Выступление на педагогическом совете по вопросу " Причины неуспеваемости учащихся"
консультация (5 класс) на тему

В  данном   выступлении   обозначены   причины  неуспеваемости,   пути   возможного   преодоления   неспеваемости.   Данный  материал   будет  полезен   как  для  родителей, так  и  для  педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  учителя  истории  и  обществознания   Гайфуллиной   Флюры  Шамсеевны  МБОУ   СОШ№1

 г.  Межгорье   Республики  Башкортостан

Школьная неуспеваемость

 как психолого-педагогическая проблема

  1. Понятие школьной неуспеваемости.

П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся – это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам.

Дубровина И. В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Это определение мы выбрали в качестве рабочего.

  1. Способы обнаружения отставания

Основными способами обнаружения отставаний служат:

  • Наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • Вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение;
  • Обучающие самостоятельные работы в классе.

        При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы,  иногда помогает.

Признаки отставаний учащихся.

  1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал.  Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
  3. Ученик не активен и отвлекается те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
  4. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении  упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.
  5. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает  текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Все вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.

  1. Три степени школьной неуспеваемости.

Педагоги и психологи выделяют следующие виды школьной неуспеваемости.

        Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1. Общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время

2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика)

3. Неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету

  1. Причины неуспеваемости
  1. Общепедагогические причины
  • Несовершенство методов преподавания;
  • Отсутствие позитивного контакта с педагогом;
  • Недостатки учебно-воспитательной работы учителей
  1. Психофизиологические причины

Физиологические причины школьной неуспеваемости хорошо изучены. К ним относятся:

  • Истинная умственная отсталость;
  • Дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия);
  • Педагогическая запущенность;
  • Нарушение умственной работоспособности.

        Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекции с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм)

Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность («гиперактивность»), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, невыносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

        Наблюдения в массовой школе показали, как проявляются типичные последствия органического поражения на протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно-расторможенные дети всегда находятся в состоянии неупорядоченной активности – вертятся, постоянно поворачиваются к соседям, с грохотом роняют на пол учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут импульсивно вскочить и броситься за ними в другой конец класса, с шумом пролезая между партами. Такие дети выкрикивают ответ учителю, в то время когда он спрашивает другого ученика, громким голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со свои товарищем, сидящим в другом конце аудитории. Медлительность, трудности включения приводят к тому, что такой школьник не сразу начинает работать на уроке. Нарушение процесса запоминания, кратковременные выпадения отдельных слов проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит педагога к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но, уже подходя к доске, такой школьник все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге – у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

        У таких детей отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих  противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) обозначается как церебральная астения или «раздражительная слабость». На школьных занятиях такие дети очень быстро, чаще всего неожиданно для окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим.  Невыносливость к длительной умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводит ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений. Обратной стороной «раздражительной слабости» является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой школьник не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как «лень, безделье, нерадивость». Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жевательной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.

        Существенное влияние на неуспеваемость оказывают особенности семейного воспитания. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости, как разлад  в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

        Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка, внимание, ласка, главное – положительное отношение родителей к образованию. Наблюдение за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей – немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны или ими учителя.  От того, что родители не вникают  в содержание деятельности детей, он не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество – много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их родители были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи, попрекают их. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, чтобы предъявить претензии учителям.

        Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

        Таким образом, в работах отечественных педагогов показано, что неуспеваемость вызывается комплексом причин как внутреннего, так и внешнего плана. Ведущую роль в появлении неуспеваемости играют физиологические, психологические факторы, а также особенности семейного воспитания и условия организации учебно-воспитательной работы.

  1. Система работы учителей по оказанию педагогической поддержке неуспеваемости школьников

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

  1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности

Ситуации, затрудняющие деятельность слабых учащихся на уроке:

  • Длительная, напряженная работа: слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал
  • Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует немедленного ответа на них.
  • Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа
  • Ученику со слабой нервной системой трудно отвлекаться от основной работы на реплики, вопросы учителя, ответы других учащихся.
  • С трудом удается работа, требующая распределения внимания или переключения его с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель сразу ведет опрос учащихся, привлекает разнообразный дидактический материал, заставляет делать запись по карте, в тетради, следить по учебнику и т.д.)
  • Трудно работать слабому ученику в шумной, неспокойной обстановке
  • Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем
  • Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога
  • Ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал
  • Когда учитель быстро и не совсем последовательно подает материал, задавая вопрос классу
  • Когда время работы ограниченно и невыполнение работы грозит отрицательной оценкой
  • Когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания
  • Инертные ученики с трудом выполняют задания на сообразительность при высоком темпе работы
  1. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для  этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
  2. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
  3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая  воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника, самим школьникам.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

        При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтоб он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

        Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную  беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем у других учеников, инструктировать их.

        Большое внимание необходимо уделять дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполнено самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

        Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос мало разработан, но имеются интересные приемы, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

        В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление."Исследовательская деятельность учащихся"

Отличительной чертой современного гимназического образования является научно-исследовательская деятельность учащихся. Исследовательские работы школьников участвуют в  научно-практических конферен...

Выступление: Дефференцированное обучение учащихся с разной функциональной ассиметрией полушарий

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, и...

Выступление "Система подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике"

в данной работе описан опыт как лучше подготовить к ОГЭ и ЕГЭ по математике выпускников школы....

Выступление для набора учащихся

Выступление для родителей...

Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».

Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время....

Выступление «Повышение интереса учащихся к изучению языка за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы обучения»

Выступление  «Повышение  интереса учащихся к  изучению языка  за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы обучения»...

Зональный семинар учителей географии южного Подмосковья на базе МБОУ лицей №4 (зональный уровень) Выступление группы экскурсоводов учащихся 10б класса: Головой Юлии, Гулиной Алёны, Малашенко Никиты по теме «Геологическое прошлое Москворецко-окской ра

История Подмосковья уходит в глубокое прошлое. Территория, занимаемая Московской областью, находится в центральной части Восточно-Европейской платформы, которую природа создавала долго и основательно....