Управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс)

Остроухов Владимир Васильевич

В докладе рассказывается о роли самостоятельной работы учащихся на уроках физики, представлены основные этапы и принципы  управления самостоятельной работой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Управление самостоятельной деятельностью школьников.

на уроках физики.

Самостоятельная работа – это не только вид организации уроков или каких-либо занятий и метод обучения учащихся, это еще и способ привлечения школьников к самостоятельной  деятельности, способ её логического и психологического устройства.  

Для развития сильной личности необходимо планомерное  присоединение её в самостоятельную деятельность, которая бы в ходе особого типа учебных заданий, таких как самостоятельные работы, принимала бы форму проблемно-поисковой деятельности.

      Можно выделить  3 направления деятельности, по которым  формировалась самостоятельность обучения – познавательная, практическая и организационно-техническая.

     Самостоятельная работа – это та работа, которая может выполняться  без личного вмешательства учителя, но по его заданию, в специально отведённое для этого время, при этом школьники, осознанно  достигают поставленных целей, используя свои старания и выражая в различном  виде полученный результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

          Результативность  учебной деятельности  познания устанавливается не только качеством преподавания, но и самостоятельной деятельностью учащихся.

Управление самостоятельной деятельностью школьников.

      Данный процесс управления должен уметь обеспечивать организацию основных  функций самостоятельной работы учащихся как в школе, так  и дома.

        Потребность в управлении следует из состава всей педагогической системы. Частями  этой системы могут быть следующие: поставленные определённые цели, методы, какая-либо деятельность, взаимоотношения, возникающие непосредственно между участниками этой системы и объединяющее их совместную реализацию. Потеря различного звенья  ведёт к разрушению этой системы в целом.

Учащиеся  всегда нуждаются,  и  будут нуждаться  в помощи либо своего учителя, либо непосредственно в помощи одного из сотрудников педагогического коллектива, так у них ещё недостаточно большой опыт в самостоятельной деятельности. Даже  очень хорошо подготовленным учащимся необходимы совет или консультация учителя, правда, не всегда и не очень часто, как остальным учащимся.

                     Педагогическое руководство-это управление самостоятельной деятельностью учащихся  на этапе её непринуждённого выполнения: представление учебной задачи учащемуся, инструкция по её выполнению, мотивация её разрешения, контроль и корректировка самостоятельных операций учащихся, оценивание полученных результатов самостоятельной работы.

     Организация самостоятельной работы - это подбор различных средств и методов, побуждающих самостоятельную активность, реализацию  условий  её эффективности.

       В  результате управления самостоятельной деятельностью одно из первых мест принадлежит учителю, ведь именно он принимает самое прямое  участие в управлении педагогического процесса. В связи с этим необходимо учитывать следующие принципы управления:

  1. дифференцированный подход к учащимся с соблюдением доступности учебных нагрузок;
  2. закономерное увеличение интеллектуальных нагрузок и обоснованный переход к наиболее не точным рекомендациям по организации и реализации самостоятельной работы;
  3. систематическое удаление педагога;
  4. переход от контроля учителя к самоконтролю.

Принципы  организации самостоятельной работы учащихся.

        На уроках с помощью самостоятельных работ различного типа

учащиеся получают новые знания, умения и навыки. Данные работы только тогда могут дать определённые результаты, когда они определённым образом организованы, то есть представляют собой данную систему.

         Под системой самостоятельных работ мы осознаём, в первую очередь, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчинённых общим задачам.          Любая система должна в полной мере удовлетворять конкретным критериям. В обратном же случае данная система не сможет являться определённой системой, она лишь будет состоять из  случайного набора фактов, предметов и явлений.

         При создании системы нескольких самостоятельных работ разного типа в качестве первостепенных дидактических требований выдвинули следующие:

  1. Любая система самостоятельных работ должна содействовать разрешению важнейших  дидактических задач – получению учащимися важных и прочных знаний, а также умений и навыков, формированию у учащихся познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также уметь организовывать и применять полученные знания на практике.
  2. Система самостоятельных работ в полной мере должна удовлетворять самым главным принципам дидактики, и, первоначально, таким принципам, как принцип доступности и принцип систематичности, принципу связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на научном высоком  уровне.
  3. Система должна включать в себя такие работы, которые должны быть различны как по учебной цели, так  и по содержанию. Это нужно для того, чтобы обеспечить формирование у учащихся различные  умения и навыки.
  4. Очередность проведения домашних и классных самостоятельных работ

должно быть логически вытекающим из предыдущих работ и  при этом готовить почву для реализации последующих.

           Результативность любой самостоятельной работы можно достичь, если она является одним из важнейших, органических звеньев учебного процесса, и для неё предусматривается специально отведенный промежуток времени на любом уроке, если она всегда проводится планомерно и систематически.

Исключительно при данном условии у учащихся постепенно вырабатываются достоверные знания и навыки при выполнении системы различных самостоятельных работ и увеличиваются темпы в её выполнении.

Одной из главнейших задач учителя является осуществление самостоятельной работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся не только много работали самостоятельно, но также выполняли это с максимальной долей удовольствия.

Самостоятельность у учащихся  надо развивать постепенно, постоянно, при этом соблюдая определённые принципы:

  • принцип обязательности;
  • принцип посильности;
  • принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы;
  • принцип интересности;
  • принцип постоянной занятости;
  • принцип использования эмоций;
  • принцип поощрения.

         При выборе типов самостоятельной работы, при обозначении её объёма и содержания нужно соблюдать, как и во всём процессе обучения, основные принципы дидактики. Наиважнейшее значение в данном процессе имеют такие принципы, как принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Использование таких принципов к управлению самостоятельной работой может иметь следующие особенности:

  1. Любая самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это может быть достигнуто четкой формулировкой цели работы. Задачей  учителя является следующее: для того, чтобы сформулировать задание, которое вызывала бы у учащихся не только интерес к данной работе, но и стремление выполнить её как можно качественнее и быстрее.
  2. Самостоятельная работа должна быть истинно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать внимательно и сосредоточенно.
  3. На самых первых занятиях у учащихся нужно развить самые наиболее простые навыки самостоятельной работы, такие как выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п. Уже в таком  случае перед самостоятельной работой учащимся должен быть показан  наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
  4. Для любой самостоятельной работы необходимо предлагать задания, при выполнении которых учащиеся не смогут применить действия по готовым шаблонам, а будут применять полученные в незнакомой ситуации. И вот только в таком случае любая самостоятельная работа сможет поспособствовать развитию инициативы  и познавательных способностей учащихся.
  5. В структуре самостоятельной работы также необходимо учесть, что для освоения знаниями, умениями и навыками всем учащимся требуется  различный промежуток времени. Привести в исполнение это можно следующим путем: путём дифференцированного подхода к учащимся.                                 Контролируя  ход работы класса в общем, и каждого отдельного учащегося, учитель должен уметь вовремя переключать учащихся, которые удачно справились с заданиями самостоятельной работы, на выполнение более сложных заданий.
  6. Задания,  которые предлагаются для самостоятельной работы учителем, должны быть интересны учащимся. Интерес к работе может достигаться новшеством задач, которые выдвигает учитель в своих самостоятельных работах.
  7. Самостоятельные работы учащихся нужно и очень важно планомерно и систематически включать в учебную деятельность.
  8. При реализации самостоятельной работы необходимо осуществлять осмысленное сочетание изложения какого-либо нового материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний, умений и навыков.
  9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого типа руководящая роль всегда  принадлежит только учителю. Учитель тщательно продумывает всю систему самостоятельных работ, их закономерное включение в учебный процесс. Также учитель обучает учащихся такому методу как метод самоконтроля и самостоятельно осуществляет контроль за проведение самостоятельной работы и за её результат, также должен изучать  индивидуальные особенности каждого из учащихся, учитывать их при осуществлении самостоятельной работы.

 Виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики.

В процессе обучения физике могут применяться различные виды самостоятельных работ, с помощью которых учащиеся сами самостоятельно получают различные знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, которые используются в учебном процессе, следует различать по следующим признакам:

  • по дидактическим целям;
  • по уровню самостоятельности учащихся;
  • по степени индивидуализации;
  • по источнику и методу приобретения знаний;
  • по форме выполнения;
  • по месту выполнения.

В своей работе я буду классифицировать виды самостоятельных работ по источнику и методу приобретения знаний.

Согласно этому признаку на уроках физики можно использовать следующие виды самостоятельных работ:

  • работа с книгой;

Этот вид самостоятельной работы является одним из основных и главных видов. Ученики должны уметь работать с учебником, т.е. находить ответы на вопросы, конспектировать какие-либо параграфы или отдельные подзаголовки.

  • решение и составление задач;

Ученики должны уметь решать задачи. Составление задач позволяют ученикам сформировать познавательный интерес.

  • лабораторные и практические работы;

С помощью лабораторных работ ученики могут увидеть как применяется закон в схемах.                      

  • подготовка докладов;
  • подготовка и защита рефератов.

Пути развития самостоятельности на уроках физики.

Развитие самостоятельности учащихся взаимосвязано с учебной деятельностью учащихся. Никаким образом не получится сформировать самостоятельность, не вовлекая при этом учащегося в учебную деятельность.

Пути  развития самостоятельности:

Первый путь. Необходимо научить в любой задаче узнавать изученное ранее. Данная методика очень полезна тем, что учит учащихся  ощущать связь нового с раннее изученным, приучает действовать осмысленно и рационально.

Но для того, чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд следующих умений:

  • вести анализ (разделяя условие задачи на составные элементы – тела, которые участвуют в событии, их состояния);
  • уметь проводить сопоставление (сравнение);
  • делать выводы.

Все перечисленные  операции относятся к очень важным мыслительным операциям.

Второй путь. Обучение деятельности.

Нужно  предлагать алгоритм каждого действия, например, план рассказа о какой-либо физической величине, физическом законе, алгоритм решения задач на применение какого-либо закона, план выполнения практической работы и др. А если все эти алгоритмы ещё записать в тетрадь и использовать систематически, то у учащихся вырабатывается привычка действовать в похожей ситуации результативно.

Третий путь. Включение учащихся в разнообразную познавательную деятельность.

Необходимо, чтобы все учащиеся могли не только хорошо формулировать ответ о какой-то изученной физической величине или какого-либо закона, но и также проводить наблюдения, собирать электрическую цепь и т.д.

Вот такими видами деятельности можно занять учащихся на уроках по физики:

  • решение задач у доски с комментариями;
  • демонстрация и объяснение различных опытов;
  • выполнение практических заданий на местах;
  • устные ответы у доски;
  • опросы учащимися друг друга;
  • ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного;
  • иллюстрация явления примерами из жизни;
  • нахождение ошибок в предложенном тексте и др.

Учащимся также можно предложить такие виды деятельности, которая связана с мыслительными операциями:

  • анализ физических ситуаций;
  • проведение сравнений;
  • сопоставление полученных результатов и др.

С текстами можно предложить следующие виды работ, такие как:

  • иллюстрирование  данного текста;
  • дополнение текста новой информацией;
  • пересказ предлагаемого текста и др.

С оборудованием можно провести такие формы работы, например:

  • составление паспорта прибора;
  • реклама приборов;
  • подбор приборов для решения любого экспериментального задания.

К поисковым видам деятельности могут быть отнесены задания следующего типа:

  • поиск и подбор таких пословиц, поговорок, народных примет,  которые могут быть объяснены с точки зрения физики;
  • поиск отрывок из различных стихотворных произведений, в которых речь идёт о различных физических явлениях;
  • подготовка сообщений, докладов по дополнительной литературе;
  • поиск высказываний учёных, деятелей техники о науке;
  • написание сочинений, стихотворений на физическую тематику и др.

Четвёртый путь. Поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности: учителя (при объяснении нового материала), демонстратора (при постановке различных опытов), консультанта (при решении задач любого типа), лаборанта (при подборе определённого оборудования), эксперта (при опросе и зачёте) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».

Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества  для познания и найти...

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

В спортивной деятельности под термином метод понимают способ применения основных средств тренировки и совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера (ученика и учителя)...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Педагогический совет "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.Задачи:Обосновать необходимость использования управленческих знаний и на...

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке физики

На современном этапе реформирования всего общества, необходимо привить умение самостоятельно пополнять свои знания,  ориентироваться в потоке информации....

Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».

Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время....