклассном мероприятии».

    Также я запланировала такие классные часы, как:

    Что такое хорошо, что такое плохо?

    Что значит быть ответственным.

    Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

    Ты и твои друзья.

    Добро и зло вокруг нас.

    В этом году мне дали факультатив в 5 классе «Шаги в большую жизнь». Здесь тоже проходит много бесед на нравственное воспитание. Такие как :

    Я ученик, зачем нужны перемены, новичок в классе, и др.

    В школе- интернате проходит много интересных, ярких мероприятий и поэтому я хочу, чтобы мои дети как можно активнее участвовали в школьных мероприятиях. Положительные эмоции хорошо влияют на доброжелательные отношения между  детьми, а это необходимо для поведения в быту и для социальной адаптации.

    Завершая свое выступление могу сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания.  

    Специфика работы в нашей школе – это совместная работа учителя и воспитателя. Поэтому подготовку и проведение мероприятий проводим согласованно и взаимосвязанно. Только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках, на самоподготовке, на внеклассных мероприятиях способна ввести наших ребят в мир человеческого общения.

    Т.О.  проводя такую работу, мы стараемся формировать у детей нравственные качества, которые готовят ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.

    Ни одна даже самая малая возможность донести  понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

    Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...

    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

    В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

    Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности

    Статья посвящена основным аспектам  духовно-нравственного воспитания  на уроках музыки...

    Доклад на тему :"Деятельность классного руководителя по изучению личности ребёнка"

    В докладе:"Деятельность классного руководителя по изучению личности ребёнка" рассмотрены основные методики по изучению личности ребенка...

    Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта

    В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном  воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...

    Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

    Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

    Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

    Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно...