Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».
методическая разработка

Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temenkova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики  – основа коррекционно- развивающего обучения».

В школу – интернат  поступают дети с задержкой интеллектуального развития конституционного, соматогенного, психогенного, церебрально – органического происхождения. Учащиеся перенесли различные инфекционные заболевания, травмы, неблагоприятные условия воспитания, интоксикации нервной системы. У учащихся наблюдается средний и низкий уровень познавательной деятельности, связанный с нарушением памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций.

Учащиеся с неосложнённой формой ЗПР становятся успевающими при осуществлении правильно организованной педагогической работы и  индивидуального подхода в их обучении и воспитании.

Уроки физики и математики  являются составной частью коррекционно – воспитательной работы.

Главная цель моей педагогической деятельности

 Развитие у учащихся интереса к познанию физических явлений, приобретению навыков самостоятельного изучения фундаментальных основ науки; создание условий для обучения и развития физических и математических способностей учащихся на основе индивидуального подхода.

 Система умений и навыков учебного труда включает умение читать и писать, самостоятельно планировать работу, осуществлять самоконтроль и вносить последующие коррективы. Я считаю, что качество знаний учащихся находится в прямой зависимости от уровня сформированности этих умений.

 У ребят же  со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир , задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке. Анализ исследований учёных- педагогов (Б.Г.Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.А.Гордона и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что у большинства моих учеников, наблюдается низкое развитие самостоятельной деятельности .

Тема по самообразованию над которой я работаю: «Самостоятельная деятельность учащихся – основа коррекционно- развивающего обучения».

Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время.

Задачи педагогической деятельности:

1)организовать совместную деятельность, обеспечивающую комфортность участников обучения, способствующую  культурному и интеллектуальному развитию  учащихся;

2)развитие у учащихся основных мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация их деятельности с речью;

3)Формировать культуру общения, то есть умение вести дискуссию, слушать и уважать мнение партнёра; аргументировать свою точку зрения;

4)обеспечить обучение каждого учащегося на доступном ему  уровне, применяя дифференцированный подход.

Основные принципы педагогической деятельности:

- научность;

- доверие во взаимоотношениях между учащимися и учителем;

- доступность изучаемого;

- самокритичность и способность находиться в постоянном поиске форм и методов обучения;

- учёт индивидуальности каждой личности.

Свою работу я веду в трёх направлениях:

  1. Изучаю опыт коллег и других педагогов по научно – методической литературе.
  2. Применение, с адаптацией, к своим педагогическим возможностям и способностям.
  3. Анализирую  положительных результатов своей работы и недоработки  для совершенствование своей системы преподавания.

При решении данных задач встречаются трудности, в основном, это связано с недостаточным обеспечением кабинета физики оборудованием, приборами.

В прошедшем учебном году в кабинете был установлен стационарный компьютер со всем необходимым оборудованием (проектор, интерактивная доска), что является очень хорошим подспорьем при решении учебных и воспитательных задач.

Для процесса обучения первостепенное значение имеют познавательные умения, т.е. умение самостоятельно приобретать знания из различных источников. При подготовке к урокам всегда отвожу достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, расширяющих связь предмета с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта( многие учащиеся успешно обучаются по физики, благодаря своему житейскому опыту Бессонова К., Пилипас Д. и т.д.). Максимально использую межпредметные связи. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, пословицы и поговорки физического содержания. Ребята сами охотно исполняют роль учителя, составляя и подбирая для своих одноклассников  задания, готовят сообщения о выдающихся учёных, составляют кроссворды, тесты, рисуют шарады.

Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда.

Виды самостоятельных работ: (Приложение 2)

  1. Приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания. ( 7 класс урок  «Передача давления жидкостями  и газами. Закон Паскаля». Задание прочитать текст и подготовить ответы по заданному плану; 9 класс  урок «Перемещение». Логическая цепочка: Путь – Траектория -  Перемещение. Самостоятельно выделить материал, поясняющий каждое звено.)
  2. Закрепление и уточнение знаний. (Самостоятельные, индивидуальные, контрольные работы))
  3. Формирование умения применять знания на практике. (Лабораторные работы, фронтальный эксперимент, например 8 класс при изучении темы « Электризация тел при соприкосновении».)
  4. Формирование умений и навыков творческого характера. (Экспериментальные задания творческого характера «Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба и плотности жидкости» , «Координатная плоскость».)

Самостоятельную работу я предлагаю с различными целями и на различных  этапах урока: при повторении материала, для изучения некоторых теоретических вопросов, для изучения устройства и принципа действия несложного прибора, при подготовке к лабораторной работе.

Пытаюсь  прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребёнком позволяет добиться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.( Приложение 1)

  Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают или пытаются овладеть  системой научных и технических знаний, понятий. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер.

Также одним из видов самостоятельной работы считаю работа с учебником. У детей воспитывается любовь и уважение к книге, как к источнику научных и технических знаний. Учу детей выделять главное, излагать прочитанное, пользоваться рисунками, графиками.( 8класс тема «Источники тока» используя учебник сформировать представление об устройстве батареи карманного фонаря, 6 кл. тема «Сложение чисел с разными знаками» дети самостоятельно изучают новую телу и далее выполняют тренировочные задания, слабые учащиеся с комментариями)

Чтобы улучшить мотивацию обучения, повысить интерес к предметам  проводим неделю физики и математики . При проведении недели использую различные формы:

- ребята старших классов проводят беседы для учащихся 4-6 классов с демонстрацией опытов;

- проведение различных мероприятий: КВН, Звёздный час, Конкурсы, Игры и т.д.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой мировой и отечественной педагогики.Этот вопрос наиболее актуален в настоящее время: обществу требуются образованные ...

Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....

Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения (химия в учебной деятельности слепых обучающихся)

Специфику коррекционной работы по химии можно определить следующими положениями:- выявление признаков химических объектов с помощью неполноценного зрения  сохранных органов чувств;- подбор химиче...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физики

В докладе рассказывается о роли самостоятельной работы учащихся на уроках физики, представлены основные этапы и принципы  управления самостоятельной работой...

Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства"

Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства"...