Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".
статья по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрченко Е.Ф.,

учитель истории, Почётный работник общего образования РФ, г. Москва

Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории

В последние годы произошли изменения в содержании и задачах коррекционной  школы. В современных условиях на первый план наряду с образовательными выступают задачи воспитательные, связанные с личным восприятием каждым учеником материала, изучаемого на уроках. Урок формирует убеждения, которые будут проявляться в делах и поступках человека, вышедшего за порог школы.

Коррекционная школа, воспитывая и обучая умственно отсталых детей, имеет специфическую задачу-осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося. Школа должна давать умственно отсталым учащимся знания, но кроме этого- развивать умение мыслить самостоятельно.

Решение этих важнейших задач невозможно без использования самых разнообразных форм работы на уроке, поиска нестандартных путей и технологий, предполагающих предметную деятельность умственно отсталых учащихся во время занятия. Как представляется, наиболее полно реализует задачу вовлечения умственно отсталого ученика в этот процесс самостоятельна работа на уроке. Именно она помогает учителю в решении важнейших задач обучения, способствует формированию ведущих идей, понятий и знаний; развивает мышление учащихся; организует их активную познавательную деятельность; формирует учебные и специальные умения школьников, в том числе навыки самостоятельной работы, развивает интерес к предмету; разнообразит формы проверки знаний; способствует проведению дифференцированной работы с учащимися.

Кроме того, самостоятельная работа нужна не только с целью познания, но и призвана сформировать самостоятельность как черту личности, самостоятельность в широком смысле слова: самостоятельность мышления, поведения, побуждения к деятельности, самостоятельность практических действий. Известно, что любая черта личности развивается в процессе соответствующей деятельности. Следовательно, если мы говорим о самостоятельности, то нужно думать, что она может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая является залогом прочного и сознательного усвоения знаний.

Среди предметов, изучаемых во вспомогательной школе, важное образовательное, практическое и воспитательное значение имеет история.

Формирование знаний по этому предмету и развитие самостоятельной учебной деятельности происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития умственно отсталых школьников.

Обучение истории предполагает и требует применение большого количества заданий для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.

В педагогической практике учителя вспомогательной школы встречаются определенные трудности при организации самостоятельной работы на уроке истории. Поэтому эта проблема является актуальной и требует поиска методов организации данного вида деятельности в процессе преподавании предмета.


Самостоятельная работа как средство развития психических познавательных процессов школьников

Познание - это не только система  действий, но и внутренняя психическая деятельность. Организация самостоятельной работы на уроке должна осуществляться с учетом особенностей психических познавательных процессов умственно отсталых детей. Замедленность темпа восприятия информации, сужение объема воспринимаемого материала, недостаточная активность восприятия влияет на весь последующий процесс усвоения знаний, то есть на понимание, обобщение, закрепление, применение.

Самостоятельная работа на уроках является средством развития психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Все эти процессы присутствуют при выполнении любых видов самостоятельных работ. На уроке истории это может быть: отбор материала по какому-либо вопросу; группировка материала; установление связи между явлениями; анализ исторического источника; формулировка собственного суждения; анализ исторической карты; выделение основного и второстепенного; сравнение; доказательство; установление последовательности определенных фактов и событий; решение задач; рецензирование ответа; работа над понятиями; объяснение новых фактов на основе изученных; составление простого плана; пересказ; составление краткого конспекта по тексту параграфа; тесты; отбор материала по какому-либо вопросу; составление опорного конспекта; составление рассказа по нескольким источникам; задачи по хронологии; составление плана рассказа по ходу объяснения учителя; работа с контурной картой; устное сочинение; работа с настенной картой; и так далее.

Большинство видов самостоятельной работы предполагает включение механизмов памяти, мышления и внимания. Поэтому необходимо учитывать особенности этих познавательных процессов у умственно отсталых школьников.

Мышление умственно отсталого ученика носит конкретный характер, непоследовательна и отличается некритичностью суждений.

Память зависит от осмысления, опосредованная, новые связи формируются медленно, быстро забываются вследствие истощаем ости и тормози ости коры головного мозга.

Внимание неустойчиво, также быстро истощается.

В памяти сохраняется то, что вызывает действие. Самостоятельная работа-это всегда действие. Прочность запоминания, следовательно, зависит от степени участия умственно отсталого ученика в выполнении задания, от того, вызвало ли оно у него интерес, каковы были цель и мотивы, побуждающие запомнить.

На запоминание влияет также сделанная перед выполнением самостоятельного задания установка учителя на то, на что именно нужно обратить внимание, выполняя самостоятельную работу. Улучшения процесса запоминания способствуют задания на сравнение, составление планов, схем, таблиц, познавательные задания.

Выполнение любой самостоятельной работы требует активного понимания учеником содержания проблемы. Это условие является необходимым для дальнейшего воспроизведения материала, извлечения знаний из долговременной памяти в оперативную. Здесь включается механизм узнавания, припоминания, воспоминания. При изучении истории это особенно важно, потому что все изучаемые явления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. На основании имеющегося опыта, припоминая, узнавая, учащийся в состоянии выполнить задание. Коррекционная роль самостоятельных работ на уроках истории очень велика, так как способствует развитию и тренировке всех перечисленных психических познавательных процессов.

Методы организации самостоятельной работы на уроках истории

Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности умственно отсталых учащихся возможна на основе индуктивного, дедуктивного, репродуктивного, словесного, практического и наглядного. Метод - это способ деятельности, направленный на достижение определенной цели:

  • индуктивный метод позволяет формировать умение анализировать факты с целю формулировки выводов и обобщений;
  • дедуктивный метод формирует умение анализировать факты с целью установления следствий, вытекающих из них;
  • репродуктивный метод способствует отработке умений и навыков, т.к. превращение, умения в навык требует неоднократных действий по образцу;
  • словесный метод позволяет формировать умение составлять план, конспект, таблицу, схему по ходу или после объяснения учителя, что пробуждает потребность в активном усвоении материала, вызывает интерес к новой теме;
  • практический метод способствует применению на практике полученных теоретических знаний, предполагает активное осмысление предстоящих действий, влияет на прочность запоминания изучаемых вопросов;
  • наглядный метод развивает абстрактное мышление, усиливает ощущение достоверности словесной информации, активизирует воображение, фантазию школьников.

Например:

Метод

Виды самостоятельной работы

1 Индуктивный.

1 Анализ фактов с целью формулировки выводов и обобщений:

2 Анализ исторического источника.

3 Анализ исторической карты и т.д.

2 Дедуктивный

  1. Анализ фактов с целью установления следствий, вытекающих из них:

-выделение основного и второстепенного;

-сравнение;

-установление последовательности отдельных фактов и событий;

-доказательство.

2 Решение задач и т.д.

3 Репродуктивный.

1 Составление простого плана.

2 Пересказ.

3 Составление краткого конспекта по тексту параграфа и т.д.

5.Словесный.

1 Составление опорного конспекта по ходу рассказа учителя.

2 Составление таблиц, схем по ходу рассказа учителя и т.д.

6 Практический

1 Составление схем, таблиц.

2 Работа с контурной картой.

7 Наглядный.

1 Устное сочинение при работе с учебной картиной.

2 Задания при работе с учебной картиной.

3. Задания при демонстрации диафильмов, слайдов, аппликаций.


Необходимо отметить, что между указанными методами существует тесная взаимосвязь. Во время организации самостоятельной работы учащихся происходит их сочетание. Например, применение репродуктивных методов невозможно без словесных, наглядных, практических приемов; ,индуктивный, дедуктивный  применяются так же с помощью словесных, наглядных методов; наглядные сочетаются со словесными; индуктивные с практическими и т.д.

Все эти методы широко применяются при организации самостоятельной работы. Однако, можно предположить, что наиболее оптимальными для формирования комплекса умений и навыков самостоятельной работы умственно отсталых учащихся являются репродуктивный, словесный, практический и наглядный методы. Их использование, наиболее рационально ,так как отвечает возможностям умственно отсталых учеников, они доступны для самостоятельного выполнения. Необходимо отметить, что выполнение любых самостоятельных работ умственно отсталыми учащимися осуществляется под контролем учителя. Учитель дает задание, организует, руководит, корректирует, исправляет, оценивает.

Наиболее сложными являются индуктивный, дедуктивный методы, так как они требуют определенного уровня развития мышления, способности анализировать и формулировать выводы. Однако, осуществляя дифференцированный подход, задания на основе этих методов все же необходимы, потому что они позволяют обогатить скудный запас представлений умственно отсталого школьника, формируют навыки самостоятельной деятельности.

Таким образом, каждый метод организации самостоятельной деятельности учащихся предполагает достаточное количество заданий, которые может использовать учитель на уроке в соответствии с поставленной учебной целью. Если исходить из того, что все задания для самостоятельной работы предполагают три уровня сложности: 1-на знание; 2-на установление причинно-следственных связей; 3-на применение, то, как показывает практика. для умственно отсталых учащихся под силу лишь первый уровень сложности- на знание.

Таким образом, при организации самостоятельной работы с умственно отсталыми учащимися необходимо учитывать психолого-педагогические условия ее осуществления, знать характер процесса усвоения знаний, методы организации, умения и навыки, формируемые в процессе самостоятельной работы. Необходимо выбирать наиболее рациональные способы, соответствующие задачам образования и уровню подготовки учащихся, осуществляя дифференцированный подход.


Самостоятельная работа как средство формирования умений и навыков

Регулярная самостоятельная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся данные, знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизируемых действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у учеников вспомогательной школы необходимы следующие условия :создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.

Общая классификация умений

учащихся    по истории.

Учебно – организационные:

-планирование деятельности:

-рациональное выполнение заданий:

-самооценка.

Речевые(письменные и устные):

-умение отвечать на вопросы:

-пересказывать текст;

--связно излагать.

Учебно-информационные:

-с книгой (учебник, хрестоматия,

справочник).

Учебно-интеллектуальные:

-мотивация деятельности;

-осмысление и изложение информации;

-восприятие и воспроизведение;

-самоконтроль.

 В преподавании истории  во вспомогательной школе процесс формирования навыка у умственно отсталых детей складывается, как мне представляется, из следующих этапов:

Формирование ориентировочной основы умения:

1.Постановка перед учащимися задачи.

2.Разъяснение и показ способов выполнения задания.

Первичное выполнение операций учащимися:

1. Выполнение задания под руководством учителя.

2. Привлечение внимания учащихся к лучшим образцам выполненного задания.

3. Одобрение и поощрение в процессе выполнения задания.

4. Постепенное повышение требований к качеству и темпу выполнения задания.

Тренировочные задания:

  1. Постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.
  2.  Уменьшение объема помощи учителя до возможного минимума.

Применение умения в новых связях и новых условиях.

Закрепление навыка в новых связях и новых условиях.

Пути формирований умений по истории

Основные умения школьников при обучении истории


  Приведем примеры формируемых умений и навыков учащихся и и наиболее целесообразные виды самостоятельной работы, которые можно использовать для формирования указанных умений и навыков.

Умения и навыки, формируемые в процессе самостоятельной работы на уроках истории

Умения и

навыки

Что

предполагает

Виды самостоятельной

работы

1.Анализ

исторического

материала

  1. Выделение характерных черт, своеобразия исторических событий и присущих ему явлений.
  • выделение основного и второстепенного;
  • работа над понятием;
  • отбор материала по какому-либо вопросу;
  • определение главной идеи текста;
  • группировка материала по заданным признакам;
  • тесты на различие.

  1. Выявление причинно- следственных связей исторических событий.
  • объяснение фактов

4.  Определение характера событий на основании анализа исторического источника.

  • анализ исторического источника.

5.  Выделение существенных признаков явлений.

  • группировка материала по заданным признакам;
  • отбор материала по какому-либо вопросу.

  1. Выделение причин, следствий, значения.
  • отбор материала по какому-либо вопросу.

  1. Исследование изменений границ государства.
  • анализ исторической карты.
  1. Осмысление  и изложение теоретического
  1. Описание событий.
  • пересказ;

материала.

  1. Составление рассказа об отдельных эпизодах и явлениях истории.
  • составление рассказа по нескольким источникам;
  • устное сочинение с опорой на

наглядность;

  • составление простого плана с целью пересказа.
  1. Обобщение исторических фактов.
  1. Обобщение исторических фактов.
  • группировка материала по заданным признакам;
  • отбор исторического материала.

  1. Формулировка выводов
  • формулировка выводов;
  1. Оценка исторических

явлений и их сопоставление.

  1. Установление произошедших изменений от одного этапа к другому.

  • сравнение;
  • составление сравнительных таблиц.

  1. Сопоставление объектов, событий, явлений по заданным признакам.

  1. Локализация исторических фактов процессов во времени

(хронологические)

  1. Определение последовательности, синхронности, продолжительности изучаемых событий, определение периодов истории.
  • задачи по хронологии.

2.  Соотнесение даты с определенными процессами и явлениями.

  • соотнесение даты с определенными событиями.

  1. Составление хронологических таблиц.
  • составление хронологической таблицы.

  1. Использование исторической карты как источника знаний.
  • определение местоположения объекта по его словесному описанию.

6 Локализация исторических фактов в пространстве

(картографические)

1. Обозначение территории и границ государств.

2. Работа с легендой карты.

  • работа с контурной картой.

        Таким образом, данные, представленные в таблице, позволяют заключить, что самостоятельная работа на уроке способствует формированию необходимых умений и навыков у  умственно отсталых учащихся : анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве. Необходимо отметить, что ученики вспомогательной школы нуждаются в том, одни и те же виды работы многократно повторялись из урока  в урок, при систематическом контроле за их выполнением .Наблюдения показывают, что при несоблюдении этого условия навык утрачивается и педагогу потребуются дополнительные усилия для его восстановления.


Возможные компоненты

самостоятельной работы на уроках истории

В своей практической деятельности каждый учитель при организации самостоятельной работы умственно отсталых учащихся на уроках истории должен предполагать, что это система, которая может состоять из следующих компонентов:

  • отбор определенных видов самостоятельной работы;
  • методы организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • содержание самостоятельной работы (варианты заданий);
  • определение уровня познавательной деятельности учащихся (репродуктивный или реконструктивный);
  • определение характера деятельности учащихся;
  • определение характера деятельности учителя;
  • указание на источник информации;
  • определение формируемых умений и навыков при выполнении соответствующих видов самостоятельной работы.

Центральным звеном этой системы является уровень познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы. Он зависит от:

1) типа заданий;

  1. характера деятельности учащегося;
  1. особенностей его мыслительных операции;
  1. объема помощи учителя.

Остановимся на характеристике этих уровней.


Характеристика уровней познавательной деятельности           учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы.

Уровень

Что предполагает

Тип задания

Характер деятель-ности учащегося

Особенности мыслительной деятельности

Характер деятельн. учителя

  1. Реп-родук-тивный.

прямое восп-роизведение знаний, реше-ние по образ-цам

простые задания, упражнения по алго-ритмам; нахождение готовых ответов в текс-те; отбор уч. материала; изложение по бразцам.

распознает информацию, описывает, устанавливает подобие

репродуктив-ное мышле-ние, механи-ческая память

объясняет помогает, рекомен-дует, инст руктирует оценивает побуждает к деят-ти

  1. Реко-нструк-тивный.

преобразова-ние имеющих ся знаний

отбор учебного мате-риала с выделением главного; отбор на основе увеличения числа источников; составление задач; составление сложных планов

поиск самостоя-тельных путей решения, отрыв от образца - простор для размышлений; частичная пот-ребность в самос тоятельном поиске

логическое мышление, осмыслива-ние внутрен-ней структу-ры явления

объясняет, рекомен-дует, оце-нивает, час тично по-буждает к деятельнос ти

  1. Ва-риатив-ный.

преобразова-ние имеющих ся знаний с переносом на новые ситуа-ции

установление причин по следствиям; анализ путем сравнения

поиск новых пу-тей решения проб лемы с целью рас крытия всех сто-рон явления; при менение получен ных знаний в из-мененных ситуа-циях; потреб-ность в самост. поиске

логическое мышление поиск инфор мации на ос-нове собств. дедуктивных выводов

организует оценивает

  1. Тво-рческий.

овладение новыми спосо бами и прие-мами дейст-вий

проблемные задания; образные задания

самост. поиск; потребность в самостоятельном поиске; получе-ние существенно новой информа-ции

творческое мышление, оригиналь-ные суждения

организует оценивает

Работы продуктивного типа- вариативные и особенно творческие ,как показывает практика, трудны для выполнения умственно отсталыми учащимися. Они требуют преобразующей умственной деятельности, синтезирования и переработки знаний, воспроизведения их в фрагментарной, выборочной или целостной форме. Поэтому представляется целесообразным остановиться на заданиях репродуктивного и реконструктивного типа.

Заключение.

Какой возможен результат?

-рациональная организация учебного процесса;

-активизация деятельности умственно отсталых школьников на уроках истории;

-формирование интереса к самостоятельной работе и потребности в ней;

-формирование умений и навыков самостоятельной работы;

-развитие познавательных способностей учащихся

Реализация данной системы возможна при соблюдении следующих условий:

-организация самостоятельной работы во всех звеньях учебного процесса;

-учащиеся должны являться активными участниками процесса познания;

-отбор целесообразных заданий для самостоятельных работ в соответствии с целями урока, формируемыми умениями и навыками;

-доступность для выполнения умственно отсталыми учащимися;

-отбор заданий с учетом постепенного нарастания трудности самостоятельной работы (от I ко II уровню);

-предоставление дифференцированных заданий;

-управление учителем самостоятельной деятельностью учащихся путем объяснения того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом ее выполнять.

 Как показывает практика, умственно отсталые школьники располагают нечеткими представлениями об явлениях общественной жизни, беден их словарный запас, приемы учебной деятельности не отражают специфики исторического познания, им известны лишь немногие источники знаний об истории. Поэтому задачей учителя является стимулирование и развитие посильной для учащихся самостоятельности, обучение способам и приемам деятельности:

-умение рационально планировать работу;

-отбирать оптимальные способы решения поставленных задач;

-осуществлять самоконтроль за выполнением задачи;

-способность анализировать итоги.

Исходя из этого, попытаемся определить некоторые методические требования:

-самостоятельная деятельность учащихся проводится под руководством и контролем учителя, объем этой помощи различен. Он зависит от степени сложности задания и уровня сформированности умений и навыков учащихся;

-самостоятельная работа сочетается с другими приемами обучения, не занимая весь урок;

-материал должен быть доступен и посилен учащимся, что особенно актуально при работе на начальных звеньях обучения;

-должна осуществляться опора на знания и умения предшествующих уроков.  

-необходимо учитывать индивидуальный уровень сформированности у учащихся навыков выполнения самостоятельной работы.              

Исторические знания умственно отсталые школьники получают в течение трех лет- в 7, 8, 9 классах. Уровень самостоятельности учащихся должен изменяться не только от класса к классу, но и в течение одного учебного года. Развитие самостоятельности в обучении истории идет по следующим основным направлениям:

-способность к усвоению исторических знаний, постепенное расширение круга источников, используемых в обучении;

-способы воспроизведения усвоенных исторических знаний на уроках;

-объяснение сущности исторических явлений с возрастающими глубиной и доказательностью.

Кроме того, необходимо обращать внимание на развитие у умственно отсталых учащихся способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории, что связано с формированием у них определенных знаний и умений:

-понятий об основных структурных элементах исторических знаний (событиях, причинах, определениях, оценках и т.д.) и умения эти элементы распознать;

-знаний основных видов источников информации (учебник, хрестоматия, справочник), их специфики и особенностей познавательной деятельности с ними ;

-овладение приемами работы с различными источниками знаний.

Способность выполнять работу с историческим материалом самостоятельно при все большем и большем сокращении объема помощи учителя является одним из основных критериев сформированности умений и навыков по истории у учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Урок истории в коррекционной школе VIII вида

Данный урок может быть использован учителями коррекционных школ VIII вида...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...

Юрченко Е.Ф. "Приёмы и формы успешного обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрывается содержание методических приёмов обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС

Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных пробл...