Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности" август 2015 г.
статья на тему

Разрабатываемая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

является обновлённым вариантом, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан

Российской Федерации, она направлена на сохранение непрерывности процесса по дальнейшему формированию

патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования

План

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».  

2. Педагогические технологии  и их роль в патриотическом воспитании.

Разрабатываемая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является обновлённым вариантом, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, она направлена на сохранение непрерывности процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Основная цель программы: формирование патриотического мировоззрения через развитие исторических знаний граждан Российской Федерации.    

Системой мер по формированию патриотического мировоззрения граждан предусматривается:

- повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

- активизация интересов к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

- углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;

- сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям;        

- повышение качества работы образовательных учреждений по профессиональной ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию;

- стимулирование и поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности;

- проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных славным историческим событиям России.

Особое место в системе патриотического воспитания занимают учреждения дополнительного образования.

Для успешной работы  по патриотическому  воспитанию в  учреждениях  дополнительного образования должна быть создана целостная система:   разработаны  необходимые программы деятельности, программы дополнительного образования детей патриотической направленности,  хорошо  развита учебно-материальная база, высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования.

         Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

1. Комплекс воспитательных задач, связанных с формированием:

- потребности стать патриотом;

- патриотического мировоззрения и патриотических чувств;

- уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела;

- морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;

- знаний основ военного дела и умений применять их на практике;

- необходимых физических качеств подростков.

2. Педагогическую деятельность воспитания, которая осуществляется с учетом требований психолого-педагогической науки.

3. Управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению патриотических задач в соответствии с возрастом.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь детям обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.

       Можно выделить следующие направления работы по воспитанию патриотизма учащихся в учреждениях дополнительного образования:

- героико-историческое,

- героико-патриотическое,

- спортивно-патриотическое,

- военно-патриотическое,

- историко-краеведческое,

- культурно-историческое,

- духовно-нравственное,

- гражданско-патриотическое,

- социально-патриотическое,

- социально-политическое.

    К важнейшим требованиям содержания патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

- максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике;

- целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

- комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

- неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

- дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.  

 Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Правильно организованное дополнительное образование  предоставляет     широкие возможности для получения  современного качественного воспитания патриотов.

   Эффективность процесса патриотического воспитания зависит от уровня организации дополнительного  образования в целом и квалификации  педагогов.

 Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с чем остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность.

 Патриотическое образование и воспитание через систему дополнительного образования реализуется и в образовательных учреждениях и приобретает все большую значимость.  Нужно понимать, что  патриотизм  это не только   любовью к своему государству, своей Родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином  своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеурочная деятельность, которая проводится в школах, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции.

Классным руководителям, организаторам внеклассной работы необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. В каждом образовательном учреждении должна работать программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом.

педагог – ученик                                            педагог-педагог

осуществляется через

дистанционные олимпиады

сетевые проекты

уроки мужества

  беседы

    лекции

     круглые столы

 конференции

   экскурсии

  походы

  игры

  вахта памяти

             фестивали

смотры строя и песни

Методические объединения   открытые мероприятия

лекции

      семинары

    круглые столы

методические разработки    педсоветы

Во внеклассной работе педагогов во по патриотическому воспитанию могут использоваться такие образовательные технологии, как:

- проектно-исследовательская деятельность;

- коллективно-творческие дела;

- педагогика сотрудничества;

- технологии проблемного обучения;

- проектная деятельность;

- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Эти педагогические технологии реализуются  через деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения.

Для решения проблем гражданского и военно-патриотического воспитания в образовательном учреждении могут быть выделены основные направления работы:

  • Внеурочная деятельность                                      
  • Внеклассная деятельность.
  • Работа с родителями.              
  • Работа с общественными организациями.

Образовательные технологии и их роль в патриотическом воспитании.

Проектно-исследовательская деятельность.

 ФГОС II поколения предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности учащихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них проектная деятельность или метод проектов.

Что мы понимаем под методом проектов?

«Метод» в переводе с греческого  «путь исследования, теория, учение». Сегодня метод понимают как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

 «Проект» в переводе с латинского буквально - «брошенный вперёд», или замысел, план.

   Метод проектов – это система учебно-познавательных  и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В рамках патриотического воспитания в школе могут использоваться следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие  проекты направлены  на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов  может быть  разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре и содержанию  является настоящим   научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие.  Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Образ Родины в художественных произведениях», «Я и мой город», «Я – гражданин России!», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Реликвия моей семьи», «Ветеран живет рядом», «Свет Великой Победы», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности.

 Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса патриотического воспитания.

Коллективно-творческие дела патриотической направленности.

Ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

- воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;

- развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;

-   формирование чувства уважения к другим народам и их  традициям.

Педагогика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым, – одна из продуктивных методик воспитания в современных условиях.

Воспитательные возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Основное средство патриотического воспитания – социально-ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как  общество, люди, Родина, народ,  культура, природа. К  коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма  относятся формы работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, поисково-исследовательские экспедиции, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен.

Информационно-коммуникационные технологии.

Для решения задач патриотического воспитания  применяются различные формы и методы. Один из них - это использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность  источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Информационные технологии предоставляют возможность:

- рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса;

- сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

- построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания;

- вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.  [10]

В дополнительном образовании работа по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ подразумевает три этапа:

- докомпьютерный,  когда педагоги активизируют внимание учащихся на определенной теме, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес;

- компьютерный, когда осуществляется работа с электронными ресурсами;

- презентационный, на этом этапе подводятся итоги работы, представляется презентация.

 Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено. Для этого отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими требованиями.

Критериями эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного развития, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, повышение интереса к истории и культуре России.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание патриотического воспитания, расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые методы воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Социальное пространство для развития патриотизма не должно ограничиваться стенами школы. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам дополнительного образования и классным руководителям в процессе воспитания учащихся. Воспитание и обучение  должно быть построено так, чтобы человек, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его родины.

Системно-деятельностный подход в воспитании.

   Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения и воспитания, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности  как субъекта жизнедеятельности.

 Быть субъектом своей деятельности значит:

 - ставить цели,

 - решать задачи,

 - отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Основываясь на практическом опыте, можно с уверенностью сказать, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что он может,  а что ему еще нужно узнать или какие сделать для себя новые открытия.

Системно-деятельностный метод обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 1) Принцип деятельности. Ученик,  активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности.

2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.

 3) Принцип целостности. Предполагает формирование у  учащихся обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе.

4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и  создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора.

 6) Принцип творчества. Приобретение  собственного опыта творческой деятельности.

Список источников

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» www.gospatriotprogramma.ru/

Интернет-ресурсы:

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг» - http://www.gospatriotprogramma.ru/the-program-of-the-russian-pvgrf-for-the-years-2011-2015

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации - http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/

 4. Сайт Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации - http://www.gospatriotprogramma.ru

5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» - http://festival.1september.ru

6. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Махачкала, 2002

7. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Военное обозрение. 2003. - № 1.

8. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Молодой ученый.  2012.  №5.  

9. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

10. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педагогическом совете «Организация индивидуальной работы с учащимися»

Тема выступления: §Сущность дифференцированного и индивидуального подходов в обучении на теоретическом уровне.§Педагогическая дифференциация учащихся специальной школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете по вопросу " Причины неуспеваемости учащихся"

В  данном   выступлении   обозначены   причины  неуспеваемости,   пути   возможного   преодоления   неспеваемости.   Данный  материал   буде...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

Выступление на педагогическом совете "Модель персонифицированной системы воспитания" Мониторинг в персонифицированной системе воспитания

Выступление на педагогическом совете"Модель персонифицированной системы воспитания"Мониторинг в персонифицированной системе воспитания...

Выступление на педагогическом совете по теме "Патриотическое воспитание школьников"

Основные выдержки по вопросу патриотического воспитания школьников...

Выступление на педагогическом совете, тема: «Рецепт успешного воспитания»

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создава...