Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».
статья по математике на тему

Кузнецова Валентина Ивановна

Духовно -  нравственное развитие и  воспитание  учащихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации современного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temuduhovnoe_vospitanie.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».

«… три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле  слова».

Н. Г.  Чернышевский

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества.

Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Я преподаю математику и   считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго  Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока и организацию общения.

Я, например, сделала по 5-6 классам подборку экологических задач, а некоторые составила сама, используя местный материал, Эти задачи я постоянно решаю с ребятами на уроках, тем самым прививаю детям любовь к природе, животным, к своему родному краю, развиваю их познавательный интерес.

Часто провожу уроки, используя технологии КСО, модульного обучения, адаптивной системы обучения. Эти уроки развивают интеллект ученика, формируют самостоятельность и творчество. Совместная работа в паре, группе, коллективе способствует культуре общения, сотрудничеству, взаимопомощи, умению слушать и слышать друг друга.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы  для того, чтобы это сделать. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти логарифмы, синусы, производные, ведь в жизни мне это не пригодится».  А, действительно, зачем?  И поэтому, первый урок математики я посвящаю теме «Математика вокруг нас». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показывается, что математика - это не только "нужно", но ещё и интересно и увлекательно! Дискуссия о развитии математики приводит ребят к выводу о том, что математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается. Для учителя подобный нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

        Перед современным обучением математике поставлен комплекс взаимосвязанных целей – образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение математике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда. Привитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

       Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал.  Т.к. логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой, то сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную  роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

         Со всеми этими замечательными учеными я знакомлю ребят, когда провожу неделю математики. Старшеклассники готовят доклады об ученых и выступают с ними перед учащимися.

Внеклассная работа на современном этапе развития школы является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.  Так как она:

- побуждает и развивает устойчивый интерес учащихся к математике,

-расширяет и углубляет знания учащихся по программному  материалу,

-развивает математические способности и мышление у учащихся,

-развивает умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой

-развивает разностороннюю личность.

Наиболее распространенными формами внеклассной работы являются факультативы, кружки, олимпиады, недели математики. Мои ученики принимают активное участие в муниципальных, региональных олимпиадах и конкурсах, и часто являются призерами и победителями. Надо заметить, что ребята едут на олимпиаду с большим удовольствием и интересом, но не блеснуть знаниями, а защищать честь школы, района.

Им очень нравиться, когда на школьной линейки под аплодисменты всей школы им вручают грамоты и называют гордостью школы. Я их тоже поощряю, победителям или призерам  ставлю в журнал текущую пятерку, а остальным объявляю благодарность за участие. Тем самым  мы  прививаем интерес учащихся к математике, воспитываем  любознательность, общественную активность, чувство гордости за свою родную школу, за свой район.

Немаловажную роль играет в жизни учащихся и итог всей их образовательной деятельности в школе, т. е. результаты  ЕГЭ. Большую роль в подготовке к ЕГЭ  по математике выпускников нашей школы  играют:

а) дифференцированные дополнительные занятия, которые проводились мной два раза в неделю в течение года, которые воспитывали в учащихся сознательное отношение к учебе, ответственность, дисциплинированность

б) выполнение тренировочных и диагностических работ по материалам сайта ege . mioo. ru  в течение года. При проведении диагностических работ мы создавали учащимся  условия близкие к экзаменационным: учащиеся находились в кабинете под наблюдением

администрации, не разрешалось пользоваться телефонами, общаться друг с другом. Эти работы способствовали развитию потребности в самообразовании, воспитывали сознательную дисциплину, ответственность, способствовали адаптации к новой обстановке при сдаче ЕГЭ.

г) постоянная работа с интернетом – скачивание тренировочных тестов, работа с тестами в режиме онлайн

в)  участие в работе интернет-портала «Урок дома». У этого портала есть как свои минусы,  так и плюсы. Минусы : он подходит только  учащимся у которых есть интернет;  для учащихся со слабой математической подготовкой он тоже не подходит. Плюсы: портал своего рода еще один источник  заданий  с решениями для подготовки к ЕГЭ. Работа портала способствует развитию  информационно-познавательную деятельности, внимательности, самостоятельности, развивает математические способности и оказывает помощь в подготовке к ЕГЭ.

В результате все учащиеся 11 классе в этом году  успешно сдали ЕГЭ: из 12 человек  у 5-ти учащихся результат от 52 до 63 тестовых баллов, у  одного 84 балла, а у остальных  6-ти учащихся от 30 до 49 баллов. 8 учащихся поступили в высшие учебные заведения.


Отработав в школе достаточное количество лет  пришла к выводу, что в настоящее время назрела необходимость духовно-нравственного воспитания школьников. Поэтому убеждена, что всем выпускникам школы  не обязательно знать мою математику на пять или даже на четыре, но каждый  выпускник обязан быть здоровым, воспитанным, трудолюбивым человеком т. е. настоящим гражданином нашего общества и помочь ему в этом должны мы - учителя, независимо от  того какой предмет мы преподаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.      ...

эссе "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

В условиях активных социальных и экономических перемен, во времена относительной стабильности мира на планете неизменной остаётся духовная основа, которая светит нам из седой мудрости святоотече...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание личности"

В докладе описывается работа над духовно-нравственным воспитанием личности на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности....

Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание-основа формирования личности будущего специалиста

Главной целью педагогов было и остается воспитать каждого студента культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личностью. Стать личностью – значит осознать себя человеком чел...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования....