Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке физики
методическая разработка на тему

Попова Раиса Геннадьевна

На современном этапе реформирования всего общества, необходимо привить умение самостоятельно пополнять свои знания,  ориентироваться в потоке информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза

Доклад по теме

«Управление познавательной деятельностью

 учащихся на уроке физики»

 

                                                        Подготовила:

учитель физики

                                                        МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

                                                            Попова Раиса Геннадьевна,

                                                        высшая категория

г. Луза, 2017г.

        На современном этапе реформирования всего общества, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно сделать главную ставку на освоение суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, искать пути, обеспечивающие подготовку учащихся к самостоятельному продолжению образования. Действенным средством реализации этой задачи является самостоятельная работа школьников на уроке, как средство активной познавательной деятельности. Воспитание у школьников таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, творчество, возможно через применение активных форм познавательной деятельности.

В основе управления познавательной деятельностью, учащихся на уроке лежат следующие идеи: а) обучения и воспитания в деятельности, б) педагогики сотрудничества, в) личностно-ориентированного подхода.

Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий, а также создание на уроке атмосферы комфортности, взаимопонимания - все это является мощным средством развития активной познавательной деятельности учащихся. Еще Л.Н. Толстой сказал: «Наука есть наука и ничего не несет в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и твою науку, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия».

       Система работы учителя должна включать в себя следующее:

  • Диагностика обученности и обучаемости школьников, диагностика «мое     отношение» к самостоятельной работе.
  • Отбор учебного и дидактического материала, способствующего активной мыслительной деятельности школьников.
  • Создание условий каждому ученику для включения их в активную самостоятельную деятельность через использование форм организации познавательной деятельности: использование опоры как ориентировочной основы деятельности и использование игровых, проблемных ситуаций, групповых форм работы.
  • Обеспечение успешного обучения каждого ученика через использование личностно-ориентированного и дифференцированного подхода.
  • Рефлексивный характер обучения: знание учащимися их собственных

     возможностей и результатов учения; сочетание контроля учителя с само- и

     взаимоконтролем ученика; самостоятельная формулировка целей урока, текущих выводов.                        

  • Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

        

Развитие самостоятельности и творческих способностей школьников осуществляется путем поэтапного включения их в разнообразные виды познавательной деятельности на всех этапах уроков. Для этого можно предложить учащимся:

  • Выделение в тексте главного, существенного. Составление плана по учебному материалу. Составление перечня основных понятий темы по тексту учебника. Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции.
  • Конструирование вопросов различной степени сложности по учебному материалу.
  • Составление задач, кроссвордов и решение их. Конкурс на лучшее задание для контрольной работы по теме.
  • Проведение домашнего эксперимента, опыта, наблюдение явления.
  • Составление рассказов, сочинений, отзывов, содержащих описание физических явлений, законов, подбор технической информации о достижениях науки и техники, а также отрывков из художественной литературы (стихотворений, пословиц и т.д.) о физических явлениях.
  • Выполнение заданий творческого характера: предложите модель устройств, сконструируйте прибор для..., предложите проект, предположите, что произойдет, если..., предложить свое объяснение ситуации…
  • Работа с дополнительной литературой: подготовка докладов, рефератов.
  • Индивидуальная работа с учащимися: выполнение тестов, заданий с разным уровнем сложности, собеседование по изученной теме.
  • Выполнение творческих групповых заданий по подготовке к семинарам, конференциям, деловым играм.

                Новый подход к образовательному процессу способствует разработке эффективных, более совершенных методов обучения и включает в себя управление учебной деятельностью с целью формирования познавательного интереса, как актуальнейшей проблемы психолого-педагогической науки. Интерес, являясь базой активности субъекта в процессе деятельности или учебы, играет основную роль в решении главных задач воспитания и образования подрастающего поколения. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных форм и методов развития интереса у школьников. Внедрение телекоммуникационных систем открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью и ее интенсификации, они позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой учениками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщенном систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Телекоммуникационные системы предназначены для самостоятельной работы над учебным материалом, заложенным в банк информации. И развитие познавательного интереса с помощью телекоммуникаций предполагает превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы.

        Использование телекоммуникаций включает применение электронной почты, телеконференций, удаленных баз данных.

В России телекоммуникации, в образовательном процессе начали применяться с 1989 года. В школьном образовании телекоммуникации применяются для повышения активности учащихся связанных с разнообразными видами творческих работ, в том числе и учебной деятельности, а также для обмена информацией между участниками, как внутри страны, так и за ее пределами.

Телекоммуникации:

  • существенно расширяют возможности представления не только рациональной, но и образной информации (цвет, звук, графика, все средства видеотехники);
  • позволяют значительно усилить мотивацию учения за счет формирования положительного отношения к учебе;
  • качественно изменяют контроль за деятельностью учащихся, формируют рефлексию своей деятельности, наглядно представляют результаты их действий.

         Все названные выше приемы способствуют не только развитию самостоятельности и творческих способностей школьников, но и активизируют их познавательную деятельность и делают ее не только увлекательной, но и продуктивной, т.к. современная педагогика выводит на первое место обучаемого, его ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. И главное в этом направлении то, что оно устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его собственных усилий, собственной активности.

Литература.

  1. Опыт и проблемы обучения физике в условиях модернизации образования. Киров. 2003г.
  2. Н.К.Мартынова. Физика. Книга для учителя. Москва «Просвещение». 2002г.
  3. Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся.
  4. Алборова С.З. Новые информационные технологии в образовании.  Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции "Человек, государство, общество, традиционные проблемы и новые аспекты". Владикавказ, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации познавательной деятельности на уроке физики.

Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно  физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...

Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики

Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....

Развитие познавательного интереса на уроках физики

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках физики, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отыскани...

Роль экскурсий в развитии познавательного интереса на уроках физики(сборник творческих работ учащихся)

Цель проекта: показать, что процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание учебного материала будет разносторонним, выстроенным на основе эмпиричес...

Управление познавательной деятельностью на уроке

Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует владения стратегиями познавательной деятельности. Т.е. учебный про...

Мастер-класс : «Формирование познавательных УУД на уроках физики и внеурочной деятельности» Буданова Ольга Евгеньевна, учитель физики МБОУ СОШ №128.

На уроках и во внеурочное время создать условия для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхо...