Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе. Доклад.
статья

В данной публикации представлен доклад "Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе

Personal education of juvenile primary school-aged chess players

in the training process

Алваров Л.Р.

Педагог-организатор МБОУ «Школа №3» гор. окр. Балашиха

Ключевые слова: личность, шахматист, тренировочный процесс, воспитание, нравственность, патриотизм.

Key words: personality, chess players, training process, upbringing, morality, patriotism.

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы подготовки юных шахматистов и их воспитания в тренировочном процессе, приводятся методы исследования и результаты тестирования школьников на базе школы №3 г. Балашиха, даются конкретные предложения по улучшению воспитания всесторонне развитой личности юного шахматиста. Статья предназначена тренерам и педагогам по шахматам.

Abstrakt.

In the article by issues of young chess players’ preparation and their education are considered, research methods and results of schoolchildren’s testing based on the Balashikha’s school №3 are presented, particular suggestions on further development of well-rounded personality of a young chess player are given. The article is oriented on teachers - chess coaches.

Введение.         

К настоящему времени было проведено исследование нравственного воспитания личности в процессе тренировок (например, система подготовки спортсменов на базе ДЮСШ [7], шахматных клубов [8] и секций дополнительного образования [9]; в общеобразовательных школах во внеурочной деятельности - в курсе «Шахматная азбука» [10]), в результате которого была научно обоснована необходимость развития нравственной сферы личности спортсмена. Как  показывает анализ литературы, система подготовки спортсменов направлена, в основном, на передачу профессиональных знаний, умений и навыков и развитие специальных способностей занимающихся. Тогда как в самом тренировочном процессе не уделяется должного внимания воспитанию личности юного спортсмена, в т. ч.  нравственному и гражданско-патриотическому.

Под влиянием спортивной деятельности на формирование личности спортсмена до недавнего времени подразумевалось лишь установка тренера на результат, что в конечном итоге негативно влияло на личность спортсмена [6].

Таким образом, современная система спортивной подготовки только декларирует задачу воспитания личности спортсмена. В существующих программах спортивной подготовки не представлен развернуто раздел по организации  воспитательной работы с юным спортсменом.  Для детей, которые занимаются шахматами в системе дополнительного образования, во внеурочных занятиях «Шахматной азбукой» проблема воспитания личности юного шахматиста в настоящее время является актуальной.

Цель исследования – оценить личностные качества шахматистов  младшего школьного возраста в тренировочном процессе.

Задачи: провести опрос для оценки уровня воспитанности, нравственности, патриотических чувств школьников-шахматистов.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, опрос, экспертный опрос.

Базой исследования являлась МБОУ «Школа № 3» города Балашиха.

         Результаты. Проведенный опрос на определение патриотических чувств младших школьников показали, что 11,1% детей в не знают, что такое Родина; 81,5 % не знают, кого называют ветераном. Однако отрадно, что все дети на вопрос «Как называется наша страна», ответили: «Россия». Правильные, хотя и не однозначные, ответы (военные, мальчики, пограничники, солдаты, спецназ) были получены и на вопрос «Кто защищает Родину?». Четкого определения слову «война» не дал никто из детей, но все младшие школьники прекрасно понимают, что война – это «боль», «смерть», «бой», «раны» и т.д.

           Опрос, проведенный еще в одной  группе, показал еще более худшие результаты.  Что такое Родина не знают 26,7 % детей. 10% детей не ответили на вопрос «Как называется наша страна»; 6,7% - на вопрос «Что такое война?»; 76,7% - на вопрос «Кто такой ветеран?».

Уровень воспитанности детей оценивали родители и классный руководитель. Результаты показали, что  первоклассники достаточно любознательны, любят слушать, рисовать, участвовать в делах класса, позитивно относятся к школе, бережно - к природе, вежливы в отношениях с людьми, однако мало отличаются трудолюбием, не проявляют старания в учебе, не умеют управлять своим поведением.

Опрос, направленный на определение нравственных качеств школьников, показал, что дети понимают важность оказания помощи другим людям, умения дружить, быть честным, проявлять уступчивость в определенных ситуациях, уважительно относиться к своим товарищам. Однако 18,2% первоклассников считают, что кто сильнее, тот и прав и столько же, - что в жизни нужно уметь обманывать, а двое детей (из них одна девочка) хотят, чтобы их все боялись.

Выводы. 1. Поскольку времени у родителей на воспитание детей остается все меньше, а улица, телевидение и Интернет оказывают больше отрицательного воздействия, чем положительного, в данный момент возникает острая необходимость воспитания детей педагогами и в том числе в шахматном тренировочном процессе.

2. Опрос родителей и детей, а также наблюдения учителей показали, что шахматистам-первоклассникам присущи любознательность, бережное отношение к природе и школе, уважительное отношение к своим товарищам, учителям и взрослым. Но в то же время первоклассники не привыкли самостоятельно трудиться, у них плохо развит самоконтроль, отсутствует  старание в учебе.

3. Патриотические чувства детей, как показал опрос, достаточно сформированы, однако нуждаются в коррекции.

Список литературы

                 1. Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник/ Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин: под ред. проф. Н.Ю. Мельниковой. – М: Советский спорт, 2013. 392 с. С. 23

2. Методология современной общей и спортивной педагогики: Всерос. науч. конф.: посвящается 75-летию со дня основания каф. педагогики Рос. Гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма (7-9 окт.2004 г.): материалы науч. конф. / под общ. ред. С.Д. Неверковича, В.В. Гожина, Л.Д. Квиртия; Линовицкий Е.П., Косарев В.Е. Шахматы как модель научных исследований (Методологический аспект). - Фед. агенство по физкультуре, спорту и туризму Рос. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2004. – 372 с. С.159-160.

3. Никанова Е.А. «Шахматы как третий урок физической культуры в общеобразовательной школе», Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-метод. Журнал РАО РГУФК С,МиТ.№ 4 2014.

4. Покровский Е.А. «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно в России» издательство Москва типография А.А. Карцева, 1884 год, страниц 386. http://litvik.ru/2/13/history/20305-pokrovskiy-ea-fizicheskoe-vospitanie-detey-u-raznyh-narodov-preimuschestvenno-rossii.html

5. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года [Текст] / В.В. Путин // Российская газета. - 2008. - 9 февраля. - С.2

6. Рогалева Л.Н. «Влияние спортивной деятельности на формирование личности спортсмена», Тезисы докладов на XIII научно-практической конференции по «Психологии физического воспитания и спорта», М.- 1992

7. http://mognovse.ru/iju-obrazovatelenaya-programma-po-shahmatam-srok-realizacii-11.html

8. http://docplayer.ru/26270588-Obrazovatelnaya-programma-shahmaty.html

9. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-edagogika/library/2013/10/16/programma-shakhmaty-v-sfere-dosuga 

10. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/08/09/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-shakhmatnaya-azbuka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Презентация доклада «Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе» на Международной научно-практической конференции, посвященный Рудиковским чтениям.

В данной публикации представлена презентация доклада «Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе» на Международной научно-практичес...

Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник ср...

ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ. Магистерская работа.

В публикации представлена магистерская работа "ВОСПИТАНИЕ  ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРЕНИРОВОЧНОМ  ПРОЦЕССЕ"....

Непрерывность процесса физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Проблема непрерывности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста неразрывно связана с основными педагогическими принципами: постепенности и преемственности. Особенно важно...