Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения (химия в учебной деятельности слепых обучающихся)
статья по химии

Специфику коррекционной работы по химии можно определить следующими положениями:

- выявление признаков химических объектов с помощью неполноценного зрения  сохранных органов чувств;

- подбор химических объектов, доступных для восприятия с помощью дефектного зрения;

- использование специального (модифицированного) дидактического материала по химии с выделенными характерными признаками с помощью увеличения изображения, использования цветового контраста, рельефа;

- применение специальных приёмов и способов коррекционного обучения;

- использование специального оборудования, тифлоприборов и других средств коррекции недостатков зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tiflopedagogicheskie_osnovy_prepodavaniya_himii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Кекнохаева Л.Д

ГБОУ  общеобразовательная

школа-интернат для слепых обучающихся №1 г. Москвы

 

 Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения

(химия в учебной деятельности слепых обучающихся)

        При обучении слепых учащихся химии учителя химии постоянно сталкиваются со специфическими особенностями, как самой психики ребёнка, так и со спецификой предмета. Химический материал во многих случаях представляет опасность, работа с ним предполагает использование приборов, специального оборудования, реактивных ёмкостей, что требует тщательного зрительного контроля и определённых умений. Для того чтобы дети были коррекционно подготовлены к изучению систематического курса химии необходим пропедевтический курс в более ранних классах.

        Специфику коррекционной работы по химии можно определить следующими положениями:

- выявление признаков химических объектов с помощью неполноценного зрения  сохранных органов чувств;

- подбор химических объектов, доступных для восприятия с помощью дефектного зрения;

- использование специального (модифицированного) дидактического материала по химии с выделенными характерными признаками с помощью увеличения изображения, использования цветового контраста, рельефа;

- применение специальных приёмов и способов коррекционного обучения;

- использование специального оборудования, тифлоприборов и других средств коррекции недостатков зрения [1].

        Например, на уроках химии изучение физических свойств серы связано с использованием не порошковой, а черенковой серы. Для химической реакции лучше подбирать те вещества, которые дают обильное выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, сильную экзо- и эндотермичность. Все перечисленные признаки прохождения химического процесса более доступны для неполноценного зрения или восприятия с помощью сохранных органов чувств.

        Для того чтобы слепые учащиеся могли легко находить нужные реактивы для проведения опытов лабораторная посуда должна быть подписана как плоским, так и рельефным шрифтом. Химическая посуда должна быть устойчивой, термостойкой, надёжной в употреблении.

        Для облегчения слепым учащимся ориентации при построении формул и схем химических реакций школой разработано учебное пособие «Конструктор по химии для слепых». Пособие состоит из ящика с рабочей доской с отверстиями. По периметру ящика расположены ячейки с моделями химических знаков, цифр, радикалов, функциональных групп. Модели представляют собой полиэтиленовые пластинки с рельефными обозначениями по системе Брайля. Все пластинки с обратной стороны имеют ножки (штыри), что позволяет крепить их на рабочей доске. При письме слепые учащиеся, используя прибор для письма по Брайлю, тратят много времен на контроль над правильностью усвоения материала. Им приходится открывать прибор,  вынимать из него тетрадь, затем делать обратную операцию. С помощью «Конструктора по химии для слепых» это недостаток ликвидируется [2].

Литература

  1. Тупоногов Б.К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей. М., 1995 г.
  2.  Тупоногов Б.К. Школьная тифлотехника на уроках химии. М., 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основы коррекционно-развивающей работы по преодолению дизорфографии школьников"

Понятие о дизорфографии и условия её коррекции, список используемой литературы...

Игровые (адаптированные) упражнения для детей с ТМНР на основе коррекционно-развивающих пособий компании Dusima

В материале описаны  специальные упражнения для  детей с ТМНР  на основе коррекционно-развивающих пособий компании  Dusima....

«Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР»

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает, использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики  РАО....

Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».

Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время....

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

План коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность

Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей...